kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по обществознанию с применением технологии проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект занятия/подро,yj раскрывает применение технологии проблемного обучения на занятии по обществознанию . Данный конспект ориентирован на аудиторию обучающихся СПО технического цикла. Тема: «Развитие гражданского права в современной России". Цели: обеспечение понимания ключевых понятий темы; формирование целостного представления о гражданском обществе; Задачи: -углубление и расширение представлений об истории развития гражданского общества; -развитие мыслительной деятельности учащихся, критического мышления; -Формирование гражданской и коммуникативной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обществознанию с применением технологии проблемного обучения »

Конспект занятия по обществознанию

Тема: «Развитие гражданского права в современной России»

(с использованием технологии проблемного обучения)

Предмет: обществознание

Преподаватель обществознания – Арсентьева О.А.

Цели: обеспечение понимания ключевых понятий темы;

формирование целостного представления о гражданском обществе;

Задачи:

-углубление и расширение представлений об истории развития гражданского общества;

-развитие мыслительной деятельности учащихся, критического мышления;

-Формирование гражданской и коммуникативной культуры.

Тип занятия: комбинированное

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, конспекты лекций, электронное издание по курсу « Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Интернет (система Консультант Плюс), схема «Понятие и элементы гражданского общества».

Основные понятия темы: Гражданское общество; Гражданин; Гражданская активность; Государство; Общественные организации; Демократия; Политическая система.

План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация темы занятия.

  3. Формирование основных понятий.

а) работа в группах

б) работа с текстом

4. Дискуссия «Круглый стол»

  1. Подведение итогов.

Ход занятия:

1.Приветствие, перекличка, настрой обучающихся на рабочую деятельность.

В организационной части занятие объясняем содержание основных видов деятельности обучающихся, определяем основные цели работы, формулируем проблему занятия.

Определение проблемы занятия.

Что естественно ждать нормальному человеку от общества, в котором он живёт? Порядка. Материального благополучия, а точнее условий, при которых это благополучие возможно. Реальной свободы. Определённого уровня культуры. Уважение к себе за лояльность, честный труд, исполнение дома.

Всё это рано или поздно обеспечивается гражданским обществом. Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живём? Что такое гражданское общество, каковы его признаки, этапы формирования? Какие проблемы оно решает, и каковы его перспективы развития? Об этих сложных, но крайне важных для вас, молодых людей, вопросах мы поговорим.

2.Занятие начнём с обсуждения понятия «гражданское общество». Вашему вниманию предлагается несколько его определений, взятых из учебных текстов

Обучающиеся должны выделить общие признаки, единую основу для классификации признаков. Они закрепляют изученный материал на основе знакомства со схемой «Понятие и элементы гражданского общества» Следует обратить внимание обучающихся на содержание текста параграфа под заголовком « Государство и гражданское общество» т. к. на мой взгляд, в нем представлены спорные суждения о соотношении государства и гражданского общества. Предлагаются для обсуждения вопросы:

«Какие тенденции можно заметить в осмыслении соотношения понятий «гражданское общество» и «государство», «Должно ли гражданское общество противостоять государству?», «Какие подходы существуют в понимании роли гражданского общества?».

В учебнике говорится о нескольких сотнях общественных объединений по интересам, которые служат формой самореализации людей. Но это тезис не подкреплен конкретными примерами. Поэтому задаются уточняющие вопросы: «Какие примеры таких объединений вы можете привести?», «С какими из них вы непосредственно сталкивались?» Учащиеся составляют схему «Элементы гражданского общества», знакомятся с другими вариантами схем. Например, можно использовать иллюстративный материал учебного электронного издания по курсу « Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова

3.Создаются небольшие группы по 2-3 человека, каждая из которых должна внимательно проанализировать роль общественных организаций, выделив её место в общественной структуре, цели, современные проблемы функционирования этой организации в российском обществе.

1 группа – представление материала о молодежных движениях и организациях;

2 группа – представление материала о религиозные объединениях ;

3 группа – представление материала о роли Общественной палаты в России. Для анализа роли общественных объединений предложена схема анализа:

    • цели и задачи;

    • социальная база;

    • современные проблемы;

    • функции этой организации.

Источниками информации являются материалы учебных пособий, система Консультант Плюс, СМИ, Интернет. На подготовительный этап отводится неделя. Целесообразна консультация, в ходе которой решаются возникшие проблемы.

После представления результатов работы и подведения итогов, организуется деятельность учащихся по повторению теоретических аспектов гражданского общества на основе изучение текста документа « Что такое ГО и почему у нас его так мало?» (учебник, 238).Можно использовать текстовый материал из любых других источников.

Вопросы к тексту.

В чём сильные и слабые стороны представленных взглядов?

На каких краеугольных камнях, по вашему мнению, базируется гражданское общество?

Через рассмотрение этого материала можно выйти на анализ современных проблем гражданского общества.

4.Данная часть занятия пройдёт в форме дискуссии с элементами игрового моделирования «Круглый стол». Подготовка к ней осуществляется в несколько этапов.

1. Преподаватель выдвигает проблему, показывает классу ее противоречивость и неоднозначность.

2.Группа делится на подгруппы, члены которых, исполняют роль участников «Круглого стола» с заранее определёнными позициями по отношению к выбранной проблеме «Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живём?».

3. Группам дается время на обсуждение проблемы.

4.Можно определить группы экспертов из наиболее подготовленных обучающихся. Можно привлечь к работе группу независимых экспертов (например учащихся других классов) Эта группа в конце дискуссии должна подвести её итоги.

5. После заключения экспертов необходимо уточнить у группы, осталась ли точка зрения по проблеме дискуссии прежней или изменилась. Если она изменилась, то почему? Какие аргументы или кто из участников дискуссии способствовал изменению позиции?

Преподаватель наблюдает за ходом дискуссии, направляя ее в нужное русло. Не стоит перебивать высказывания учеников, так же во время их выступлений преподаватель должен воздерживаться от комментариев. Обучающиеся рассаживаются полукругом или по группам. Эксперты фиксируют основные моменты обсуждения, оценивают выступление каждого учащегося.

В основном этапе занятия – представление и обсуждение различных точек зрения на характер, особенности, уровень сформированности гражданского общества в России.

1группа обучающихся рассказывает о создании гражданского общества с позиции «оптимиста».

2группа обучающихся анализирует проблемы и противоречия формирования гражданского общества в современной России с точки зрения «пессимиста».

3 группа обучающихся выступает с позиции «скептика», предполагающей, что для России чужды и вредны демократические ценности, что весь ход истории подсказывает необходимость жёсткой централизации и максимального ограничения свобод. Группа активно участвует в дискуссии; задаёт вопросы, фиксирует в тетради доводы и доказательства участников «круглого стола», которые считает наиболее аргументированными.

Примерные вопросы и задания для обсуждения.

1.С помощью системы КонсультантПлюс найти документ и ответить на вопросы что такое гражданская принадлежность , гражданство РФ, гражданин РФ, проживающий за рубежом

2.Назовите нормативно-правовые акты, где прописаны права и обязанности граждан РФ.

3.С помощью системы КонсультантПлюс определите дату принятия Конституции Российской Федерации

2. Можно ли назвать гражданским общество, в котором постоянно нарушается права человека?

3. Приведите по 3 примера наличия или отсутствия признаков гражданского общества в России.

4. Все ли права человека могут быть реализованы в гражданском обществе?

5. В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать» Найдите в системе КонсультантПлюс в классической библиотеке студента труды классиков российской цивилистики

6. Проанализируйте последние выборы депутатов в Госдуму и Президента России с точки зрения сформированности гражданского общества.

7 .Должно ли гражданское общество противостоять государству?

8. Как вы относитесь к высказыванию Ж.Ж. Руссо «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам»?

5.Подведение итогов занятия.

Общий вывод занятия:

можно сделать вывод: наше гражданское общество рождалось в противоречивых болезненных событиях последних двух десятилетий. Сегодня оно является важным элементом политической жизни.


Эксперты сдают свои записи преподавателю. Он вместе с группой подводит итоги занятия.

Оценка итогов деятельности обучающихся:

Д/З - Написать эссе « Консультант Плюс-незаменимый помощник для граждан РФ»












Приложения

Основные определения понятия «Гражданское общество»:


Гражданское общество - система обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению; система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей.

Гражданское общество - сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество - непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Гражданское общество - многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства.

Основные различия между гражданским обществом и государством

Гражданское общество

граждане добровольно участвуют в деятельности различных негосударственных организаций;

  • отождествление личной свободы и частной собственности;

  • принцип свободной конкуренции.

Государство

  • организации функционируют на основе действующего законодательства;

  • осуществляет вмешательство в социальную и экономическую жизнь, программы поддержки неимущих слоев;

  • проводит налоговую политику для справедливого перераспределения доходов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по обществознанию с применением технологии проблемного обучения

Автор: Арсентьева Ольга Александровна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179719

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Реализация межпредметной связи на уроках "Самопознания" "
    ["seo_title"] => string(63) "riealizatsiia-miezhpriedmietnoi-sviazi-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "158762"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421781081"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства