kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия туристско-краеведческой направленности в соответствии с требованиями ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия туристско-краеведческой направленности в соответствии с требованиями ФГОС

Цель: Формирование навыков ориентирования на местности.

Задачи:

-образовательная: обеспечить в ходе занятия усвоение основных знаний о компасе. Обучить воспитанников пользоваться с картой, с компасом.

-развивающая: развить навыки ориентирования на местности по компасу. Способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление.

-воспитывающая: содействовать формированию положительной мотивации на культуру жизнедеятельности, а также воспитать интерес к туризму

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия туристско-краеведческой направленности в соответствии с требованиями ФГОС»

Конспект занятия ТНК в соответствии с требованиями ФГОС


ФИО педагога: Бабаханова Азиза Сапарбаевна

Тема занятия: Ориентирование на местности.

Место занятия в учебном курсе: Раздел 2. Топография и ориентирование.

Общие сведения о занятии: тип, форма проведения презентация предмета, практические занятия

Цель: Формирование навыков ориентирования на местности.

Задачи:

-образовательная: обеспечить в ходе занятия усвоение основных знаний о компасе. Обучить воспитанников пользоваться с картой, с компасом.

-развивающая: развить навыки ориентирования на местности по компасу. Способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление.

-воспитывающая: содействовать формированию положительной мотивации на культуру жизнедеятельности, а также воспитать интерес к туризму.

Предварительная работа: подготовка учебного материала.

Приоритетные образовательные области: образовательная деятельность построена на туристско- краеведческой основе.

Интеграция образовательных областей: данная образовательная область интегрирует с предметами краеведения и географии, астрономии.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Метапредметные  результаты:

- познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

- регулятивные: целеполагание.

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов.

Оборудование: тетрадь, ручка, карты, компас, интерактивная доска.

Методы обучения:

словесные: объяснение.

наглядные: демонстрационные материалы.

практические: объяснение основных понятий, определений, терминов.


Структура учебного занятия


Этап занятия.


Время


1.


Вводная часть.


5 минут.


2.


Основная часть.


35 минут.


3.

Подведение итогов.

5 минут.

Этап занятия.

Задачи этапа

Содержание

этапа занятия.

Результат

1.

Вводная часть













Организация начала

занятия.


Подготовка детей к работе на занятии.


Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наше занятие пройдет интересно, с большой пользой для вас. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со строением компаса.

Слушают педагога и

формулируют задачу урока.

Сообщение темы и плана занятия

(постановка задач).




Тема занятия: Ориентирование на местности


2.

Основная часть








Проверка имеющихся знаний, умений и навыков. Определение готовности к изучению новой темы.


Начнем наше занятие с того, что мы уже знаем.

И ответим на следующие вопросы:

-Что такое ориентирование?

-Какие способы ориентирования вы знаете?

Самооценка, оценочная деятельность педагога







Коррекция результатов проверки знаний и умений.




Задание.

Неудачные путешественники потеряли компас. Как им определить точное направление на север с помощью часов и Солнца?

Как определить стороны горизонта с помощью часов?

Рефлексия воспитанников




Учитель объясняет как определить

«Направьте стрелку часовую

На солнце, в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой «час»

Есть угол (важен он для нас)

Делите угол пополам

И сразу юг найдете там»




Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сегодня ребята мы с вами проведем не обычное занятие. Сегодня мы, покажем нашим как умеем ориентироваться на местности. По ходу занятия повторим пройденный материал и будем выполнять задания.

Осмысление возможного начала работы


Знакомство с новым

материалом

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала на тему «Компас. Строение компаса»

Для человека, оказавшегося в незнакомой местности, ориентирование – одно из важнейших условий обеспечения жизнедеятельности. Oriens –от лат. Восток. Ориентироваться на местности – значит уметь найти точку своего стояния (местонахождения) и направление движения относительно горизонта. Ориентирование на местности может осуществляться по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным признакам и объектам на местности.

2.Ориентирование по деревьям

Чаще всего с северной стороны деревья, камни, кровли (деревянные, черепичные, шиферные) раньше и обильнее покрываются зеленоватым налётом водорослей и мха;

- смола скапливается на той стороне ствола хвойных деревьев, которая обращена на юг;

- пни отдельно стоящих деревьев обычно имеют кольца, более широкие с южной стороны;

- кора деревьев, которая обычно темнее и грубее с северной стороны;

- весной снежные лунки у корней деревьев располагаются с южной стороны, а снег прилипает к камням с северной стороны.

3. Ориентирование по звёздам.

Главное в этом способе – уметь найти Полярную звезду. Полярная звезда – это крайняя звезда ручки Малого ковша (Малой Медведицы). Сначала найдите Большую Медведицу, она обычно ближе к горизонту. Потом отложите вверх пять отрезков, равных расстоянию между двумя крайними звёздами Большой Медведицы. Встаньте лицом к Полярной звезде, она почти точно укажет вам направление на север.

4. Ориентирование по местным приметам.

Кварталы в лесных хозяйствах чаще всего нумеруют с запада на восток и с севера на юг. При такой нумерации на северной стороне квартального столба находятся меньше по значению цифры, обозначающие номера кварталов, а с южной - большие. По направлению запад-восток величина цифр возрастает;

- просеки в больших лесных массивах обычно проложены в направлении ориентирования по квартальным столбам север-юг и запад-восток;

- кресты на куполах православных церквей расположены в плоскости север-юг, а поднятый конец нижней перекладины указывают на север;

- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, камней, кустов;

- ягоды и фрукты краснеют и желтеют быстрее с южной стороны;

- грибы растут в основном с северной стороны деревьев, пней, кустарников;

- птицы осенью летят на юг, а весной на север.

Задание № 1. Определение направления сторон горизонта.

Стороны горизонта располагаются в определённом порядке относительно друг друга, поэтому, зная всего одну, можно определить любую другую. В представленных заданиях указано одно из направлений. На выполнение задание 3 мин.

Задание № 2. Определение направления сторон горизонта по квартальным столбам.

В больших массивах культурного леса направление на север можно определить по квартальным столбам. На квартальном столбе на четырёх гранях нанесены цифры, означающие номера прилегающих кварталов. Ребро между наименьшими цифрами укажет направление на север. На выполнение задание 3 мин.

5. Ориентирование по часам и солнцу.

Положим часы со стрелками на ладонь и повернем их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один (летнее местное время), разделим пополам биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление линии юг – север. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 2. Но помните: ошибка при таком способе ориентирования может составлять до 25 градусов.

Задание № 3. Определение сторон горизонта по часам и солнцу.

Следует при этом помнить, что до 12 ч. дня юг находится справа от Солнца, а после 12 ч. – слева от него. На выполнение задание 3 мин.

6. Ориентирование по компасу.

Наиболее простыми и распространёнными приборами для ориентирования являются компасы. Тёмный конец стрелки всегда указывает на север. На лимбе (круге с делениями) нанесена градусная шкала. На делениях, 90 градусов, будет восток, 180 градусов - юг, 270 градусов - запад. Угол между направлением на север и направлением на заданный предмет (ориентир) откладываемый по часовой стрелке называют азимутом.

Задание № 4. Определение азимута.

Чтобы определить азимут на местности:

- надо: встать лицом в направлении объекта, на который требуется определить азимут.

- сориентировать компас, т. е. подвести его нулевое деление (или букву С) под затемнённый конец стрелки компаса.

- вращая компасную крышку, направить на объект визир.

- против указателя визира, обращённого к объекту прочесть величину азимута. На выполнение задание 3 мин.

Освоение новых знаний


Закрепление новых знаний, способов действий и их применение



Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Практическая работа с дидактическим материалом.

Педагог: Вы ребята хорошо потрудились молодцы. Но не расслабляйтесь вот вам последнее задание.

Задание № 5. Тест по теме.

Тест "Ориентирование на местности"

Вопрос: Что такое ориентирование на местности?

1. Определение сторон горизонта, определение своего местонахождения на местности относительно местных предметов и выбор направления движения

2. Определение сторон горизонта, определение своего местонахождения на местности относительно местных предметов и выбор направления движения, относительно выбранных ориентиров

3. Знать направление движения и карту местности.

