Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Ориентирование"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стерлитамакская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«Согласовано»
Руководитель МО
___________ Игнатова Т.М.
«31» августа 2016 г.
Обсуждено на заседании методического объединения
Протокол от 31.08.2016г. № 1
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Стерлитамакская СОШ»
___________ Т.В.Сибилева.
«31» августа 2016 г.
Рассмотрено на заседании методического совета
(Протокол от 31.08.2016 г. № 1)
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Стерлитамакская СОШ»
__________ А.В.Тоутова
«31» августа 2016 г.
Приказ от 31.08.2016 г.№ 1-
Принято на заседании педагогического совета
(Протокол от 31.08.201 г № 1)
Рабочая программа
экологического клуба «Друзья природы»
для 3 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Т.М.Игнатова
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа экологического клуба «Друзья природы»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является первой ступенью программы по экологическому воспитанию школьников .
Программа экологического клуба «Айболит» рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), 19ч- теоретические занятия, 15 ч- практические занятия.
Первый класс «Айболята», второй класс «Разведчики природы», третий класс «Светлячки», четвертый класс «Планета загадок».
«Друзья природы» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.
Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Разведчики природы».
Актуальность данной программыобусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.
«Друзья природы» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
«Планета загадок», четвертый год обучения, вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, «Планета загадок» обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.
Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.
Отличительной особенностью программы является то, что в содержание программы включены эколого-биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.
Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
В основе построения программы лежит принципединства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.
Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.
Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципаусиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.
Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.
Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.
Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:
1.формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);
2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;
3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять
наблюдение;
4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая
природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;
5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.
Педагогическая целесообразность программы:
определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.
Форма обучения – групповая.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;
- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;
- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;
- о круговороте воды
Знания:
- главного экологического закона;
- природных сообществ;
- планет солнечной системы;
- роли растений в круговороте воды
Умения:
- исследовать рельеф местности;
- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;
- определять к какой группе относятся животные;
- составлять график процесса роста растения.
Способы отслеживания и контроля результатов
В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.
Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.
Методы обучения
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.
Календарно- тематическое планирование
Дата
план
Дата
факт
№ п/п
Наименование раздела и тем.
Количество часов
Форма контроля
теория
практика
всего
Введение
2
1
Знакомство с нравственным кодексом юного эколога
1
2
Составление нравственного кодекса юного эколога
1
Составление нравственного кодекса юного эколога
Лес – природное сообщество
3
3.
Лес – природное сообщество
1
4.
Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»
1
Сформулировать 1-й экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»
5.
Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»
1
Кто чем питается
2
6.
Кто чем питается. Наблюдение: за питанием разных групп животных
1
7.
Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных
1
Сделать карточки с изображением кормов различных животных
К древнему морю
2
8.
Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта»
1
9.
Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков
1
Вычертить маршрут своей экскурсии
Знакомый незнакомец
3
10.
Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера»
1
11.
Свойства воздуха
1
Познакомить с некоторыми свойствами воздуха с помощью несложных опытов
12.
Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга»
1
Изготовить коллаж «Радуга»
Дает корова молоко
3
13.
Наблюдение: за дикими млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе
1
Подготовить сообщение о диких млекопитающихся
14.
Наблюдение: за домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе
1
Подготовить сообщение о домашних млекопитающихся
15.
Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных
Откуда берутся дождь и снег
1
3
Конкурс рисунков
16.
Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды
1
17.
Практическая работа: проведение несложных опытов
1
Выполнить несложные опыты
18.
Дидактическая игра: «Дерево»
1
Все куда-нибудь девается
2
19.
Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы
1
20.
Практическая работа: скрининг воды в своей квартире
1
Провести скрининг воды в своей квартире
Идем по следу
2
21.
Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе
1
22.
Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае
1
Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе
Сокращение места обитания
1
23.
Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания
1
Записать причины сокращения мест обитания
Жизненное пространство
2
24.
Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды
1
25.
Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения
1
Составить график процесса роста растения
Энергия
2
26.
Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания
1
27.
Практическая работа: нарисовать круговорот энергии
1
Конкурс рисунков
Солнечная система
3
28.
Наблюдение за планетами солнечной системы .
1
29.
Наблюдение за явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека
1
30.
Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах
1
Наблюдение за Луной в различных фазах
Все животные важны, все животные нужны
2
31.
Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе
1
32.
Практическая работа: определить к какой группе относятся животные
1
Определить к какой группе относится животное
Поход «По экологической тропе»
1
33.
Обобщение полученных знаний
1
Обобщение знаний
34.
Итоговое занятие. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы»