Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия по профориентации "Выбор профессии"»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего»
для учащихся 7-9 классов
Цели мероприятия: содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков, формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.
Задачи мероприятия:
• сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
• сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
• научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
• подготовить к профессиональному самоопределению.
Оборудование: проектор, компьютер.
Реквизит:
карточки с заданиями;
листы (А4);
ручки;
дипломы.
Ход мероприятия
Ведущий: Пройдет совсем немного времени, и вам, дорогие ребята, придется выбирать свои путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Чтобы найти любимую работу нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 50 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определённости. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и всё время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но ещё и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. И об этом, мы с Вами поговорим на нашем мероприятие по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего».
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек-природа», «человек-человек», «человек-техника», «человек - художественный образ» и «человек - знаковая система»
Мозговой штурм
(оперативный метод решения)
1.Работа с людьми Профессии: врач, учитель, продавец, руководитель, артист, журналист, экскурсовод, модельер, парикмахер, политик, библиотекарь, стюардесса, юрист и т.д.
- Какие качества должны быть у человека, который хочет выбрать себе одну из этих профессий?
(ответы участников)
- Первым делом, у человека не должно быть резких смен настроений: он должен быть спокойным, вежливым, общительным, улыбаться даже тогда, когда этого совсем не хочется. Ведь улыбкой и хорошим настроением можно решить многие проблемы! Решать проблемы - одна из главных способностей тех, кто выбирает работу с людьми. Надо уметь говорить и уметь слушать, не перебивая собеседника, стараться дать нужный совет в нужное время, найти общий язык с совершенно разными людьми
2. Работа с живой природой Профессии: агроном, животновод, зоотехник, биолог, биохимик, повар, географ, геолог, эколог, и т.п.
Что в ней главное?
(ответы участников)
-Конечно, любить нашу планету и всех существ, которые здесь обитают, интересоваться происхождением жизни на Земле и стараться поддерживать её. Если вам нравятся красивые парки, то вы сможете стать ландшафтным дизайнером, если вы любите собак, то можете стать кинологом или дрессировщиком, а если вы любите готовить, можно стать поваром или кондитером. не меняйте своих увлечений - такие люди, как вы, незаменимы!
3.Работа со знаками: Профессии: переводчик, чертёжник, инженер, составитель карт, секретарь, программист, учёный, математик, работник банка, бухгалтер, психолог, композитор и т.д.
- Профессии вроде понятные, но что это за работа такая - со знаками - не очень понятно. Те, у кого любимый предмет математика и иностранный язык, кому легко разгадывать головоломки, - те в будущем, скорее всего, выберут работу со знаками (цифрами, разными языками, чертежами).
4.Работа с техникой: Профессии: инженер, архитектор, строитель, сборщик компьютеров, электронщик, водитель, ремонтный рабочий, изобретатель, конструктор, диск-жокей, звукорежиссёр и т.д.
- На первый взгляд можно отметить, что все перечисленные профессии не женские. Но всё же, женщины отличные специалисты в тех областях, где необходимо внимание, отточенность действий. Женщины - водители осторожней водителей - мужчин, реже нарушают правила дорожного движения и реже попадают в аварии. Женщинам подходит работа и тонкой электроникой, маленькими сложными механизмами, например, с часами. Так, что если кому-то из вас, девчонки, больше нравится собирать конструктор или чинить будильник, ничего плохого в этом нег. Может быть, в будущем вы будете знаменитыми изобретателями.
5.Творческая работа: Профессии: артист, художник, скульптор, музыкант, дизайнер, писатель, искусствовед, модельер, балерина и т.п.
-Любая творческая профессия - это большой труд, и к осуществлению своих идей, творческие люди идут годами. Если вы хотите написать по-настоящему прекрасную картину, вам придётся учиться рисовать. У многих известных художников на создание только одного полотна уходили годы.
Ведущий: Мы с Вами познакомились с категориями профессий.А сейчас, я предлагаю участникам разделиться на команды и принятьучастие в различных конкурсах.
Деление на команды
Конкурс «Анаграммы-профессионалы».
(конверт с заданием)
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.
рвач - (медицинский работник)
сопло- (дипломат)
терка - (театральная и кино-профессия)
кулон - (веселая цирковая профессия)
марля - (разноцветный рабочий)
авдотка - (юридическая профессия)
томат + голос - (зубной врач)
кредитор - (руководитель предприятия)
Конкурс «Начни пословицу».
Задание: назвать начало пословицы.
«… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
«…такие плоды» (какие труды)
«… , а лень портит (труд человека кормит)
«…, того люди чтут» (кто любит труд)
«…, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
«…, тот не ест» (кто не работает)
«…, спать неохота» (если есть работа)
«…потехе – час» (делу – время)
3.Конкурс «Чем пахнут ремесла?»
Задание: определить профессию по запаху.
тестом и мукой пахнет … (пекарь)
стружкой и доской … (столяр)
краской и скипидаром … (маляр)
бензином … (водитель)
рыбой и морем … (рыбак)
лекарством … (врач)
пирогами и супом … (повар)
землей и полем … (пахарь)
4.Конкурс «Самая – самая»
Задание: участникам предлагаются необычные характеристики профессий, а участники игры должны по очереди называть те профессии, которые больше всего подходят данной характеристике.
Предлагается первая характеристика, представители по очереди от каждой команды предлагают свои варианты. Команда дает один ответ после минуты на обсуждение. Выигрывает та команда, которая дала наиболее точные ответы на заданные характеристики.
самая денежная профессия.
самая сладкая профессия.
самая волосатая профессия.
самая детская профессия.
самая смешная профессия.
самая горячая профессия.
самая благородная профессия.
самая умная профессия.
самая современная профессия.
самая модная профессия.
самая воздушная профессия.
самая добрая профессия.
самая болезненная (для пациента) профессия.
самая опасная профессия.
самая утонченная профессия (обоняние).
самая фантастическая профессия.
Конкурс «Профессии – синонимы»
(конверт с заданием)
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
педагог – (ответ: учитель, преподаватель).
врач – (доктор, лекарь).
стоматолог – (дантист, зубной врач).
портной, портниха – (швец, швея).
сторож – (охранник).
воспитатель – (наставник).
летчик – (пилот).
шофер – (водитель).
голкипер – (вратарь).
солдат – (боец, воин).
торговец – (продавец).
фокусник – (факир, иллюзионист).
экскурсовод – (гид).
адвокат – (защитник).
6 Конкурс «Объявление».
Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист. Команда сама выбирает профессию.
Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.
Команды и жюри могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.
Немного интересного
У крестьянина из Югославии жил кот, который постоянно
циркулировал между селом и пастбищем овец. Заметив
эту привычку, хозяева стали использовать кота в качестве
почтальона.
Певица Людмила Зыкина - профессия - токарь.
Писатель Михаил Пришвин - профессия - агроном.
Раиса Кудашева, автор песни «В лесу родилась ёлочка» - архитектор.
7 Конкурс «Профи – викторина».
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
Тест «Профпригодность»
Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...
Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Заключительное слово ведущего.
Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью. МЫ точно знаем, у ВАС всё получиться!!!!
Литература и Интернет-Ресурсы.
Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. – М., 2005.
Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. – М., 2006.