Просмотр содержимого документа
«Профилактика безнадзорности»
Доклад
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Выполнила: учитель
Гапонова Л.В.
24.12.2019 г
Вступление
В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних. В ней отражаются все плюсы и минусы общественного и государственного развития. Безработица, распространение алкоголизма и наркомании усложнили работу школы в данном направлении. Можно сказать, что школа – это последний щит по защите наших детей от тлетворного влияния улицы.
Основные причины происхождения детской безнадзорности:
Материальное неблагополучие:
низкий доход членов семьи
потеря кормильца
безработица члена (членов) семьи
неполная семья
многодетная семья
Семейное социальное неблагополучие:
пренебрежение родителей обязанностями по осуществлению контроля, воспитания, обучения и содержания детей
длительное отсутствие (изоляция) одного или обоих родителей (развод, болезнь, командировка)
семейные конфликты
Склонность к асоциальному образу жизни, бродяжничеству, психические отклонения, отставание в развитии, агрессия, необучаемость.
Основная часть.
Для достижения положительных результатов в профилактической деятельности в течение 2019-2020 учебного года с учащимися и их родителями проводилась комплексная профилактическая работа. Данная деятельность осуществлялась через работу социально-психологической службы школы, в состав которой входят:
-заместитель директора по ВР
-психолог
-классные руководители
и реализацию плана работы на год:
Профилактика асоциального поведения среди учащихся школы
С целью профилактики асоциальных явлений среди подростков проводится работа по снижению роста правонарушений, профилактика употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности.
В профилактической деятельности специалисты социально-психологической службы школы по сопровождению учащихся и семей, находящихся в СОПе и ТЖС, в коррекционной деятельности используют методические рекомендации с Интернет- ресурсов.
Согласно направлениям, отмеченным в плане работы, профилактическая и коррекционная работа осуществляется с применением разнообразных форм, методов и приёмов работы по следующим видам деятельности:
Урочная и внеурочная деятельность,
Работа с родителями,
Сотрудничество со структурами системы профилактики,
Деятельность ученического самоуправления школы,
Формирование ЗОЖ,
Участие в творческих делах школы,
Аналитическая и диагностическая деятельность.
Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям:
1. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ.
2.Профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди школьников.
3. Профилактика суицидальных попыток.
4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием н\летних и детского дорожно-транспортного травматизма.
Профилактическая деятельность образовательного учреждения осуществляется силами социально-психологической службой совместно с педагогами и с привлечением родительской общественности.
Усиление совместной работы со службами системы профилактики, а так же всеми общественными организациями, заинтересованными в решении проблемы воспитания подрастающего поколения.
В рамках реализации программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» особое внимание уделяется занятости обучающихся во внеурочное время. В первую очередь во внеурочную деятельность вовлекаются дети из неполных, малообеспеченных, многодетных семей.
В летний период ежегодно направляются в оздоровительные лагеря, где школьники получают сбалансированное питание, активно участвуют в различных мероприятиях
и акциях, развивают свой творческий потенциал. Всё это способствует формированию у подростков положительных стремлений, активной жизненной позиции, здорового образа жизни, умений правильно распределять своё время.
В образовательном учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий. Ежедневно дежурный учитель отмечает отсутствующих, классные руководители выясняют причину отсутствия и следят за предоставлением оправдательных документов (справок, заявлений родителей). Таким образом, обучающиеся школы пропускают учебные занятия только по уважительным причинам.
Кризисные явления в обществе в условиях существующей нестабильности увеличивают число детей и подростков, попадающих в трудные жизненные ситуации. Среди причин можно отметить ухудшение условий жизни семьи, низкий материальный уровень, падение нравственных устоев. С целью осуществления контроля над условиями жизни ребёнка в семье один раз в четверть соцпедагоги обследуют семьи обучающихся класса, составляют акты обследования, которые подписываются родителями. В результате проводимой работы выявлено, что не все обучающиеся проживают в благополучных семьях.
С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного учреждения в школе проводятся следующие мероприятия:
встречи с работниками правоохранительных органов;
классные часы по правовому воспитанию: «Подросток и закон», «Как не стать жертвой преступления», «Виды правовой ответственности несовершеннолетних», «Разрешение конфликтов без насилия», «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и её возникновении», «Какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации»;
просмотр видеороликов «Горькая правда о пиве», «Смерть от курения», «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики»;
анкетирование обучающихся «Жестокое обращение с детьми и подростками в семье». (По данным анкетирования фактов жестокого обращения с детьми и подростками не выявлено);
индивидуальные профилактические беседы с обучающимися по темам: «Правила поведения в школе», «Соблюдение режима дня школьника».
В этом учебном году на внутришкольном учёте состоят 17 человек. С этими детьми и их родителями проводится постоянная коррекционная работа: индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, посещение на дому, приглашение на заседание Совета профилактики.
Ежегодно родители обучающихся получают уведомления о том, что они несут административную ответственность за нахождение их детей без сопровождения взрослых после 22 часов. Педагогический коллектив школы продолжает целенаправленную профилактическую работу как с обучающимися, так и с их родителями.
Заключение.
Для оказания социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, необходимы следующие мероприятия:
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками. 2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные отсутствия. Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика». Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся во внеурочную работу, в волонтерское движение, занятия спортом- одно из важнейших направлений, способствующее формированию законопослушного поведения.
4. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений школы профилактической деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговор суда, информации из ПДН и т.п.). Поводом для постановки ученика на в\ш учет могут служить конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикомания, алкоголизм, наркомания, хищения и т.д. Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей.
Что же можно сказать в заключение? Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
2. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.
3. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
4. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.
5. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.
6. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.