kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Край земли, устремленный в будущее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал, по теме  89-летию со дня образования Ямало-ненцкого автономного округа и входящего в него Тазовского района.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Край земли, устремленный в будущее"»

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение Тазовская школа-интернат среднего общего образования







«Край земли, устремленный в будущее»





17группа

Воспитатель: Семенюта С.П.













Тазовский,2019г

Цель: расширение представлений школьников о родном крае, районе, посёлке.

Задачи: познакомить с историей округа, района, поселка; привить любовь к Малой Родине; воспитывать чувство гордости за свой край; продолжать расширять знания воспитанников о  культуре своего народа, его обычаях, традициях;

развивать коммуникативные способности детей и интерес обучающихся к приобретению новых знаний; Оформление: мультимедийная презентация

ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель:

Я - мал, Я – мал –
Он говорит сам за себя.
Он маленький,
Совсем не великан.
Ямал, Ямал,
Ты – Родина моя,
Я так люблю тебя, хоть ты и мал.

-о чем мы будем вести разговор сегодня?

Чтец (1):

Кто не был в тундре нашего Ямала,
Не ночевал в снегу, прорыв нору,
Не шел, когда над тропкой на ветру
Живая туча комаров плясала.
Кого, невесть откуда налетая,
Слепая вьюга не валила с ног,
Кто не искал среди болот дорог,-
Как может он судить о нашем крае?
Вольготно, мол, живется на просторе
Стадам оленьим, бродит по снегам
Медведь-хозяин, а по берегам –
Обломки льдин, разбитых
Карским морем ...

Чтец (2):

Как скудно, как неверно мненье это!
Я приглашаю вас, друзья, сюда!
Сейчас Ямал – обжитая планета.
Везде, на всем – соленый пот труда.
Безбрежны, как моря, стада оленьи,
А рядом вышки нефтяные, в ряд
Построившись, моторов мощным пеньем
Любого новичка ошеломят!

Воспитатель: В памяти каждого человека в тайниках его души живет самое дорогое и сокровенное – Родина. Маленькая или большая, она, подобно огню, обогревает его. Мы живем на Крайнем Севере, на Ямале. Ямал частица нашей родины. Сегодня мы совершим путешествие по родному краю, в котором мы живём. Изучая историю родного края, мы учимся любить свою Родину и беречь её природу.  

Сегодня мы будем говорить о нашей прекрасной и удивительной земле. Вашему вниманию мы представляем устный журнал “ Край земли, устремленный в будущее”. Ямал – в переводе с ненецкого языка – край Земли. Расположен этот край на самом севере, поэтому здесь круглый год чувствуется холодное дыхание Северного Ледовитого океана и Арктики.  Ямал – это бескрайние просторы тундры, разделённые бесчисленными озёрами, реками и болотами. Это тайга и горы с несметными богатствами недр, это долгая полярная ночь, освящаемая сполохами полярного сияния, это край новых городов, где древние традиции соседствуют вновь возникшими. Здесь многие из нас родились и выросли, здесь мы сейчас живем.

Воспитатель: Но с начала, я хочу вам предложить Блиц – турнир.

Как расшифровать ЯНАО? (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Что означает “Ямал”? (конец земли, край земли).

Какой город является “столицей” нашего округа? (город Салехард).

Какие вы знаете большие города на территории нашего округа? (Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Муравленко...).

Назовите крупные реки. (Обь, Таз, Пур, Надым...).

Какая рыба водится в северных реках? (нельма, муксун, ряпушка, осетр, чебак, щекур...).

Что означает слово “ненец”? (человек).

1 страница журнала “Мой край Ямал. История”

Чтец

“Расскажи нам, Ямал о рожденье своем,
Как в дремучих веках ты явился на свет
Как припал к ледяной материнской груди
И растил богатырскую силу свою,
Чтобы стать великаном с великой судьбой,
И чтоб алые звезды взошли над тобой....”.
Л.Лапцуй

Воспитатель: Ямал - край Земли –за ним Северный Ледовитый океан. Первые люди здесь появились в глубокой древности. Они пришли сюда с юга. Это были Угры – предки ханты и манси. Позднее на Обский Север пришли самодийцы – предки ненцев и селькупов. Торговые люди называли этот край Югрой или Югорской землей. В первоначальных представлениях о богатствах Югры и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени падают там на землю как дождь из туч, называли этот край “самородный зверинец”, “кладовая мягкой рухляди”. В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель, “великой реки Обь”. И в 1595 году один из казацких отрядов покорил Обдорское княжество и построил укрепление под названием Обдорск. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере.

- Ребята, кто знает, как сейчас называется этот город? Конечно, это город Салехард, старейший и единственный город на полярном круге. Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае была развернута широкая торговля пушниной, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, лодками, меховой одеждой. К началу 20 века получила развитие торговля рыбой, пушниной, оленеводство.

Утверждение советской власти в крае началось в 1918 г. Первые советы складывались на основе родового деления местных жителей. В 1925 году начали строиться школы. В 1930-е годы появилась ненецкая письменность. Район богат талантами в самых разных видах и жанрах литературы и искусства. Всех, кто внес и вносит в ямальскую культуру свой – большой или малый – вклад не перечесть. Но невозможно не назвать имена тех, кто сделал и делает это больше всех. –назовите известных людей Ямала? Первое среди этих имен – Леонид Васильевич Лапцуй. “Поэт от Бога”, “Певец ямальской тундры” - лишь малая толика эпитетов, которых достоин этот человек. Родом он из Новопортовской тундры. Так же, как и его верная спутница жизни Елена Григорьевна Сусой, кандидат наук, умнейшая, обаятельная женщина, знающая о ненцах почти все и охотно делящаяся своими познаниями с другими. Гордятся северяне такими знаменитыми людьми как Юрий Велла, Иван Истомин, Роман Ругин...).Ямал может гордиться ненецким композитором Семёном Няруем, самобытным поэтом и художником Геннадием Пуйко, профессиональным художником Леонидом Ларом.

Чтец 1:

Сейчас Ямал обжитая планета.
Везде, на всем – соленый пот труда.
Дремавший бесконечными веками,
Весь полуостров как бы вырос вдруг,
Был поднят над студеными волнами
Усилием веселых юных рук.




ИГРА: «Вопрос – ответ».

1. Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и

живем? (Ямал)

2. Как называют людей, которые живут на Севере, на  Ямале  (северянами)

3. Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)

4. Назовите столицу нашего округа. (Салехард)

5. Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Артюхов Дмитрий Андреевич, выбран 9 сентября 2018 года)

6. Что изображено на гербе нашего округа? (Два белых медведя по краям, посередине олень)

7. Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)

8. Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, оленеводство, рыболовство)

9. Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое

жилище? (чум.)

10. При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (на оленьих

упряжках)

11. При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)

12. Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям

верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с

капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)

13. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)

14. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)

15. Назовите разновидность обуви у северных народов (унты, пимы, бурки)

16. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная

и черная смородина, морошка, можжевельник, водяника, шиповник)

17. Что едят олени? (ягель, мох)





2 страница журнала “История Тазовского района и поселка”

Воспитатель: Первые упоминания в истории о территории, входящей в состав нынешнего района, и людях, её заселяющих, относятся к 16 веку. До 1923 года территория района входила в состав Енисейской губернии, затем перешла в состав Уральской области. Тазовский Район образован 10 декабря 1930 года в составе Ямало-Ненецкого автономного округа. Район малочислен. Количество населения составляет 16,3 тысячи человек

Поселок Тазовский был основан в 1883 году как промысловая фактория под названием Хальмер-Седе (Сопка (Гора) мертвецов — перевод с ненецкого). Когда-то на холме, где сейчас находится посёлок, было старое ненецкое кладбище.На фактории производили обмен чая, сахара, спичек и других товаров на рыбу, выловленную местными жителями.

С 1884 года торговой факторией Хальмер-Седэ был начат рыбный промысел в низовьях Таза и Тазовской губе. Лов был организован силами местных ненцев, которые ежегодно заготавливали около ста тонн соленого осетра и двадцать тонн муксуна.

В 1907 году на факторию пришли сургутские купцы братья Плотниковы. Они построили здесь склады, магазины, жилые дома, баню. Грянула революция и на далекий Север пришла советская власть. В 1921 году был создан сельский Совет, который и взял в свои руки дальнейшее обустройство жизни местных жителей, работу фактории, поставку товаров, развитие рыбодобычи, создание первых товариществ и кооперативов.

В октябре 1931 года основным базовым предприятием села Хальмер-Седэ стал рыбозавод, который был оснащен тремя катерами и четырьмя транзитными судами. Население фактории составляло 2560 человек, среди которых было 14 грамотных.

1 февраля 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Хальмер-Седэ было переименовано в селение Тазовское, которым определен День поселка Тазовский – 1 февраля. Название поселка произошло от реки, которую ненцы называли Тасу - желтая, тундровая река. Русские гидрографы называли ее более удобно - Таз. Отсюда и имя поселка Тазовский.

На территории районного центра располагаются предприятия и учреждения, обеспечивающие межселенные, хозяйственные, производственные и управленческие связи.

В поселке размещается рыбозавод, который является основным перерабатывающим предприятием в восточной зоне ЯНАО. Радиус обслуживания заводом рыболовецких участков составляет 250 км на север и 250 км на юг. Развитие поселка Тазовский связано с укреплением перерабатывающей базы традиционных отраслей хозяйства района, а также с организацией системы факторий, обеспечивающей социально-культурное развитие коренного населения района.

Благодаря наличию дороги Тазовский – Заполярное ГНКМ – поселок Уренгой – станция Коротчаево, аэропорту в г. Новый Уренгой и грузовому причалу, местоположение поселка Тазовский становится благоприятным для развития здесь транспортно-хозяйственного узла, как основы повышения хозяйственного уровня развития всего района.

Прогнозируемое освоение газовых месторождений, открытых на территории Тазовского района, придаст новые функции поселку. Он может стать базовым пунктом при освоении месторождений на Гыданском полуострове.

Тазовский постоянно растет и развивается. В последние годы стала нормой сдача новых законченных строительством объектов социального, промышленного, а также жилого и общественного назначения, предусмотренных для комфортного жилья и продуктивного труда тазовчан. Особую страницу и наиважнейшую веху истории района сыграла разработка недр, район богат запасами углеводородного сырья. Нефтегазопоисковые работы начаты в 1959 году, первая газовая залежь открыта в 1962 году, газоконденсатная в 1965 году, первая нефтяная залежь 1968 году. На территории района открыто 10 месторождений углеводородного сырья и перспективных площадей. В настоящее время в нашем округе добывается 90% газа России.

Чтец: Ямал – родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов и др. Их численность – немногим более 33 тысяч человек. Важнейшими отраслями хозяйства коренных народов издревле были и остаются оленеводство, рыболовство, охота. В нашем округе самое крупное поголовье оленей в России.

Чтец:

Оленевод, молодой, горластый,
Вверх поднимает хорей свистящий.
Мчатся олени и бьют по насту -
Копыта к копыту - чаще и чаще.
Оленевод под мотив их вечный
Подбирает слова и строки,
Вскинув хорей свой остроконечный,
Как смычок над струной дороги.



Чтец:

Молва идет о рыбаках
Как о мужах известных.
И чешуя на их руках
Как отсвет звезд небесных.
Где рыбакам вода по грудь,
Они спустились в воду,
Чтоб сеть свою в кольцо замкнуть
Намеренью в угоду.

Чтец:

Ямал - наш край,
Ямал - наш дом,
Здесь люди добрые кругом.


Воспитатель: 10 декабря ямальцы будут отмечать знаменательное событие – 89-летие образования Ямало-Ненецкого автономного округа и в его составе – Тазовского района. Тазовский - обычный поселок, каких немало на Севере нашего округа. В настоящее время на территории Тазовского поссовета проживают болеее 2380 человек, в основном жители коренной национальности. 25% населения поселка заняты в традиционном хозяйстве.

Безусловно, у нашего района славная история, богатая эпохальными событиями, примерами трудовой доблести и мужества людей, которые её создавали и создают сегодня.

За 89 лет районом пройден большой путь социально-экономических преобразований, достигнуты значительные успехи в экономике, образовании, здравоохранении, культуре, спорте. Казалось бы нет в Тазовском никаких достопримечательностей. Но это не так. Наша главная достопримечательность – замечательные люди.

 Среди тазовских выпускников есть врачи, учителя, зоотехники, юристы.

Мы по праву можем гордиться заслугами выдающихся земляков, представителей разных профессий, чьи имена золотом вписаны в летопись Тазовского района, автономного округа в целом. Это и врачи: Ямкина Т.А.,ЯднеТ.Т.,Ралдугина В.; учителя:Талеева Г.Д, Заводская Л.М.,Новикова Г.А.,Сорокина .

Мой край родной, таинственный Ямал,
Люблю тебя всем сердцем и душой!
Ты мне мечту и радость жизни дал,
И я теперь навек с тобою.
Люблю твои просторы, твои реки,
Озёра, тундру, облака,
Люблю твои закаты и рассветы
И мудрость, уходящую в века.






3 страница журнала “Загадай и отгадай”

Люблю ходить я в тундру, чтоб полюбоваться
Твоей неброской милой красотой.
И хочется душе моей смеяться.
И хочется мне петь Ямал с тобой!
Люблю я свой народ, который век от века
Живет своей культурою, трудом.
Здесь в тундре, ценят человека,
Который бережёт природу – северный свой дом.


Воспитатель:

Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум.  В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано немало. Вот лишь некоторые из них. НАЗОВИТЕ их.

  • Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни;

  • Не принято стрелять в линных гусей;

  • Не принято нарушать покой пушного зверя способом загона;

  • Нельзя разводить костёр на случайных местах, а только там, где есть жизненная необходимость, потребность.

 



Ненецкие загадки:

•  Встает  –  пересчитывает,  спать  ложиться  –  пересчитывает?  (завязки

женской ягушки) – ненецкая загадка.

•  В  бобровую  одежду  одетый  на  улицу  выходит.  В  беличью  одежду

одетый в чум входит? (теплый и холодный воздух) – ненецкая загадка.

•  Где опустятся два крыла, там водовороты кружатся? (весла) – ненецкая

загадка.

•  Старика волшебника одевают и раздевают? (чум) – ненецкая загадка.

•  У старухи нос негладкий? (наперсток) – ненецкая загадка.

•  Под снегом ворует? (капкан) – ненецкая загадка.

•  Ходит, а следов не видно? (рыба) – ненецкая загадка.

• Злые сердца я вылечиваю? (огонь) – ненецкая загадка.

• В ночь беззвездную до чума

  Кто добраться вам поможет?

  Кто разыщет путь по ветру,

  Если в тундре бездорожье? (Олень)

• В одном гнезде четыре яйца, в каждом яйце по семь птенцов. (Месяц, неделя, луна)

• Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

• Летом меховые, зимой берестяные (Рога оленя)

• Четыре девушки одним платком накрыты. (Стол)

• Идёт, идёт, а следа не видно. (Лодка)



Чтец:

Люблю тебя, седой Ямал!
Ты – край снегов,
Ты — край полярного сиянья,
России нашей достоянье.
Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.
Живи, Ямал, и процветай
И будь, Ямал, ещё прекрасней!

Воспитатель: Спасибо за внимание! Наш журнал подошёл к концу, Наше путешествие по Ямалу ещё продолжится. Поздравляем всех с 89-летием округа и района.

