kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа Тема: "История создания Российской Армии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, следует признать тот факт,что значительная часть молодежи настроена против службы в рядах Российской Армии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа Тема: "История создания Российской Армии"»


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ СПО «Венцы-Заря зооветеринарный техникум»














Автор: Ткаченко Н. К.

классный руководитель

182 з/о группы




п.Венцы

2010г.



Рецензия.


На классный час преподавателя Ткаченко Н. К., проведенного в рамках проведения мероприятий по военно - патриотической и оборонно - массовой работе. Тема классного часа: «История создания Российской Армии».

Настоящий классный час проводился в рамках мероприятий по военно -патриотической и оборонно -массовой работе в зооветеринарном техникуме Венцы -Заря.

Материал данного классного часа имеет значение в плане воспитания у студентов патриотизма и любви к своему Отечеству. Материалы раскрывают исторический путь развития Российской Армии, способствуя тем самым формированию у студентов чувства уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.

И преподавателем и студентами была проделана большая подготовительная работа. Был собран материал по истории создания некоторых родов войск армии, подкрепленный презентациями. Классный час в целом оснащен наглядностью, плакатами, тезисами. Конкурсная программа соответствует тематике, поощрение участников жетонами, стимулирует на более активное участие и желание узнать как можно больше. По окончании классного часа, студенты имели возможность пролистать страницы «дембельского» альбома, и получить представление о службе, быте и дружбе ровесников их отцов в годы службы в армии.

Классный час методически построен грамотно. Своей цели достиг. У студентов появилось желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени; желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.














Предисловие


В настоящее время, следует признать тот факт, что значительная часть молодежи настроена против службы в рядах Российской Армии. У молодых людей отсутствует чувство патриотизма и любви к своему отечеству. Авторитет армии постоянно снижается. а между тем ее роль и место в жизни общества и судьбе Отечества очень велика. В идеале было бы неплохо, чтобы каждый подрастающий гражданин России постоянно углублял собственные знания об армии своего Отечества. Ведь россиянам есть чем гордиться! В багаже их побед - борьба с татаро-монгольским нашествием, подвижничество русских людей в период Петровских реформ, патриотизм во время Наполеоновского нашествия, массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Изучение педагогических основ патриотического воспитания молодежи в современных условиях, когда существенно изменилась политическая ситуация в мире, социальное положение в стране, показала необходимость сохранения, реализации и творческого развития педагогических принципов, заложенных ранее в системе патриотического воспитания учащихся и молодежи. Приобретенный опыт показал то, что сегодня актуально активное применение принципа личностно - ориентированного воспитания, целостности формирования личности, единство обучения и воспитания. Одним из методов достижения более высокого уровня формирования патриотического мировоззрения студентов, является проведения заседаний молодежных клубов, проведения классных часов по патриотической тематике. Личное участие каждого студента в подготовке заседаний, диспутов, бесед это работа с литературой, беседы с ветеранами, поисковая работа, все эти составляющие помогают ему более глубоко изучить, осознать чувства и мысли героев его исследований, приобщиться к культурным традициям, нравственным ценностям.













Методические рекомендации

Для успешного проведения классного часа необходимо провести подготовительные мероприятия: студенты предварительно получают задания по поиску материалов из истории создания следующих родов войск Российской Армии - пехотные войска, воздушно -десантные войска, военно -морской флот, готовятся видео- и фотоматериалы в презентации этих родов войск. Необходимо подобрать аудиозаписи необходимых мелодий и песен.

Аудитория украшается плакатами с рисунками и пословицами о солдатской службе. Из бумаги вырезаются жетоны для вручения участникам конкурсной программы классного часа, и медали победителям.

На мероприятии используется проектор для демонстрирования слайдов и отрывков из электронного учебника. Слайды созданы с помощью программы Power Point и наглядно демонстрируют основные моменты изложения материала. Использование презентации к классному часу позволяет более наглядно представить исторические факты и способствует более эффективному достижению поставленных целей и задач.




















План занятия


Тема: История создания Российской Армии.

Цель: сохранение нравственной основы воспитания — патриотизма;

Воспитание любви к своей Родине, ее истокам, традициям;

уважительное отношение к подвигу наших предков, дедов, отцов.

Форма проведения: классный час.

Место проведения: аудитория

Время проведения: внеаудиторное

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал, жетоны для поощрения участников конкурсов, медали победителям конкурсной программы, плакаты для художественного оформления аудитории, музыкальный центр для прослушивания аудиозаписей и песен, «дембельский» альбом солдата, элементы формы представителей предложенных родов войск, цветы.



Сценарий классного часа: История создания Российской Армии

Участники : ведущие, чтецы.

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!.Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию классный час проходящий в рамках проведения мероприятий по военно -патриотической и оборонно- массовой работе. В настоящее время наша молодежь не особенно стремится к службе в Армии. Часто от них слышишь негативные отзывы в ее адрес, а между тем нашей Армии есть чем гордиться. На протяжении многовековой истории нашего государства, многие хотели покорить эти земли, волю нашего народа. И только благодаря нашим воинам -защитникам мы смогли когда - то отразить татаро-монгольское нашествие, суметь сплотить русских людей в период Петровских реформ, помешать амбициозным планам Наполеона во время Отечественной 1812 года. В годы Великой Отечественной Войны из каждой семьи ушли воины на защиту нашей Родины, проявляя массовый героизм на фронте и в тылу. Многое выпало на долю наших солдат. И по настоящее время они там, где кому- то нужна защита, где обижают слабых и беззащитных.

Ведущий 2: Сейчас мы можем сказать, что наша Армия прошла многовековой путь своего развития. Доблесть и мужество наших солдат закалялись в огромном количестве боевых сражений. Столетиями они стоят на страже рубежей нашей Родины. Именно поэтому мы сегодня обратимся к этапам создания и развития некоторых родов войск нашей Армии.

(Звучит военный марш).

Скажите, пожалуйста, ребята, какие названия военных войск вы знаете? (Ответы студентов.)

Вот и я бы в первую очередь назвал те, что знает большинство - летчиков, моряков, десантников.

Ну, конечно, эти войска называют в первую очередь, потому что, форма у них красивая, и боевой путь славен.

А какие войска, по-прежнему, как и прежде, являются самыми многочисленными?

(вопрос к присутствующим)

И думать нечего - это солдаты-пехотинцы, проще говоря, - пехота.

Пехотные войска, как и любые другие у нас в стране, имеют свой славный боевой путь. Ребята, как, по-вашему, когда вообще в мире возникли войска пехоты?

(Ответы студентов)

Чтец 1: История становления и развития пехоты началась раньше, чем мы думаем. Обратимся к эпизодам военной истории. Пехота относится к так называемым сухопутным войскам. А история появления сухопутных войск берет начало в глубине веков. В эпоху рабовладельческого строя они состояли из пехоты и конницы. Значительное развитие они получили в древнем Риме. В VIII-XIV веках в Западной Европе главным войском была конница, а пехота играла вспомогательную роль. Но с XIV века пехота стала возрождаться уже как основной род сухопутных войск. Как и любые другие войска, сухопутные, зависели и зависят от того, какой техникой они оборудованы какими автоматами, пушками, пулеметами.

XVII-XVIII веках сухопутные войска в различных странах, в том числе, в России, получили стройную, постоянную организацию, включавшую взводы, роты (эскадроны), батальоны, полки, бригады, дивизии, а с начала XIX века - и армейские кор­пуса в это время в состав сухопутных войск вошли новые подразделения. В состав сухопутных войск в се­редине XIX века вошло подразделение связи. В начале XX века сухопутные войска составляли основную массу вооруженных сил стран, которые участвовали в Первой мировой войне.

К этому времени на вооружение были приняты винтовки со штыком, станковые и ручные пулеметы, минометы, бронеавтомобили, а в конце Первой мировой войны - и танки. Войска были объединены в армии, состоявшие из корпусов и дивизий. Новое оружие, вызвало появление новых войск, появились бронетанковые, химические и автомобильные корпуса и дивизии.

В 1918 году в Советской Республике именно пехота, стрелковые войска явились основой Красной армии, хотя тогда были и кавалерия, и артиллерия, и броневые силы. К началу Великой Отечественной войны в сухопутных войсках насчитывалось 198 стрелковых дивизий, из них 19 дивизий готовились специально для того, чтобы воевать в условиях горных ущелий. В годы Великой Отечественной войны эти дивизии совершали подвиги, защищая склоны Кавказа. Еще 2 дивизии были мотострелковые. Орудия этих войск представляли мощную огневую силу, и особое внимание уделялось развитию технических характеристик. В Великой Отечественной войне сухопутные войска составляли основную массу вооруженных сил как у нас, так и у фашистов.

Но в ходе этой войны все большее значение приобретало появление новых видов оружия. Главной ударной силой стали бронетанковые и механизированные войска, потому что они могли обеспечить более мощное наступление и в высоких темпах. То вооружение и военная техника, которые использовались в войсках Советской Армии, были признаны лучшими на полях сражений минувшей войны.

После Великой Отечественной войны шло дальнейшее совершенствование техники, в том числе и той, которой вооружалась пехота. Ведь именно в послевоенные годы был изобретен самый лучший образец оружия - автомат, созданный гением военной инженерии. Он всем известен как автомат Калашникова. И теперь это самое распространенное оружие российской пехоты.

К началу 60-х годов в результате научно технического прогресса и оснащения Вооруженных сил СССР ядерным оружием произошли существенные изменения в развитии пехоты. Они развивались на базе новейшей военной техники и достижений военной науки.