4. Использование компаса и карты для определения своих координат

Вопрос: Что такое компас?

1. Прибор для определения направления движения

2. Прибор для определения сторон горизонта

3. Прибор для определения. использующий магнитное поле Земли.

4. Проградуированный прибор, делящий пространство на 360 делений и 4 стороны света.

Вопрос: Что такое ориентир?

1. Предмет на который ориентируются при движении на местности.

2. Местный предмет, использующийся в качестве начала направления движения

3. Местный предмет, заметный издалека.

4. Характерный местный предмет, Обозначенный на карте.

Вопрос: Что такое карта?

1. Изображение местности в уменьшенном масштабе.

2. План местности.

3. Уменьшенное изображение участка земной поверхности в определенном масштабе.

4. Уменьшенное изображение местности с помощью условных обозначений.

Вопрос: Что такое азимут?

1. Угол между направлением на север и направлением на ориентир.

2. Угол, измеряющийся компасом по круговой 360-ти градусной шкале.

3. Угол, показывающий на ориентир.

4. Угол между направлением на север и направлением движения.

Вопрос: Основные способы ориентирования

1. По компасу, карте и местным предметам.

2. По звездам, компасу, местным предметам, луне и линейным ориентирам.

3. По карте и компасу.

4. По компасу, местным предметам, Солнцу, звездам, Луне и часам.

Вопрос: Что такое линейный ориентир?

1. Одиноко стоящее высокое дерево или возвышение.

2. Характерный местный предмет прямолинейно расположенный.

3. Местный предмет четко обозначенный на карте.

4. Искусственное сооружение, обозначенное на карте.

Вопрос: Сколько ориентиров необходимо для выбора правильного направления?

1. Минимум два: исходный и контрольный.

2. Три: исходный, промежуточный и контрольный.

3. Два основных и несколько промежуточных.

4. Один ориентир на который выбрано направление движения.

Вопрос: Что значит привязать карту к местности?

1. Найти на карте свое местоположение.

2. Обозначить на карте ориентиры.

3. Расположить карту, согласно показаниям компаса и положению ориентира.

4. Установить соответствие между обозначениями на карте и местными предметами.

Вопрос: Установите направление движения на 100 градусов по азимуту.

1. Северо-восток.

2. Восток.

3. Юго-восток.

4. Юг.

Вопрос: Установите направление движения на 200 градусов по азимуту.

1. Юго-восток.

2. Запад.

3. Юг.

4. Юго-запад.

Вопрос: Выберите контрольные ориентиры:

1. Одиноко стоящее дерево.

2. Болото.

3. Автомобиль.

4. Группа кустарников.

Вопрос: Какое созвездие используется для определения сторон горизонта ночью?

1. Созвездие Южный крест.

2. Млечный путь.

3. Созвездие Москва-Кассиопея.

4. Созвездие Большой медведицы.

Вопрос: Что такое масштаб?

1. Соотношение размера местности и изображениями на карте.

2. Величина уменьшения изображения на карте по сравнению с местными предметами.

3. Показывает во сколько раз необходимо увеличить изображение на карте, чтобы оно совпало с размерами местных предметов.

4. Размер изображения предмета на карте и на местности.


Осознанное усвоение нового материала

3.

Подведение итогов





Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, каждая команда должна придумать по 2-3 вопроса и задать их противоположной команде.

1.Какую тему мы сегодня проходили на занятии?

Ответ: Ориентирование на местности.

2.Что такое ориентирование?

Ответ: ориентирование - значит уметь найти точку своего стояния (местонахождения) и направление движения относительно горизонта


Осмысление выполненной работы


Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала


Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

-Сегодня на занятии мы с вами узнали, как ориентироваться на местности. Работали сплочённо и дружно. Молодцы, ребята.


Самоутверждение детей в успешности


Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Педагог создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.

Обучающиеся: оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.

Выставление оценок.

Организует и направляет учащихся осуществить самооценку собственной деятельности

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях


Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Повторить пройденный материал.

Определение перспектив деятельности








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бабаханова Азиза Сапарбаевна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства