Данный работа позволяет разобраться в проблеме развития критического мышления школьников.Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ» »
«приёмы развития критического мышления учащихся»
Критическое творческое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.
К. Уейд, К. Таврис
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Работая с детьми младшего школьного возраста, я в поиске методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Критически мыслящий человек задает вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?
Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применять полученные результаты как к типовым, так и к нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
ТРКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. А в России известна с 1997 года.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. д.).
ТРКМ может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
А также позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Основа технологии: базовая модель трех стадий: вызов – реализация смысла – рефлексия.
К каждой из стадий усвоения учебного материала можно подобрать соответствующий прием.
Стадия вызова: пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по вопросу.
ВЫЗОВ
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
• пробуждение интереса к изучаемой теме;
• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
• побуждение ученика к активной деятельности. (слайд)
Значение стадии вызова:
Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.
На стадии вызова можно использовать следующие приемы (слайд).
Очень часто в своей практике я использую прием «Мозговая атака»,
с целью активизации имеющихся знаний, при работе с факторами.
Текст, с которым я предлагаю вам поработать, называется «Письмо заики»
-Кого называют заиками?
-Что является причиной заикания?
-Лечится ли это заболевание?
Прием, который очень нравится детям, «Верные или неверные утверждения»
На стадии вызова для того, чтобы проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, очень часто использую верные или неверные утверждения.
А верите ли вы?
1. Дети, говорящие на 2х и более языках более склонны к заиканию, чем дети, которые второго языка не знают?
2. Доля заик среди населения Земли 10%?
3. Что на 3\4 это женщины?
4. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет?
7. Брюс Уиллис из-за заикания в детстве получил прозвище Бак-Бак?
8. Самый известный из заик - Моисей?
Очень эффективным является прием «Дерево предсказаний».
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
- Прочитайте 1 часть текста. Скажите, как по вашему мнению может закончиться эта история? Свои версии постарайтесь аргументировать.
Стадия осмысления – стадия реализации: непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией и т.д.). Сохранение интереса к теме, сопоставление известного и нового
ОСМЫСЛЕНИЕ
• активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями;
• отслеживание процесса познания и собственного понимания. (слайд)
Значение стадии осмысления:
Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.
Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.
На стадии осмысления можно использовать следующие приемы (слайд).
Чаще всего на этой стадии я использую, такой прием как «кластер».
Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые.
В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Дочитайте рассказ и составьте кластер «Учитель», охарактеризовав типы учителей, встретившиеся в жизни мальчика
Учитель
Еще одним интересным приемом стадии осмысления является прием
Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Принципы построения:
1. Выделение ключевого слова или словосочетания.
2. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. 3. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
4. Соотнесение каждого слова «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Стадия рефлексии – это анализ, творческое переосмысление информации.
РЕФЛЕКСИЯ
• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
• выявление еще непознанного;
• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»). (слайд)
Значение стадии рефлексии:
Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.
Идет рефлексия своего процесса учения.
Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.
Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
На стадии рефлексии можно использовать следующие приемы (слайд).
Мой любимый прием «синквейн».
Он представляет собой особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания прочитанного. Это прием, позволяющий резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Он дает возможность сказать учащимся то, что они думают, а мне понять, насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
Составьте синквейн на тему «Учитель».
Кант говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне»
И в заключение мне хочется сказать:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.