Ведущий 1: Интересно было бы теперь послушать рассказ о пехоте сегодняшней, существует ли она вообще?

Ведь нельзя отказываться от всего хорошего, что приносило нашей армии победы.

Чтец 2: В 1997 году Президентом России был подписан Указ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил РФ и совершенствованию их структуры». В этом Указе сказано, что сухопутные войска, во взаимодействии с другими видами Вооруженных сил, предназначены решать задачи по отражению агрессии, защите национальных интересов страны, а также действовать в рамках ее международных обязательств. Они опять составляют основу войск, действующих в разных стратегических направлениях.

Сухопутные войска должны быть готовы к выполнению основных военных задач. В мирное время - поддержание боевой готовности, быстрого перевода войск с мирного на военное положение, если вдруг случится нападение врага. Кроме того, военные оказывают помощь населению при различных ЧП - катастрофах и стихийных бедствиях.

А в военное время сухопутные войска ведут боевые действия по пресечению военных конфликтов и отражению агрессии, участвуют в проведении воздушно-десантных, морских, десантных и других совместных операций видов Вооруженных сил.

Главное достоинство сухопутных войск - способность быстрого маневра в боевых действиях.

Еще хотелось назвать несколько наиболее выдающихся главнокомандующих российскими сухопутными войсками. Так, в 1946 году этими войсками командовал легендарный маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, в 1946-1956 годах - маршал Советского Союза И.С. Конев, в 1956-1967 годах - маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, а потом маршалы А.А. Гречко, В.И. Чуйков и другие.

Ведущий 2: Но ведь техника так быстро развивается. В связи с этим, не может ли случиться так, что сухопутные войска упразднят?

Чтец 1: Наоборот, перспективы развития сухопутных войск очень интересны. Даже и в отдаленной перспективе эти войска сохранятся как важный вид Вооруженных Сил. Новые военные планы позволят создать для этих войск новое эффективное вооружение. И сегодня наши пехотинцы, как и всегда, в полной мере готовы решать задачи по обеспечению безопасности государства.

След сапогов солдатских,

Ног, ты, боец, не жалей,

Шагает сквозь снег и ненастье

Пехота - царица полей.

Пусть на пути - болото, Пусть на пути - гора,

Все нипочем пехоте, Не зря же царица она.


Чтец 2: К победе мы все стремимся,

Все ближе и ближе мы к ней,

Не зря мы тобой гордимся,

Пехота - царица полей.


Ведущий1: Итак, мы познакомились с особенностями исторического пути пехотных войск. Мы узнали о том, что пехота - это особые войска, которые называют «царицей полей». И нашу встречу, прежде чем проследим историю следующего рода войск, предлагаю продолжить небольшим конкурсом. Вам будут предложены вопросы, на которые необходимо ответить. Каждый правильный ответ будет отмечен жетоном и по окончании нашего классного часа тот, кто наберет большее количество жетонов, получит медаль победителя.

Вопросы к учащимся:

1. Какого цвета каски носят солдаты миротворческих сил ООН и почему? (Голубой – цвет мирного неба. Кроме того, солдата в такой каске видно издалека, он не скрывается, как бы говоря: “Я пришёл помочь”)

2. Какой танк считался самым лучшим в период второй мировой войны? Под чьим руководством эта легендарная машина была создана?

(Лучшим танком второй мировой войны считается легендарная машина Т-34, созданная под руководством М.И.Кошкина, И.А.Кучеренко, А.А.Морозова).

3. Кто четыре раза был удостоен звания Героя Советского Союза? (К.Жуков)

4. Какому русскому полководцу принадлежит знаменитая фраза: “Тяжело в учении, легко в бою”? (А.В.Суворов)

5. Как сообщают древние источники, спартанские женщины, отличающиеся смелостью, силой воли, провожая сыновей на войну, давали им щит со словами: “С ним или на нём”. Что этими словами они хотели сказать? (Вернись победителем или погибни со славой.)

6. Как в царской армии назывался солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему? (Денщик)

7. Кого называют бойцом “невидимого фронта”, опровергнувшим поговорку «Один в поле не воин»? (Разведчик)

8. Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и источник питания постоянного электрического тока? (Батарея)

9. Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и приспособление в ударном механизме? (Взвод)

10. Секретное условное слово или фраза, которые используются для опознавания своих людей в караульной службе. (Пароль)

11. Название, какой форменной одежды состоит из названия морского животного и хвойного дерева? (Китель)

12. Кто автор известного крылатого выражения: “Пришёл, увидел – победил!”? (Юлий Цезарь)

13. Этому литературному герою – солдату Великой Отечественной войны – поставлен памятник на родине его автора в древнем русском городе Смоленске. Назовите автора и его героя.

(Александр Трифонович Твардовский и его герой Василий Тёркин)

14. Памятник этим людям стоит в самом центре Москвы, на Красной площади. Свой подвиг они совершили в 1612 году. Назовите их имена.

