kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал к родительскому собранию "Взаимоотношения детей и родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка родительского собрания для 7 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал к родительскому собранию "Взаимоотношения детей и родителей"»

Родительское собрание в 7 классе «Особенности построения детско-родительских отношений».



Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, которая дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Обстоятельства, определяющие отношение родителей к ребенку:

1) общий уровень образования и культуры родителей;

2) психологическая и педагогическая подготовленность родителей;

3) особенности воспитания родителей;

4) психологический климат в семье.

Для воспитания детей важное значение имеет личный пример родителей.

Основной ошибкой, писал Л.Н. Толстой, является то,

что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием.

Постоянный психологический контакт родителя с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить. Суть детско-родительского контакта (или диалогового общения) заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок неопытен, полностью зависим.

Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.



Тест «Какой вы родитель?».

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

  1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла;

  2. Посоветуй мне, пожалуйста – 1 балл;

  3. Не знаю, чтобы я без тебя делала – 1 балл;

  4. И в кого ты только такой уродился? – 2 балла;

  5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл;

  6. Ну на кого ты похож(а)? – 2 балла;

  7. Я в твои годы… - 2 балла;

  8. Ты моя опора и помощник – 1 балл;

  9. Ну что за друзья у тебя? – 2 балла;

  10. О чем ты только думаешь? – 2 балла;

  11. Какой (ая) ты у меня умница! – 1 балл;

  12. А как ты считаешь сынок(доченька)? – 1 балл;

  13. У вех дети, как дети, а ты! – 2 балла;

  14. Какой ты у меня сообразительный (ная)! – 1 балл.

Оценка результатов:

Подсчитайте общее количество баллов.

  • Если вы набрали 5-7 баллов – значит вы уважаете ребенка, ваши отношения способствуют становлению его личности;

  • Если вы набрали 8-10 баллов – стоит обратить внимание на намечающиеся сложности во взаимоотношениях с ребенком;

  • 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

Различают четыре основных взаимоотношений детей и родителей:

1) гиперопека – характеризуется постоянным ограждением ребенка от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Родители ощущаю себя единым целым с ребенком. Ребенок воспринимается маленьким и беззащитным, его самостоятельность ограничивается, в результате чего ребенок вырастает инфантильным, безинициативным, эгоистичным;

2) диктат – подавление родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей, что способствует развитию инфантилизма, безинициативности. При этом может наблюдаться отвержение ребенка, когда он считается плохим и вызывает у родителей злость и раздражение;

3) невмешательство – родители мало уделяют внимания детям, они как бы вращаются на разных орбитах. Может наблюдаться гипопротекция, когда ребенок находится на втором плане, до него у родителей «руки не доходят» и игнорирование потребностей, когда ребенку не только не уделяют эмоционального и интеллектуального внимания, но и не удовлетворяют его естественные потребности (ребенок может быть голоден, плохо одет и т. д.). Дети вырастают самостоятельными, но эмоционально черствыми;

4) сотрудничество – характеризуется включением ребенка в совместную жизнедеятельность, посвящением его в проблемы и задачи семьи, совместное их. Ребенок принимается таким, какой он есть, родители уважают его индивидуальность, одобряют интересы и замыслы. Родители поощряют его инициативу и самостоятельность, им гордятся, ценят его интеллектуальные и творческие способности. Семья представляет собой сплоченный коллектив, в котором дети чувствуют свою нужность и полезность, они знают, что их любят и всегда защитят.

Кроме того, существуют различные психологические типы родителей:

1) паранойяльный родитель практически все пытается решить за ребенка, который является средством реализации его несбывшихся надежд, воспитание жесткое, подавляющее личность;

2) эпилептоидный родитель строит воспитании на точном выполнении режима дня, соблюдении правил аккуратности, гигиены, санитарии, которые сочетаются с невниманием к личности ребенка, часто прибегают к телесным наказаниям;

3) гипертимный родитель строит свои отношения с ребенком на уровне приятельских, не ограничивает ни в чем, ни ребенка, ни себя;

4) истероидный родитель использует своего ребенка как демонстрацию своих успехов в воспитании, если ребенок достигает таких успехов или себя хорошего, на фоне «плохого» ребенка, если тот не имеет успехов;

5) шизоидный родитель холоден и невнимателен к своим детям, между ним и ребенком отсутствует эмоциональный контакт, привязанность;

6) психастеноидный родитель характеризуются тщательностью ухода и глубоким эмоциональным и интеллектуальным контактом с ребенком;

7) гипотимный родитель концентрирует свое внимание на недостатках ребенка, не замечает его талантов и достоинств;

8) сензитивный родитель – характеризуется повышенной тревожностью мнительностью и мягкостью воспитательной системы. Дети таких родителей часто инфантильны.

Психологический тест «Стратегии семейного воспитания».

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

    • А. Преимущественно воспитанием.

    • Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

    • В. Главным образом врожденными задатками.

    • Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

    • А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

    • Б. Абсолютно с этим согласен.

    • В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

    • Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

    • А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

    • Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

    • В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

    • Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

  4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

    • А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

    • Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

    • В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

    • Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

  5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

    • А. Если попросит, можно и дать.

    • Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

    • В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

    • Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

  6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

    • А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

    • Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

    • В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

    • Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

  7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

    • А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

    • Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

    • В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

    • Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

  8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

    • А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

    • Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

    • В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

    • Г. Не вижу причины запрещать.

  9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

    • А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

    • Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

    • В. Расстроюсь

    • Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

    • А. Безусловно.

    • Б. Стараюсь.

    • В. Надеюсь.

    • Г. Не знаю.

Обработка и интерпретация результатов.

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

  • Авторитетный стиль (в терминологии других авторов – «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

  • Авторитарный стиль (в терминологии других авторов – «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

  • Либеральный стиль (в терминологии других авторов – «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

  • Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Материал к родительскому собранию "Взаимоотношения детей и родителей"

Автор: Цюпай Елена Васильевна

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Родительское собрание Тема: "Общение родителей с детьми". "
    ["seo_title"] => string(65) "roditiel-skoie-sobraniie-tiema-obshchieniie-roditieliei-s-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "208649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430853689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" "
    ["seo_title"] => string(75) "vystuplieniie-na-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "145855"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419003860"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Родительское собрание на тему: «Воспитание ребёнка в семье» "
    ["seo_title"] => string(65) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-vospitaniie-riebionka-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "189252"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426849054"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Родительское собрание "Дети и проблема школьной дисциплины""
    ["seo_title"] => string(64) "roditiel_skoie_sobraniie_dieti_i_probliema_shkol_noi_distsipliny"
    ["file_id"] => string(6) "349399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476533451"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Родительское собрание Дисциплина в классе"
    ["seo_title"] => string(41) "roditelskoe_sobranie_distsiplina_v_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "481262"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539976564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства