Просмотр содержимого документа
«Проект "Игры на уроках краеведения"»
Проект «Игры на уроках краеведения»
Абрамова Н.М., учитель географии
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8,
Рыжова Г.О., учитель биологии
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8,
Цель проекта:
Показать роль игры в учебном процессе на уроках краеведения
Задачи проекта:
Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках краеведения через различные формы игровой деятельности.
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Толерантное отношение к окружающим.
Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
Актуальность проекта:
Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала.
Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения
Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках краеведения:
Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса
Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности
Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре
Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся
Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса
Наличие предварительной заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности
Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащихся.
Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок
Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии ребенка
Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку учащегося
Метод изучения действий «соперника»
Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.
Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным материалом:
Стремление к результату
Стремление к самой деятельности, независимо от результата
Стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата
Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет)
Игры развивающего обучения:
«Игра без слов»
«Ассоциации»
«Умник и умницы»
«Своя игра»
«Великие люди земли Новгородской»
«Ярославово дворище»
«Улицы города»
«Знатоки»
«В. Бианки и Новгородский край» и другие
Ролевые игры в учебном процессе:
Одной из форм игровых методов проведения уроков является метод ролевой игры по типу проблемно-ролевая дискуссионного характера. В отличие от театрализованной игры в проблемной игре происходит лишь распределение ролей и ставится проблема, решить которую должны участники с позиций своих персонажей.
Фольклор на уроках краеведения
Природные условия территории всегда имели большое значение для проживания на ней населения, то чем они занимались. В многочисленных загадках, пословицах и поговорках, приметах передается описание характерных черт природы конкретных территорий. Работа идет не только чисто географическая через наблюдения за погодой и природой, параллельно учащиеся работают и над словом, улучшая свою грамматику и орфографию. Некоторые загадки сочиняют сами учащиеся.
Промыслы и ремесла всегда являлись основой хозяйства региона. Знакомясь со сказками и былинами новгородского края, в которых отражается национальное своеобразие, что позволяет учащимся сформировать представление о декаративно-прикладном искусстве края. Уметь выделять новгородские мотивы и образы.
Игра – это:
Деятельность
Мотивированность
Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
Увлеченность
Развитие речи
Формирование определенных навыков
Общение
Познание
Усвоение учебного материала
Нами разработано 21 игра по различным темам по краеведение. При разработке игр мы используем, как свои, так и готовые шаблоны игр.
Интерактивная игра «Знатоки Новгородчины»
Данная игра может применяться как на уроке краеведения, так и во внеклассных мероприятиях. Игра дает возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить знания, а с другой – приобрести новые.
Игра относится к играм индивидуальной формы или возможен вариант участия малых групп, по принципу «Своя игра». Правила этой игры заключаются в том, что игрокам предлагаются темы, состоящие из 5-6 вопросов. Каждый выбирает тему и номер вопроса, а затем предлагает ответ на выбранный вопрос. Интерактивный вариант игры дает возможность сразу проверить ответ.
Интерактивная игра «Знатоки Новгородчины»
Раздел «Земляки»
Вопрос №1.
Этот знаменитый художник родился в селе Карпово Грузинского погоста Новгородского уезда в семье крепостного. В Новгороде жил в доме графа Миниха. Обучался в Народном училище, где и стал рисовать. О ком идет речь?
Ответ: Тропинин В.А
Вопрос №2.
Родился в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Кто этот ученый?
Ответ: Н.Н. Миклухо-Маклай
Вопрос №3.
Он родился в Новгороде, учился в Новгородском духовном училище, Славяно-греко-латинской академии, в гимназии Академии наук изучал физику, математику, историю. В 1731 г. издал «Правила русской орфографии», «Правила русской грамматики» и «Латино-немецко-русский лексикон». Обучал русскому языку императрицу Екатерину II. О ком идет речь?
Ответ: Ададуров В. Е
Вопрос №4.
Композитор, пианист, дирижер - он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Кто это?
Ответ: Рахманинов С.В.
Вопрос №5.
Родился в усадьбе Полыновка, близ Боровичей. Русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Он написал оркестровые миниатюры «Музыкальная табакерка», «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Кто это?
Ответ: Лядов А.К.
Вопрос №6.
Родился 30 августа в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородской земской семинарии, мать – учительницей музыки. Печататься начал с 1924 г. В этом же году выпустил сборник морских повестей "Злое море".
Ответ: Житков Б.С.
Раздел «Литературное путешествие»
Вопрос №1
Неоднократно бывал в Новгородском крае, путешествуя из Петербурга в Москву. Проезжая по нашему краю, писатель видел удручающие картины крестьянского рабства, нищеты и горя. Отразил в своих сочинениях многие стороны жизни Новгорода и губернии. 10 глав из «Путешествия» получили названия станций, расположенных на территории Новгородской губернии: «Чудово», «Спасская Полисть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцево», «Крестцы», «Яжелбицы», «Валдай», «Едрово». О ком идет речь?
Ответ: Радищев А.Н.
Вопрос №2
Хорошо знал Новгород, людей и быт Новгородского края, изучал древненовгородскую историю. На темы и сюжеты из истории Новгорода им написаны баллады "Ушкуйник", "Садко", историческая драма "Посадник". Кто это?
Ответ: Толстой А.К.
Вопрос №3
"Сыны снегов, сыны славян, Зачем вы мужеством упали? Зачем?...Погибнет ваш тиран, Как все тираны погибали!... До наших дней при имени свободы Трепещет ваше сердце и кипит!... Есть бедный град, там видели народы Все то, к чему теперь ваш дух летит»
стихотворение «Новгород»
Ответ: Лермонтов М.Ю
Вопрос №4
Он был сослан в Новгород и назначен на должность советника губернского правления. Положение политического ссыльного, казенная служба, оторванность от друзей, единомышленников - все это наложило отпечаток на его восприятие Новгорода. О ком идет речь?
Ответ: Герцен А.И.
Вопрос №5
Новгородчина с ее неброской красотой и лиричными пейзажами, многообразием животного мира легла в основу множества произведений писателя, в том числе и научных статей, таких, как: «О птицах Новгородской губернии” (1910), “Птицы Мошенского района» «То ли дело милая Новгородчина. Край этот для меня настоящая Страна Див...», - говорил писатель о Новгородской земле.
Ответ: Бианки В.В.
Вопрос №6
Именно новгородской истории он посвятил свои первые художественные произведения. Повесть "Господин Великий Новгород" (1967) посвящена жизни новгородского общества XIII в. с его духовным и бытовым укладом. Кто это?
Ответ: Балашов Д.М.
Раздел «Улицы»
Вопрос №1
Улица имеет интересное архитектурно-пространственное решение — в перспективе улицы видны купола Софийского собора. Что это за улица?
Ответ: Улица Большая Санкт-Петербургская
Вопрос №2
По улице расположены многие памятники архитектуры, в том числе и архитектурно-художественный заповедник — Ярославово дворище. О какой улице идет речь?
Ответ: Большая Московская
Вопрос №3
Как называется улица? (фотография)
Ответ: Газон
Вопрос №4
На какой улице построено это здание? (фото гостиницы «Садко»)
Ответ: Федоровский ручей
Вопрос №5
Как называется улица? (фотография)
Ответ: Ильина улица
Вопрос №6
На какой улице построено это здание? (фото Главпочтамта)
Ответ: Большая Дворцовая
Раздел «Градостроители»
Вопрос №1
Окончив Петроградский Институт гражданских инженеров. Занимался вопросами проектирования вокзалов. Им был предложен проект Новгородского вокзала. Кто это?
Ответ: Явейн И. Г.
Вопрос №2
В первые годы правления в Новгородской губернии воплощал судебную и земскую реформы. Способствовал созданию земских школ. При нем открывается мужская и женская гимназии. Открывает приют для детей и пристанище для престарелых. В Новгороде сформировал «Пожарный капитал». При нем открыт музей, проведены археологические раскопки кургана в Волотове.
Ответ: Лерхе Э.В.
Вопрос №3
Родился в Кишиневе. Окончив гимназию поступает в Петербургскую Академию художеств в мастерскую Бенуа. Является автором проектов мавзолея Ленина, Казанского вокзала, гостиницы «Москва» и др. объектов. Занимается историей древнерусской архитектуры. В 1945 году под его руководством разработан план восстановления Новгорода. О ком идет речь?
Ответ: Щусев А. В.
Вопрос №4
Екатерина II назначает его новгородским губернатором. Объездив губернию, он оставил подробную записку о состоянии дел. Валдай, Боровичи и Крестцы возвел в ранг городов. В 1778 г. осуществил перепланировку Новгорода с реконструкцией Гостиного двора и Митрополичьей палатой. Построил Губернаторский дом и Путевой дворец. Издал указ о создании в городе дорог. Задумал построить канал между Волховом и Мстой. Кто это?
Ответ: Сиверс Я.Е.
Вопрос №5
В 12 лет начал княжить в Новгороде. Заложил на Городище обетный храм Благовещения, Никольский собор на Ярославовом дворище и церковь Николы на Липне. В 1116 году после победы над эстами расширил границы Детинца на юг. С 1117 года правил в Киеве, но в Новгороде повелел основать Юрьев монастырь. Кто это?
Ответ: Мстислав Великий
Вопрос №6
В 1045 году закладывает Софийский собор в Новгороде. Считается родоначальником образования на Руси. Собрал огромную библиотеку. Кто это?
Ответ: Ярослав Мудрый
Раздел «Архитектура»
Вопрос №1
Как называется храм? (фотография)
Ответ: Новгородский Софийский собор
Вопрос №2
С давних пор эта часть города известна под именем Княжого двора (фотография).
Ответ: Ярославово дворище
Вопрос №3
Несмотря на многочисленные разновременные перестройки, церковь сохранилась одноглавым зданием кубического типа (фотография).
Ответ: Церковь Параскевы-Пятницы
Вопрос №4
Пятиглавие собора, не повторяющееся в новгородском зодчестве ХII - ХV веков, было вызвано явным подражанием пятиглавию Софии.
Ответ: Никольский собор
Вопрос №5
Памятник сооружен по проекту художника М.О.Микешина. Торжественное открытие памятника
состоялось 8 сентября 1862 года (фотография).
Ответ: Памятник «Тысячелетие России»
Вопрос №6
Возможно, название связано с тем, что постройки возводились на княжеской земле - «десятине».
Ответ: Десятинный монастырь
Наша задача на текущий момент найти и объединить педагогов, заинтересованных в развитии учащихся через интеллектуальные игры. Данная статья станет отправной точкой для этого.