(Кузьма Минич Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский)

15. Какое название радиолокационной установки и огнестрельного оружия можно читать как слева направо, так и справа налево? (радар, наган)


Ведущий 2:

За спиною у нас парашюты.

Самолет мчится грозно во мгле.

До прыжка нам остались минуты.

Лишь мгновенье - и ты на земле.

Облаков голубые седины,

Самолет нас уверенно мчит.

Звук сирен из пилотской кабины.

И в висках кровь толчками стучит.

Посмотрите, мы заняты делом.

Словно в вихре кокетки-зимы,

Как снежинки под куполом белым,

С высоты опускаемся мы.

Парашюты, сложив аккуратно,

Вновь по трапу идем в самолет.

Поднимаемся ввысь мы обратно.

Нас отважный прыжок снова ждет.

За спиной вновь у нас парашюты.

Самолет в поднебесье, во мгле.

До прыжка нам остались минуты.

Там мгновенье - и ты на земле.


Как вы думаете, ребята, какому роду войск посвящены эти стихотворные строки.

ледуют ответы студентов. Ответивший правильно первым получает жетон)

Раньше существовала поговорка: если хочешь быть красивым, запишись в гусары. Действительно, форма у гусаров была отменной: высокий кивер, геройская курточка-ментик. Если бы сейчас был задан такой вопрос, прозвучал бы ответ, что форма десантных войск. Конечно, все согласятся с тем, что форма воинов-десантников одна из самых эффектных. Кто же расскажет, какие детали одежды у них самые запоминающиеся?

(Идут ответы студентов - тельняшка, голубые береты и т. д. Каждый правильный ответ - жетон.)

Ведущий 1: Воздушно-десантные войска - «крылатая пехота», «голубые береты» - какими только эпитетами не награждали гвардейцев-десантников, но всегда, во все времена и при любых обстоятельствах неизменно оставались сила, мужество и надежность людей, живущих по принципу: «Никто, кроме нас!». Откуда же повели свое начало наши доблестные воздушно-десантные войска'1

Появляются двое чтецов.

Чтец 1. История становления Воздушно-десантных войск берет начало с 1930 года. На учениях Военно-воздушных сил Московского военного округа под Воронежем, проводимых 2 августе 1930 года, было десантировано подразделение в составе всего лишь из 12 - ти человек.

Чтец 2. Этот эксперимент позволил военным увидеть, как могут действовать парашютно-десантные части, которые способны стремительно поражать противника с воздуха. Отсюда и пошло начало воздушно - десантных войск, сокращенно - ВДВ. И уже через год, в 1931 году, в Ленинградском военном округе был создан мотодесантный отряд из 165 человек.

Чтец 1. Далее с каждым годом внимание государства к десантным войскам возрастает. В 1932 году в постановлении Реввоенсовета страны отмечалось, что развитие авиационной техники и достигнутые результаты в конструировании средств по транспортировке и сбрасыванию с самолетов бойцов, грузов и боевых машин требует организации новых боевых подразделений и соединений армии

Чтец 2. Тогда для развития военно-десантного дела и на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа создали бригаду для обучения инструкторов по военно-десантной подготовке.

Еще через год, в 1933 году в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах были сформированы авиационные батальоны особого назначения. Начался новый этап в развитии Воздушно-десантных войск.

Ведущий 1: А что же что в подготовке десантника самое важное, чему уделяется особое значение, какие качества вырабатывают у себя десантники? (вопрос присутствующим:

изучение рукопашного боя, парашютное искусство, умение быстро перемещаться, менять дислокацию, преодолевать страх).

А может, кто нибудь знает, как сами десантники расшифровывают эмблему своих войск? (Правильно ответивший получает жетон)

Ведущий 2: Войска дяди Васи. Так расшифровывают эмблему сами десантники в честь генерала Василия Маркелова. Это он, уроженец Днепропетровской области, прошедший путь от солдата до генерала, является самым выдающимся начальником войск ВДВ, и именно по его инициативе десантники носят тельняшки и голубые береты. Маркелова десантники называют родным отцом, себя его сыновьями, а войска им созданные, - войсками дяди Васи.

Так что же является самым важным в подготовке десантника?

Чтец 1: Одна из главных задач в подготовке Воздушно-десантных войск - научить десантника метко стрелять. Из любого положения, на ходу, с короткой остановки, днем и ночью, стрелять снайперски, экономно расходуя боеприпасы. В настоящем бою десантник ведет огонь из автомата одиночными выстрелами, и каждый патрон на вес золота.