Использованная литература

  1. Исторический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа М.: Издательство ДИК, 2003. 40с.: ил., карт.

  2. Край земли, устремлённый в будущее. Фотоальбом. Яр-Сале, СПб, 2005.

  3. Культура народов Ямала/ Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./ Учебник.5-7 классы. Тюмень, 2007.

  4. Морозов Ю.А. Коренные малочисленные народы Севера: Популярный очерк/ под ред. Л.П. Вэлло, А.В. Евая, СПб, 2009.

  5. Северные родники / Автор – составитель Л.В. Федорова, Тюмень: Изд-во Института проблем освоения народов севера СО РАН, 2001.448с., 16 цв.ил.

  6. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого Автономного Округа: В 3 т.Т.1 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.

  7. http://gcbs.ru/pub/visk/Stihi/Stikhi.htm - стихи о Ямале

  8. http://gcbs.ru/lib/ped/stichi_rodina/stihi.htm - стихи о Родине

  9. http://www.youtube.com/watch?v=i6jdVtzLs_c – документальный фильм “Удивительное путешествие в тундру”.





Самоанализ воспитательного мероприятия

1.Общие сведения: воспитатель Семенюта Светлана Петровна,

Устный журнал: «Край земли, устремленный в будущее» 17 группа, 15-16 лет, присутствовали 17 человек, Занятие это часть системной работы: ежегодно я провожу беседы и другие мероприятия по привитию чувств патриотизма.

Цели и задачи занятия Цель: расширение представлений школьников о родном крае, районе, посёлке.

Задачи: познакомить с историей округа, района, поселка; привить любовь к Малой Родине; воспитывать чувство гордости за свой край; продолжать расширять знания воспитанников о  культуре своего народа, его обычаях, традициях; развивать коммуникативные способности детей и интерес обучающихся к приобретению новых знаний;



2.Самоанализ подготовки мероприятия Воспитатель приготовила презентацию «Край, устремленный в будущее», также игры «Вопрос - ответ», блиц-турнир по знанию своего края и ненецкие загадки.



3.Самоанализ хода мероприятия Работа проходила интересно, содержательно, организованно. Детям понравились презентация, творческие задания. Были проведены игровые моменты в форме блиц-турнира и ненецких загадок, также дети узнали тундровые приметы. Поговорили о перспективе нашего района, отметили, что поселок развивается. Занятие соответствовало возрастным особенностям детей, уровню развития коллектива. Дети работали активно, с интересом слушали воспитателя и с удовольствием выполняли задания.

4.Общая самооценка воспитательного мероприятия Думаю, что цели мероприятия были достигнуты, раскрыты полностью. Дети знают и любят свою родину, свой край, сохраняют свои самобытные традиции. Детям понравилось занятие и презентация.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Край земли, устремленный в будущее"

Автор: Семенюта Светлана Петровна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Родной мой край – ты Родины частица! "
    ["seo_title"] => string(35) "rodnoi-moi-krai-ty-rodiny-chastitsa"
    ["file_id"] => string(6) "205409"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429880610"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "проект "«Гражданская позиция» (для воспитанников сельского детского дома с интеллектуальными нарушениями" "
    ["seo_title"] => string(115) "proiekt-grazhdanskaia-pozitsiia-dlia-vospitannikov-siel-skogho-dietskogho-doma-s-intielliektual-nymi-narushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "179870"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425088503"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "«Гражданская позиция» "
    ["seo_title"] => string(23) "grazhdanskaia-pozitsiia"
    ["file_id"] => string(6) "179891"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425095923"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект «Я помню! Я горжусь!»"
    ["seo_title"] => string(29) "proiekt_ia_pomniu_ia_ghorzhus"
    ["file_id"] => string(6) "378931"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484305712"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по географии "Астана - столица РК" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-astana-stolitsa-rk"
    ["file_id"] => string(6) "162910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422427371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства