Данная методическая разработка описывает ход тренинга по профориентации. Цель тренинга заключается в оказании профессиональной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности. Это мероприятие помогает активизировать размышления учащихся о выборе будущей профессии, получить информацию о некоторых профессиях, о дальнейших образовательных траекториях, создает условия для анализов и выводов, самостоятельного принятия решения.ё
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учимся выбирать профессию »
МБОУ ООШ № 15
Тренинг по профориентации
«Мой выбор профессии»
Подготовила: Хитенкова Н.Ю.
Цель: Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
-активизация размышлений участника тренинга о выборе профессии;
-получение участником знаний о некоторых профессиях, о дальнейших образовательных траекториях;
-создание условий для анализа и выводов, для самостоятельного принятия решений.
Аудитория: группа учащихся 4 класса, педагоги, родители
Условия проведения: Пространство, позволяющее поставить стулья в форме круга, доска, карточки с названиями профессий (Визажист, стрингер, врач, бухгалтер, менеджер, юрист, трейдер, выниматель мозга)
Ход занятия:
Вводная часть
- Сегодня мы с вами собрались на тренинге по профориентации
1.Знакомство с правилами работы в группе
- Прежде, чем мы начнем наш тренинг, давайте обсудим правила работы в группе:
Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу “здесь и теперь”.
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Конфиденциальность всего происходящего.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Искренность в общении.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Уважение к говорящему.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения
Задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно, ни кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
2.Знакомство с участниками тренинга
-А теперь нам всем нужно познакомиться, прежде всего я должна познакомиться с вами. Знакомиться мы будем в игровой форме:
Я предлагаю, вам называть свое имя и на начальную букву вашего имени вы будете называть профессию. Например, Максим- машинист, Юля – юрист.
Вы называете по кругу, но будьте предельно внимательны! Сложнее всех будет последнему участнику, так как, второй будет называть свое имя и профессию, и имя, и профессию предыдущего участника.
Последнему придется повторить всю информацию обо всех.
Погружение
Ожидание от тренинга
- Я бы хотела сейчас услышать от вас, что вы ожидаете от тренинга?
(высказывания участников тренинга)
Понятие « Профориентация»
-Прежде, чем мы перейдем к разговору о профессиях, я предлагаю вам пройти небольшой тест, он будет представлять собой неоконченное предложение, приготовьте ручки и лист бумаги.
- Ваше задание сейчас закончить предложение « Профориентация – это…»
(пишут, и отвечает каждый)
-Приятно удивлена, насколько вы имеете правильное представление о профориентации.
-Прежде чем перейти к выбору профессий, тем более, что многие из вас не определились со своим выбором, давайте посмотрим, какие вы профессии вообще знаете?
(участники называют профессии, осуществляется запись на доске)
-Мы перечислили 11 профессий.
В Международном стандарте классификаций профессий существует 9.333 профессии,
а вот в Российский единый тарифный - классификационный справочник включает в себя около 7.000 профессий.
- На самом деле, когда старшеклассник становится перед выбором профессии, и если он живет в небольшом городе, ему приходится выбирать в среднем из 700 профессий. Если же он живет в мегаполисе, он выбирает себе профессию порядка из 2-3 тысяч.
-Сколько мы с вами написали профессий? Чуть больше 1%
-При выборе профессии очень важно знать, какая это профессия?
Престижная, редкая, современная?
Чтобы потом строить образовательную карьерную траекторию своего развития, исходя из этого
-И сейчас, я предлагаю вам разбиться на 3 группы, вам будут даны карточки с названиями профессий. Ваша задача распределить эти профессии на редкие, современные, престижные.
(работают по карточкам , затем – обсуждение)
-Откуда мы можем почерпнуть информацию о профессиях?
(справочники, книги, СМИ, общение с представителями профессий, родители)
-Самое главное, что вы должны помнить, обладая той или иной профессией…престижной, редкой или современной, что не профессия делает человека, а человек профессию.
2.Информация о самых престижных профессиях
Самые высокооплачиваемые профессии США
Если верить специалистами компании CNBC и недавно составленному ими списку — «Самые высокооплачиваемые профессии 2013», самая прибыльная сегодня в Америке должность — нейрохирург (neurosurgeon). С учетом бонусов специалист по лечению заболеваний нервной системы в среднем зарабатывает $368 тысяч в год, а если брать по максиму, то примерно $640 тысяч.
2.Второй в списке самых высокооплачиваемых профессий США является специальность стоматолога (orthodontists and dentists), среднегодовая зарплата которого $ 161750 — $ 204670. Высокий спрос на диагностику и лечение заболеваний зубов и десен делает это занятие одной из самых высокооплачиваемых профессий в США.
3.Главный исполнительный директор (chief executive officers — CEO), с средней зарплатой $ 176550 в год на третьем месте. Роль руководителя в системе управления организацией сводится к следующему: ответственность за разработку общей политики компании, координация оперативной деятельности, управление персоналом и т.д.
4.Четвертой по счету самой высокооплачиваемой профессией 2013 в рейтинге, составленном компанией CNBC, числится инженер-нефтяник (petroleum engineer). В среднем специалисты этого профиля получают в год $ 138980. Сильная зависимость США от природных ресурсов и бурное развитие нефтяной отрасли делают эту профессию не только хорошо оплачиваемой, но и одной из самых востребованных.
