kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Ориентирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по ориентированию. Для детей дополнительного образования детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Ориентирование"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стерлитамакская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ Игнатова Т.М.

«31» августа 2016 г.

Обсуждено на заседании методического объединения

Протокол от 31.08.2016г. № 1

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Стерлитамакская СОШ»

___________ Т.В.Сибилева.

«31» августа 2016 г.

Рассмотрено на заседании методического совета

(Протокол от 31.08.2016 г. № 1)

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Стерлитамакская СОШ»

__________ А.В.Тоутова

«31» августа 2016 г.

Приказ от 31.08.2016 г.№ 1-

Принято на заседании педагогического совета

(Протокол от 31.08.201 г № 1)

 

Рабочая программа

экологического клуба «Друзья природы»

для 3 класса

                                                         Составитель:

учитель начальных классов

Т.М.Игнатова

2016-2017 учебный год

















Пояснительная записка


Программа экологического клуба «Друзья природы»

составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является первой ступенью программы по экологическому воспитанию школьников .

Программа экологического клуба «Айболит» рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), 19ч- теоретические занятия, 15 ч- практические занятия.

Первый класс «Айболята», второй класс «Разведчики природы», третий класс «Светлячки», четвертый класс «Планета загадок».

«Друзья природы» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.

Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Разведчики природы».

Актуальность данной программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.

«Друзья природы» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.

«Планета загадок», четвертый год обучения, вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, «Планета загадок» обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.

Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.

Отличительной особенностью программы является то, что в содержание программы включены эколого-биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.

Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.

В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.

Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.

Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.

Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.

Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.

Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:

1. формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);

2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;

3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять

наблюдение;

4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая

природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;

5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.

Педагогическая целесообразность программы:

определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

Форма обучения – групповая.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:

Представления:

- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;

- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;

- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;

- о круговороте воды

Знания:

- главного экологического закона;

- природных сообществ;

- планет солнечной системы;

- роли растений в круговороте воды

Умения:

- исследовать рельеф местности;

- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;

- определять к какой группе относятся животные;

- составлять график процесса роста растения.

Способы отслеживания и контроля результатов

В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.

Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.

Методы обучения

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

Методы получения знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);

3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)

4) метод дидактической игры

Методы усвоения учебного материала:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемный;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский

Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.



Календарно- тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

№ п/п

Наименование раздела и тем.

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего


 

 

 

Введение

 

 

2

 

 

 

1

Знакомство с нравственным кодексом юного эколога

1

 

 

 

 

 

2

Составление нравственного кодекса юного эколога

 

1

 

Составление нравственного кодекса юного эколога

 

 

 

Лес – природное сообщество

 

 

3

 

 

 

3.

Лес – природное сообщество

1

 

 

 

 

 

4.

Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»

1

 

 

Сформулировать 1-й экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»

 

 

5.

Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»

 

1

 

 

 

 

 

Кто чем питается

 

 

2

 

 

 

6.

Кто чем питается. Наблюдение: за питанием разных групп животных

1

 

 

 

 

 

7.

Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных

 

1

 

Сделать карточки с изображением кормов различных животных

 

 

 

К древнему морю

 

 

2

 

 

 

8.

Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта»

1

 

 

 

 

 

9.

Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков

 

1

 

Вычертить маршрут своей экскурсии

 

 

 

Знакомый незнакомец

 

 

3

 

 

 

10.

Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера»

1

 

 

 

 

 

11.

Свойства воздуха

1

 

 

Познакомить с некоторыми свойствами воздуха с помощью несложных опытов

 

 

12.

Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга»

 

1

 

Изготовить коллаж «Радуга»

 

 

 

Дает корова молоко

 

 

3

 

 

 

13.

Наблюдение: за дикими млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе

1

 

 

Подготовить сообщение о диких млекопитающихся

 

 

14.

Наблюдение: за домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе

1

 

 

Подготовить сообщение о домашних млекопитающихся

 

 

15.

Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных

Откуда берутся дождь и снег

 

1

3

Конкурс рисунков

 

 

16.

Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды

1

 

 

 

 

 

17.

Практическая работа: проведение несложных опытов

 

1

 

Выполнить несложные опыты

 

 

18.

Дидактическая игра: «Дерево»

 

1

 

 

 

 

 

Все куда-нибудь девается

 

 

2

 

 

 

19.

Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы

1

 

 

 

 

 

20.

Практическая работа: скрининг воды в своей квартире

 

1

 

Провести скрининг воды в своей квартире

 

 

 

Идем по следу

 

 

2

 

 

 

21.

Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе

1

 

 

 

 

 

22.

Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае

 

1

 

Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе

 

 

 

Сокращение места обитания

 

 

1

 

 

 

23.

Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания

1

 

 

Записать причины сокращения мест обитания

 

 

 

Жизненное пространство

 

 

2

 

 

 

24.

Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды

1

 

 

 

 

 

25.

 

Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения

 

1

 

Составить график процесса роста растения

 

 

 

Энергия

 

 

2

 

 

 

26.

Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания

1

 

 

 

 

 

27.

Практическая работа: нарисовать круговорот энергии

 

1

 

Конкурс рисунков

 

 

 

Солнечная система

 

 

3

 

 

 

28.

Наблюдение за планетами солнечной системы .

1

 

 

 

 

 

29.

Наблюдение за явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека

 

1

 

 

 

 

30.

Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах

 

1

 

Наблюдение за Луной в различных фазах

 

 

 

Все животные важны, все животные нужны

 

 

2

 

 

 

31.

Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе

1

 

 

 

 

 

32.

Практическая работа: определить к какой группе относятся животные

 

1

 

Определить к какой группе относится животное

 

 

 

Поход «По экологической тропе»

 

 

1

 

 

 

33.

Обобщение полученных знаний

1

 

 

Обобщение знаний

 

 

34.

Итоговое занятие. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы»

1

 

 

Обобщение полученных знаний

 

 

 

Итого:

19

15

34

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект занятия "Ориентирование"

Автор: Габдрахманова Эльвира Исламовна

Дата: 25.11.2019

Номер свидетельства: 528608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект занятия туристско-краеведческой направленности в соответствии с требованиями ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_zaniatiia_turistsko_kraieviedchieskoi_napravliennosti_v_sootvietstvii_"
    ["file_id"] => string(6) "366746"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481090002"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Конспект занятия "АБВГДЕйка" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-zaniatiia-abvgdieika"
    ["file_id"] => string(6) "169390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423403506"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект занятия по обществознанию с применением технологии проблемного обучения "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-zaniatiia-po-obshchiestvoznaniiu-s-primienieniiem-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "179719"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425054652"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "План-конспект НОД по знакомству с нетрадиционной техникой рисования «Рисование вилкой»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_nod_po_znakomstvu_s_netraditsionnoi_tekhnikoi_risovaniia_risovanie"
    ["file_id"] => string(6) "484575"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541761211"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Факультативные занятия, как вид внеклассной работы по иностранному языку"
    ["seo_title"] => string(67) "fakultativnyiezaniatiiakakvidvnieklassnoirabotypoinostrannomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "333996"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465565569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства