Просмотр содержимого документа
««Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей». »
КГУ «Средняя школа № 40 имени Д. М. Карбышева»
Заседание профессиональной студии по теме «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического
здоровья детей».
г. Петропавловск
Понимать – значит чувствовать
К. Станиславский
Структура занятия.
Пролог (вступительная часть)
Этюд.
Экспликация (информационно - формирующая часть).
Коррекция.
Рефлексия.
Форма практического занятия - групповая.
Оборудование: листы с набором пиктограмм из 15 фигур, карточки с заданиями, учебная доска, весы с набором карточек - грузов, таблицы и диаграммы.
1.Пролог.
Уважаемые коллеги, гости! Я приглашаю Вас принять участие в работе профессиональной студии.
Задание № 1. Глядя на портреты проблемных подростков продолжите высказывание, описывающее типичную ситуацию: «Когда он..то я.. (см. приложение)
Ведущий: Обратите внимание насколько разнообразны наши способы взаимодействия с подростками при возникновении «нештатной» ситуации. Причем, каждый из нас стремится, сохраняя достоинство этого подростка, не допустить ущемления достоинства окружающих, тем самым формируя ценностное отношение ученика к самому себе и другим.
Задание №2.
Группа №1,№2.
Продолжи высказывание - «Для меня эта четверть была ....»
Группа №3,№4
«Для моих учеников эта четверть была...»
Ведущий: Обратите внимание на общность трудностей педагогов и учащихся. Все это порой вызывает чувство неудовлетворенности, душевного дискомфорта, что ведет порой к истощению НС, стрессовым ситуациям.
2.Этюд.
Всем группам задание «В последнее время на работе меня радовало... или огорчало...»
(Ведущий: каждому высказыванию будет соответствовать груз на весах: синие фишки «-» и красные «+»).
Ведущий: Чаша весов с положительными высказываниям перетянута, но несмотря на это в профессиональной деятельности присутствует немало негативных факторов , что вызывает необходимость сохранения психологического здоровья педагога.
3.Экспликация.
Среди учителей коллектива до занятия студии было проведено анкетирование .
Анкета.
Выбирая профессию учителя вами руководили....
Проработав учителем —…. лет, я больше всего ценю в своей профессии.
Наиболее трудным для меня в моей работе является (смотри ответы по диаграммам). Сравнительный анализ профессиональных качеств учителей.
Для успешного решения школьной проблемы мы провели опросник по профессиональной деятельности учителей и выявили следующую картину.
К портрету учителя нашей школы позволю добавить следующие черты:
Возраст от 20-30лет -26%
от 30-40лет-10% 94% - женщины,
от 40-50лет-38% более 50-16%
Среди учащихся старших классов был проведен опрос об идеальном и реальном учителе. Наиболее значимые личностные качества идеального учителя ( по их мнению)
доброта
требовательность
понимание
умение слушать
умение найти компромисс в любой конфликтной ситуации
справедливость
чувство юмора и т.д
Реальный учитель (личностные качества)
нервозность
грубость
оскорбление
несдержанность
Учителя школы в число позитивных сторон своей профессии включили:
Группа№1,2
Позитивные стороны учительской профессии:
Постоянное общение с молодежью.
Активная работа с детьми.
Возможность видеть результаты своего труда
Творчество
Подтянутость и т.д.
Группа №3,4
Негативные стороны учительской профессии:
1 .Неадекватная оценка труда со стороны государства.
Хамство и недисциплинированность учащихся и т.д.
Учителя практики - стажисты нашей школы назвали и другие проблемы, волнующие их.
Недостаточное участие семьи в воспитании детей и подростков.
Снижение у учащихся учебной мотивации.
Состояние психического и физического здоровья школьников ( приводятся данные медицинского работника).
Психолог: Современный учитель подвержен многим факторам риска, постоянно испытывает повышенные психологические нагрузки, отрицательно сказывающиеся на состоянии его нервной и сердечно-сосудистой системы.
К вашему сведению американский кардиолог сформулировал два жизненных правила:
l. He огорчайтесь по пустякам.
2.Все пустяки.
Упражнение. «Герб учителей», закрепляющий позитивный образ видения профессии. Инструкция: из набора пиктограмм выбрать три символа, ассоциирующиеся с профессией учителя. «Высказывание учителей из пиктограмм»
Ведущий: Работая в сфере взросло-детских коммуникаций, мы должны уметь достойно защитить себя, ребенка и помнить, что психологическое здоровье учителя выступает как необходимое условие здоровья ученика.
Не секрет, что часто « проблемные» подростки провоцируют учителя на конфликт.
Как избежать конфликта , а если уж он возник, то каким способом его можно разрешить.
1.Коррекция . Теоретическая часть.
Ведущий: В литературе существует прямые и косвенные способы отреагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащегося .
1.Примерами прямых способов могут быть суждения типа «Ты прав», «Те не прав» оценочные суждения «Плохо», «Хорошо» и т.д.
Ведущий: Задание: выберите возможные варианты решения описанной проблемы или предложите свое решение (учителям раздаются карточки смотри приложение)
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, мы отработали навыки профессиональной защиты, используя различные способы и приемы отреагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащегося.
Вопрос: почему разные учителя выбирают разные стили поведения в классе? (Объяснения учителей).
Ведущий: Качество и свойства личности педагога не могут не влиять на развитие и формирование личности детей и т.д.
Обобщение ведущего: закончить заседание студии мне хочется притчей :
В давние времена жила удивительно дружная семья из ста человек. Весть об этой семье долетела до самого верховного правителя. Он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился , что это так , то он спросил главу семьи : «Как вам удается жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Тогда глава взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ»
И так!
Понимать, значит чувствовать. Чувствовать, как поступить в данной ситуации, как выйти
из конфликта, как не допустить нервного срыва в своих поступках.
А мы желаем Вам полного взаимопонимания в ваших семьях, в ваших учительских, в основном «женских» коллективах, в ваших классных коллективах и надеемся, что достичь Вам его удастся.