Изначально воздушно-десантные войска были войсками «смертников». Посылая солдат на боевое задание, никто больше не рассчитывал увидеть в живых этих ребят, которые шли выполнять свой долг перед Родиной, Отечеством. Выбраться живым после ожесточенной схватки с врагом на его территории было под силу немногим. Поэтому, отправляя на боевое задание, к примеру, роту десантников, этим же днем в документах воинской части де­лали записи о расформировании этого подразделения и наборе новой команды. Так было неоднократно и во вторую мировую войну, и в Мозамбике, и во Вьетнаме. Главная задача, которую ставило командование перед десантом - «уничтожить, как можно больше противника» всегда выполнялась задания, даже ценой своих собственных жизней.

Чтец 2: Но продолжим наш рассказ об истории войск ВДВ. К лету 1941 года было создано уже 5 корпусов ВДВ по десять тысяч человек в каждом. Боевой путь воздушно-десантных войск отмечен памятными датами. Так, войска ВДВ приняли участие в вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол и во время советско-финской войны 1939-1940 годов. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам. Прославленный полководец Георгий Константинович Жуков предавал большое значение использованию в боевых операциях Воздушно-десантных войск.

Десантники люди очень хорошо подготовленные физически. Каждое утро у десантников начинается с напряженной физзарядки. Регулярно проводятся занятия по физподготовке, и через 2-3 месяца молодой солдат закаляется и приобретает устойчивость к укачиванию и большим физическим нагрузкам. Бег и марш-броски вырабатывают у человека выносливость. В ВДВ говорят «Десантник бежит, сколько может, а после этого - еще сколько надо».

Чтец 1: Все десантники в совершенстве владеют приемами рукопашного боя. Ведь составная часть основного занятия по физподготовке - рукопашный бой. Учебные схватки проводятся в парах, а также с превосходящим по численности противником. Говоря о военно-воздушных десантных войсках, надо обязательно сказать, как героически они прославились в годы Великой Отечественной войны, и какой неоценимый вклад внесли в победу нашей страны.

Да, вот лишь один эпизод - выброс десантных войск на элитные дивизии фашистов под названием «Эдельвейс» и «Мертвая голова».

Самолеты рванулись, приняли вес,
Земля колыхнулась едва,
Бросок на дивизии «Эдельвейс»

И «Мертвая голова».

Виден едва парашют его,

Привычен он к действиям сам.

Главный девиз - все за одного,
Так поступает десант.

Чтец 2: Как уже было сказано, к началу Великой Отечественной войны у нас в стране было создано пять воздушно-десантных корпусов. И с самого начала Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовали в вооруженных боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининского фронтов в окружении и разгроме немцев в начале 1942 года была проведена воздушно-десантная операция с десантированием 4-го Воздушно-десантного корпуса.

Это наиболее крупная операция Воздушно-десантных войск в годы войны. Всего было сброшено в тыл немцев 10 000 десантников. Части Воздушно-десантного корпуса вместе с кавалеристами, прорвавшимися в тыл противника, вели боевые действия до июня 1942 года.

За шесть месяцев боевых действий Воздушно-десантные войска прошли по тылам немцев 600 км, уничтожив 15 000 солдат и офицеров противника. Летом 1942 года потребовались крупные, хорошо подготовленные стратегические резервы для сражения под Сталинградом. Ставкой Верховного главнокомандования было принято решение отправить 10 Воздушно-десантных корпусов на оборону города. Десантники с честью выполнили свой долг.

Чтец 1: В дальнейшем Воздушно-десантные войска за свои фронтовые подвиги не раз отмечались ставкой Верховного главнокомандования. Великая Отечественная война для Воздушно-десантных войск закончилась только в августе 1945 года, когда более 4000 десантников высадились на аэродромах Харбина, Порт-Артуре и на Южном Сахалине, полностью парализовав действия японской армии.

Боевые заслуги воздушно-десантных войск в ходе Великой Отечественной войны были оценены весьма высоко. Всем Воздушно-десантным корпусам было присвоено звание гвардейских. Тысячи солдат, сержантов и офицеров ВДВ награждены орденами и медалями. А 296 человек удостоены звания Героев Советского Союза.

Война убедительно доказала необходимость особой подготовки офицеров десантников. Зимой 1942 года под Москвой фашисты от отчаяния предупреждали своих солдат табличками «Осторожно! Русские парашютисты». В Сталинграде они удивлялись мастерству, с которым сражались русские бойцы с «непонятными значками и эмблемами».

В 1943 году у Днепра немецкое командование предлагало большие деньги за каждого убитого десантника. В Вене отборные фашистские танковые войска бежали под натиском Гвардейских десантных дивизий. Воздушно-десантные войска принимали участие в обороне городов, которые в дальнейшем станут городами-героями - Одесса, Севастополь, Керчь, Сталинград.

Воздушно-десантные войска прославились и удивили всех смелостью и результативностью в боях с отборными эсэсовскими танковыми частями весной 1945 года в Венгрии.