5.Средняя годовая зарплата в $ 130490 и пятое место у адвокатов (lawyer). Вообще юристы, как правило, входят в топ самых высокооплачиваемых профессий в мире
Самые востребованные и высокооплачиваемые профессии в России
Данные Росстата свидетельствуют, что средняя заработная плата в России чуть более 20 тыс. рублей. Но они не содержат информации о средней з/п по специальностям, и не дают ответ на вопрос – «Какие профессии сегодня в нашей стране самые высокооплачиваемые?»
В рейтинге журнала «Forbes» самыми высокооплачиваемыми профессиями названы управляющие директора инвестиционных банков, их доход равен примерно $3 миллионам. Далее по списку следуют президенты нефтяных компаний, в год зарабатывающие в среднем $2,4 миллиона и председатели правления коммерческих банков, получающие около $1,8 миллиона в год.
К руководителям и директорам столь высокого уровня выдвигаются повышенные требования: опыт работы от 10 до 15 лет, обязательно высшее экономическое образование
Если отстраниться от топ-менеджмента и руководящего состава зарабатывающих миллионы и рассматривать специальности, которые являются востребованными и более доступными простому человеку, то список самых высокооплачиваемых профессий выглядит следующим образом:
На первом месте IT-специалисты и руководители интернет стартапов, средняя зарплата которых составляет от 60 тыс. рублей. Увеличение кадрового спроса в этой области происходит за счет высоких темпов компьютеризации общества.
Главным бухгалтером быть сегодня не только почетно, но и денежно средняя зарплата специалистов высокого уровня доходит до 60 тысяч рублей. Высокая з/п, которая может достигать 350 тыс. рублей в месяц, зависит от профпригодности главбуха, опыта его работы, ну и самое главное от уровня организации.
Неплохо в России зарабатывают стоматологи, особенно те, кто трудится в частных клиниках – средняя зарплата врачей этой специальности от 65 и до 200 тысяч в месяц. Чтобы работать стоматологом в хорошей частной клинике необходимо, естественно, высшее медицинское образование и немаленький стаж работы.
Одной из самых высокооплачиваемых профессий в мире и в России считается юрист. Средняя месячная зарплата практикующего юриста варьируется от 35 и до 150 тыс. руб. Основные требования к профессии опять же — высшее образование и стаж работы. При этом стоит учесть, что если юрист входит в топ самых высокооплачиваемых профессий России, то востребованной эту специальность язык не поворачивается назвать. И все из-за перенасыщенности рынка вакансиями, которая существует уже не первый год.
Хорошее финансовое положение у поваров — средняя з/п колеблется от 25 до 150 тыс. руб. в месяц. В первую очередь это связано с развитием ресторанного бизнеса. Понятно, что повар эта одна из самых высокооплачиваемых профессий Москвы и других крупных городов. Если от приготовления пищи вы получаете удовольствие, то можно подумать о том, что можно связать свою жизнь с этой профессией. Но если вы хотите стать шеф-поваром какого-нибудь шикарного ресторана то лучше учиться в стране, где существует богатая культура кулинарного мастерства.
Также сегодня неплохо зарабатывают менеджеры по продажам и специалисты по работе с клиентами, менеджер по закупкам и маркетологи, логисты и аудиторы.
Самыми высокооплачиваемыми профессиями для женщин и более всего им подходящими являются: дизайнер (ландшафтный, интерьерный или web), менеджер, маркетолог, логист, работник сферы страхования и банковской сферы, психолог, а также актриса, певица и телеведущая. Средняя заработная плата около 45–60 тысяч рублей.
3.Образовательная траектория развития
-Вот вы выбрали профессию, определились, кем вы хотите стать. Посмотрели, что вы обладаете какими- то качествами, подходящими данной профессии. И тогда какой следующий вопрос возникает перед вами?
Куда пойти учиться?
Образовательная траектория вашего развития. Она у вас может быть прямая (на доске запись).
1.Школа----ВУЗ----МЕСТО РАБОТЫ
-Может быть такая (кривая):
2.ШКОЛА---КОЛЛЕДЖ, ТЕХНИКУМ---ВУЗ(на 2.3 курс)---МЕСТО РАБОТЫ
- Чем хорош первый вариант? Чем плох? (ВУЗ- теоретико-ориентированный, практики мало)
- Чем хорош второй вариант? (получите необходимые практические знания, далее можете продолжить образование)
- Очень часто ребята сталкиваются с такой проблемой- Я бы пошел учиться в техникум, но это не престижно, поэтому пойду
в какой- нибудь сомнительный ВУЗ, все равно какой, главное, что высшее образование.
На самом деле это не так. Пусть лучше вы пойдете в техникум, но вы получите более качественное образование, чем в каком то платном ВУЗе.
Как выбрать учебное заведение?
- Находим несколько вариантов, например 10, выбрали из них 5 наиболее подходящих( близко к дому, интересная внеурочная жизнь, наличие общежития и т.д) Далее из 5 учебных заведений выбираем одно. Как?
- Смотрим на рейтинг, престиж(на сайте 5ballov)
-Будем ориентироваться, насколько успешны его выпускники. Это трудоустройство и заработная плата.
И после долгих раздумий, готовьтесь к поступлению в учебное заведение. И этим нужно заниматься уже сейчас. Стремитесь к успеху, ведь от удачного выбора профессии во многом зависит ваше будущее.
Заключительная часть
-Конечно, мы сегодня не смогли подобрать каждому из вас профессию, да и не должны были, так как это ваш выбор. Целью нашего тренинга являлось заставить вас задуматься уже сейчас о выборе профессии, донести полезную и интересную информацию до вас.
И в завершении нашего тренинга хотелось бы услышать от вас, что вам дал тренинг, о чем узнали, чему научились?