Чтец 2: Но и в послевоенные годы воздушно-десантным частям уделялось много внимания. Когда в марте 1970 года в Белоруссии проводилось крупное учение «Двина», то всего за 22 минуты было десантировано семь тысяч десантников и 150 единиц боевой техники. В 1992 году Воздушно-десантные войска обеспечили спасение работников российских и иностранных посольств, а также миссии ООН в Кабуле. Обученность, боеспособность десантников потребовались России и на более высоком уровне - в миротворческой миссии ООН. Например, до сих пор в бывшей Югославии находятся два батальона российских десантников - «Русбат-1» и «Русбат-2».с пеной у рта западные военные возмущались рейдом наших десантников по территории Югославии. Что, скажите, мы нарушили договоренности? Нет. Просто таких войск, которые буквально через три часа могут оказаться в любой точке планеты, у иностранных государств на вооружении просто нет. Завидуют! По оценке ООН, «голубые береты» России - пример выучки, дисциплины и надежности.

За славную и многотрудную историю Воздушно-десантных войск народ и армия любят и уважают этот мужественный род войск. Воздушно-десантные войска - это войска сурового морального и физического климата, который научил десантника принципу «служить до упора», до «выполнено», до победы.

История подтверждает, что всему приходит свое время. Десантники XX века внесли свой вклад в защиту Отечества, в дело повышения обороноспособности страны. Так будет и дальше. История Воздушно-десантных войск продолжается.

Храня спокойствие страны,

Нет, не допустим мы войны -

России верные сыны.

Беречь мир - наша стихия.

Чечня, Афган иль Карабах -

Так мы с оружием в руках

Оставим надпись на врагах:

«Отчизна моя — Россия».

Страны ты патриотом будь.

Легендой выстлан славный путь,

Историю ты не забудь,

Победы страны большие.

И для себя сумей понять

С кого пример для жизни брать.

Жизнь со строки начни писать:

«Отчизна моя — Россия».

(звучит музыка связанная с морской темой)

Ведущий 1: Да ребята сейчас мы с вами окунемся в историю создания Российского флота, но прежде предлагаю вам поучаствовать в конкурсе. (Правильно ответивший на вопрос получает жетон).

Кто является основателем Российского Флота? (Петр 1)

Как называется российский военно- морской флаг? ( Андреевский)

Какое судно называют «дедушкой русского флота»? (Ботик)

Что означает словосочетание «склянки бьют»? (Удар корабельного колокола, обозначающий время), «лечь в дрейф» (остановиться на месте), «камбуз» (морская кухня), «иллюминатор» (окно на корабле), «аврал» (большое общее дело или большая уборка)

Какой прибор считается самым важным на корабле? ( компас)

Как называется руль на корабле? (штурвал)

Как называется судовое дежурство? (Вахта)

Как называется пол на корабле? (Палуба)

Напоминаю вам ребята, что по итогам всех конкурсов будут выявлены победители и будут отмечены как победители.

А теперь давайте узнаем, какой же путь прошел наш легендарный флот.

Чтец 3: Дата создания Российского флота - 20 октябр1696года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать также морской державой.

Фактически строительство флота Петром I было начато в Воронеже еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода. Согласно "консилии" генералов. 4 ноября по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпанств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство от 10 тысяч дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора. 11 декабря 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.

Чтец 4: Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 Петр I под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске.

В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е.И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

Чтец 3: К 1700 году для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и изгребных судов. По указу от 20 апреля 1700 года строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 года. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прусского договора (1711 год), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).

За 30 лет (1696-1725 гг.) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.

Чтец 4: К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 года указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 году численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах - Навигацкой, Адмиралтейской и Морской академий. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

В 1696-1725 гг. были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлищ, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.

К началу Великой Отечественной войны в состав ВМФ входили Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, Каспийская флотилия, а также ряд речных и озёрных флотилий, которые формировались и расформировывались в зависимости от обстановки. Роды сил флота: надводные корабли, подводные лодки, морская авиация, части морской пехоты и части береговой обороны. Флоты являлись высшими оперативными объединениями ВМФ, флотилии - оперативными объединениями. Наркомом и главнокомандующим ВМФ был адмирал Н.Г. Кузнецов. В количественном отношении ВМФ к началу войны насчитывал 3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 87 торпедных катеров (около 1000 единиц), 2,8 тыс. самолётов морской авиации, 260 батарей береговой артиллерии. ВМФ располагал кораблями с мощным артиллерийским, торпедным и другим вооружением, корабли были оснащены совершенными по тому времени радиотехническими средствами. Корабельный состав в основном отвечал стоящим перед советским ВМФ задачам. Однако с началом боевых действий выявилась нехватка тральщиков, сторожевых кораблей и десантно-высадочных средств и судов. Тыл ВМФ в целом был подготовлен к обеспечению действий флотов и флотилий в сложных условиях войны.

За годы войны было достроено 2 лёгких крейсера, 19 эсминцев, 54 подводные лодки и построено свыше 900 тральщиков, торпедных, броне- и сторожевых катеров (около 1100 единиц). Корабельный состав флота был пополнен также за счёт переоборудования судов гражданского флота (сухогрузов, различных транспортов, сейнеров), использовавшихся в качестве судов обеспечения, тральщиков, десантных и сторожевых кораблей. В ходе войны ВМФ вёл активные и решительные боевые действия по уничтожению сил флота и транспортов врага, содействовал приморским группировкам Советской Армии в оборонительных и наступательных операциях, оборонял военно-морские базы и крупные порты, прикрывал морские фланги Сухопутных войск, высаживал десанты, блокировал с моря и содействовал в уничтожении окружённых группировок противника, надёжно охранял военные и народно-хозяйственные морские, озёрные и речные перевозки.

Северный флот в контакте с ВМС союзников (Великобритании, США) обеспечивал внешние коммуникации, связывавшие северные порты СССР с их портами. Для обеспечения безопасности движения судов в Арктике была сформирована Беломорская военная флотилия. Многие приморские плацдармы и военно-морские базы, которым угрожал захват с суши, длительное время удерживались совместными усилиями Сухопутных войск и силами флота. Северный флот совместно с войсками 14-й армии вёл бои на дальних подступах к Кольскому заливу и Мурманску. В 1942 личный состав Северного флота самостоятельно оборонял полуострова Средний и Рыбачий.

Балтийский флот участвовал в обороне Лиепаи, Таллинна, Моонзундских островов, полуострова Ханко, Ораниенбаумского плацдарма, островов Выборгского залива и северного побережья Ладожского озера. Флот сыграл важную роль в героической обороне Ленинграда. В начале июня 1942 подводники Балтики прорвались через минные заграждения Финского залива и 16 июня торпедировали первый немецко-фашистский транспорт. С этого времени действия подводных лодок на Балтийском море стали настолько эффективны, что создали серьёзные затруднения у противника в подвозе стратегического сырья, живой силы и воинских грузов.

Черноморский флот совместно с Сухопутными войсками провёл операции по длительной обороне Одессы, эвакуация гарнизона и жителей которой была проведена без потерь, скрытно от противника. Флот участвовал также в 250-дневной обороне Севастополя, защите Новороссийска, Керчи, в обороне Северного Кавказа. На реках и озёрах активные боевые действия вели воен. флотилии: Азовская, Днепровская, Дунайская, Пинская, Ладожская, Онежская, Волжская, а также Ильменские речные соединения.

Ладожская военная флотилия обеспечивала коммуникации через Ладожское озеро в осаждённый Ленинград. Большой вклад внесли моряки Волжской флотилии в оборону Сталинграда и в обеспечение народно-хозяйственных перевозок по Волге. Днепровская военная флотилия, перебазированная в бассейн реки Одер, участвовала в Берлинской операции, Дунайская флотилия - в освобождении Белграда, Будапешта и Вены.

Тихоокеанский флот и Амурская военная флотилия в годы войны находились в состоянии постоянной боевой готовности. Они направили на сухопутные фронты около 147 тыс. моряков. За счёт корабельного состава Тихоокеанского флота происходило частичное усиление Северного флота, осуществлявшееся переводом кораблей и подводных лодок. К активным боевым действиям Тихоокеанский флот приступил с объявлением войны империалистической Японии. В августе - сентябре 1945 флот участвовал в разгроме Квантунской армии, в освобождении Кореи, Маньчжурии, Южного Сахалина и Курильских островов. Авиация флота высадила десанты в Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний).

ВМФ направил на сухопутные фронты свыше 400 тыс. матросов, старшин и офицеров, силами флота было высажено свыше 100 морских оперативных и тактических десантов общей численностью свыше 250 тыс. чел. Для решения различных задач в ходе наступления Сухопутных войск морские десанты высаживались в Керченско-Феодосийской 1941-42, Керченско-Эльтигенской и Новороссийской 1943, Моонзундской и Тулоксинской 1944, Курильской 1945 десантных операциях. В годы войны в наибольшей степени возрос боевой и численный состав Северного и Тихоокеанского флотов, действовавших на открытых морских театрах. Среди родов сил ВМФ интенсивно развивалась морская авиация: её самолётный парк за время войны увеличился почти вдвое и достиг 5 тыс. боевых самолётов. В ВВС флотов появились крупные соединения минно-торпедной, бомбардировочной, штурм о вой и истребит, авиации, способные наносить массированные удары по конвоям, кораблям, транспортам в море и по базам. В годы войны возникла новая организационная форма - оборонительные районы (Одесский, Севастопольский, Новороссийский и другие). Они объединяли под единым руководством части и соединения флота, Сухопутных войск и авиации. В 1943 в составе Балтийского, а затем и других флотов были сформированы морские оборонительные районы, включавшие несколько военно-морских баз (в 1945 - 13 таких объединений). Несмотря на огромные трудности и сложную оперативную обстановку, сложившуюся на морских театрах военных действий, тыл ВМФ в годы войны успешно справился с поставленными перед ним задачами.

За выдающиеся боевые заслуги свыше 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, свыше 500 морякам присвоено звание Героя Советского Союза, а 7 удостоены этого звания дважды (В.Н. Леонов, А.Е. Мазуренко, В.И. Раков, Б.Ф. Сафонов, Н.Г. Степанян, Н.В. Челноков, А.О. Шабалин). 78 кораблям присвоено почётное наименование гвардейских, около 240 кораблей, частей, подразделений и формирований ВМФ удостоены правительственных наград .

Период конца 1960-х - конца 1980-х годов можно назвать золотым веком нашего флота. Именно к концу 1980-х годов наш флот достиг высочайших показателей боевого могущества и стал вторым в мире по количественному составу носителей и боевому потенциалу после ВМС США. При этом высший пик развития нашего флота за все его 300 лет существования приходится на 1985 год.

Ведущий 2: А сейчас ребята я попрошу вас обратить внимание на экран. Вы видите, что на карте отмечены районы мира, где наши корабли побывали с дружественными визитами, для оказания гуманитарной или военной помощи странам в этой помощи нуждающимся. В настоящий момент эти корабли являются гордостью нашего флота.

Давайте узнаем для выполнения каких задач эти корабли предназначены. Для этого нам необходимо расшифровать абривиатуру этих кораблей.

РКР «Москва» - ракетный крейсер

ТАВКР «Кузнецов» -тяжелый авиационный крейсер

БПК «Адмирал Левченко», «Адмирал Чабаненко», «Адмирал Виноградов» - большой противолодочный корабль

БДК «Ямал, «Азов» - большой десантный корабль

РКР «Варяг», «Петр Великий» - ракетный крейсер

СКР «Неустрашимый» - сторожевой корабль.

(студентам, правильно расшифровавшим абривиатуру так же вручаются жетоны)

Ведущий 1: Дорогие наши юноши! Перед тем как мы подведем итоги нашего классно часа и выявим победителей наших конкурсов. Я хочу показать вам одну вещь. Я сейчас ее опишу и может быть кто - нибудь из вас догадается что это за вещь.

Эта вещь принадлежит солдату, хранится она в семье этого солдата уже долгие годы. Эту вещь в этой семье часто берут в руки и отец листая страницы рассказывает своим сыновьям о своих годах службы в армии, вспоминает своих товарищей с которыми делил суровые будни службы своему отечеству.

Да вы правы это «дембельский» альбом. Сейчас я передам вам его, а вы, листая его страницы, обратите внимание на эти юные лица. Лица ровесников ваших отцов. На всех фотографиях улыбка, в глазах жизнелюбие, за каким бы занятием их не застал экран объектива.

Скажите, а часто ли вы интересовались тем, как «служилось» вашим отцам?

Расспросите их, и вы убедитесь в том, что эта часть жизни не вычеркнута из их памяти, а наоборот помнится ясно и четко, как будто все было вчера.

Ведущий 2:Сегодня вы ребята узнали о том, какой путь прошла наша Армия с момента своего зарождения, и от вас зависит, какие страницы вы впишите в ее историю. Но прежде чем мы расстанемся, давайте подведем итоги нашей конкурсной программы и отметим наших победителей.

(студенты, собравшие большее количество жетонов и являются победителями всей конкурсной программы им вручаются медали и поощрительные призы)

























Заключение


Сегодня социально - экономическая и политическая ситуация в нашей стране требует особого внимания к воспитанию молодежи в духе патриотизма и интернационализма.

В ходе сбора информации для своих докладов к классному часу , студенты имели возможность изучить исторические вехи развития некоторых родов войск, их участие в боевых действиях и героический путь на защите рубежей нашей родины на протяжении многовековой истории России как государства. Каждый молодой человек должен знать прошлое своей страны, иначе у этой страны нет будущего. Молодые люди не должны страшится службы в армии, а всячески способствовать повышению ее престижа. Нам есть чем гордиться! Наша армия всегда была, есть и будет гарантом покоя, мира в родном отечестве. Всегда придет на помощь слабым и беззащитным.







Используемая литература

  1. Государственная символика России: история и современность., М., 2003

  2. Иллюстрированная история СССР., М., 1987

  3. Школьная энциклопедия. История России XVIII - XIX века., М., 2003

  4. Школьная энциклопедия. История России XX век., М., 2003

  5. Энциклопедия для школьников. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., М., 2005

  6. Родной Красногвардейский. Юбилейное издание редакции “Красногвардеец”, Плешаново., 2006




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка классного часа Тема: "История создания Российской Армии"

Автор: Ткаченко Нелли Константиновна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Великий день победы "
    ["seo_title"] => string(23) "vielikii-dien-pobiedy-1"
    ["file_id"] => string(6) "240383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445006775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства