Занятие детского объединения «Кулинарная студия», время 3-х часовое занятие.
Руководитель Кухарчук Галина Михайловна
День космонавтики – праздник, отмечаемый в России 12 апреля, установленный в ознаменование первого полёта человека в космос. В 2021 году отмечают 60 лет первого полёта человека в космос.
Цели всероссийского Гагаринского урока «Космос и мы»: воспитание патриотизма, чувства гордости за нашу страну на примере изучения подвигов лѐтчиков-космонавтов, героев – исследователей космоса, проложивших человечеству дорогу в космос;
формирование у учащихся осознания значимости изучения космоса и развития космонавтики как современной отрасли науки и техники;
формирование у учащихся познавательного интереса к профессиям, связанным с космонавтикой, к продолжению образования по естественно-научному и инженерному, биологическому и кулинарному профилям, к истории космических достижений, к развитию современной космонавтики;
формирование у учащихся познавательного интереса к вопросам освоения космоса, космическим полѐтам;
воспитание патриотизма, уважения к достижениям нашей Родины, воспитание качеств высоконравственной личности, ориентированной на здоровый образ жизни, на укрепление физического, психического, социального здоровья;
изменение отношения к своей планете, экологическое воспитание подрастающего поколения, воспитание бережного отношения к природе.
Тема:«КОСМОС И МЫ»
Цель урока:
Научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории. Расширить знания по космической тематике, памятной дате и предназначении праздника.
Задачи урока - способствовать формированию потребности и стремления к знаниям;
- развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба; развивать творческие способности;
- воспитывать чувство гражданского патриотизма.
Оформление кабинета
Космический вернисаж (представлены работы участников конкурса «Космос далёкий и близкий»)
Ход урока:
Загадочный космос притягивал внимание людей на протяжении многих столетий. Астрономы – профессиональные учѐные и многочисленные любители – изучали тайны Вселенной, вели систематические наблюдения за многочисленными небесными телами и совершали открытия. Качественные шаги в изучении Вселенной были сделаны в XX веке. В 1957 году в СССР осуществлѐн успешный запуск первого искусственного спутника Земли «Спутник-1». В 1961 году на космическом корабле «Восток 1» состоялся первый полѐт человека в космос – Ю.А. Гагарин стал первым космонавтом Земли. Обучающийся нашего объединения Дмитрий Ткаченко посвятил свои стихи этой дате.
В разноцветном каскаде небес Догорает закатное Солнце. Колыбель человечества здесь. Это место Землёю зовётся.
Человек раньше ползал - не мог Разорвать от ворот он замок, Что скрывал великое небо, Где никто никогда ещё не был.
Повзрослев, мы с планеты родной Улетаем в манящие дали, В те, что предки во снах лишь видали И считали обычной мечтой.
Мы осваивать начали космос, Что для нас станет будто бы доступ
К неизведанным, новым мирам, Воплотясь человеческим ростом, И мечтою для песен пера. Человек для себя ищет космос.
Звучит 1 куплет песни А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был?».
Учитель обращается к учащимся с вопросами о том, знакома ли им эта песня, кому она посвящена.
Ответ учащихся – Гагарину.
- Почему именно ему?
Возможные ответы учащихся: Первый человек, покоривший космос; 12 апреля - день космонавтики …
Правильно. 60 лет назад,12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень-очень долго! Долго выбирали летчика-космонавта! Им стал Замечательный русский парень – Юрий Гагарин. Знаете, каким он парнем был?
Идеальный герой нашего времени, он стал символом бесстрашного подвига и неиссякаемой молодости, символом человечества, олицетворением его лучшей части.
Почему именно он полетел? Потому что именно весь ход событий нашей жизни готовил его к этому подвигу. Тяжелое детство, стремление учиться и не просто учиться, а хорошо учиться, помочь своим родителям – вот цели, к которым поначалу стремился Юрий.
За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса!
А потом была торжественная встреча на Красной площади столицы нашей Родины Москва. За несколько часов Юрий Алексеевич Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта, Сына Земли, Гражданина Вселенной! Давайте прослушаем это важное сообщение
https://ok.ru/video/67302231422318-0
Сам Гагарин говорил, - «Для первого полета нужен человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств».
- Какие достоинства, на ваш взгляд присущи таким людям?
Давайте сейчас вместе попробуем определить основные правила самовоспитания, которые помогут нам добиться успеха немалых побед. Какие из перечисленных утверждений верны.
1. Воспитывая себя, воспитывай и других.
2.Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.
3. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.
4.Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.
5. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний.
6. Здоровое недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.
7. Приучи себя чаще говорить: «надо», «должен», реже - «не хочу», «не буду».
Возможно, именно эти правила дадут толчок к воспитанию всесторонне развитой личности, полноценного гражданина нашей Родины, умеющего тонко ценить и понимать духовное и культурное наследие.
Космонавтам необходимо много сил и энергии для выполнения программы полёта, этому способствует здоровое питание. Над космическим меню работают диетологи физиологи и технологи пищевых производств. Давайте приготовим угощение для покорителей космоса.
Практическая часть урока.
Тема: Приготовление изделий из песочного теста.
Цель работы: приобрести навыки по приготовлению песочного теста и изделий из него. Отработать технологию приготовления, основные процессы разделки и режим выпечки изделий.
Оборудование: Миксер с чашей, сито, лопатки, ножи, выемки для печенья, кондитерские листы, скалки, кисточки, тарелки.
Литература:
1.Сборник рецептур мучных, кондитерских и булочных изделий.- СПб.: Профи, 2012.-296 с.
2.Лабороторно – практические работы для поваров и кондитеров; учеб. пособие для нач. проф. Образования / Л.Л. Татарская, Н.А. Анфимова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 112 с.
Ззадание: Приготовить и оформить для подачи печенье песочное.
Вопросы для повторения:
Какие разрыхлители используют для приготовления песочного теста?
Просеять муку, обработать яйца и отделить от скорлупы.
Замесить данный вид теста для изделий
Выпечь изделия
Подготовить посуду для отпуска изделий.
Оформить и подать изделия.
Печенье песочное, технология приготовления.
Просеять муку. Сливочное масло растереть с сахаром до исчезновения кристаллов, добавить ванильный сахар, яйца, муку, разрыхлитель и тщательно перемешать. Тесто раскатать в пласт толщиной 1,5 – 2 см. А как превратить обычное печенье в космическое? Вырезать разными выемками печенье космической тематики (звёзды, планеты, месяц, комета, ракета, космонавт и т.д). Печенье уложить на сухие листы и выпечь при температуре 230 — 250 °С в течение 10—15 мин. Готовое печенье украсить кондитерской посыпкой, создать космическую композицию.
Контрольные вопросы:
Как устранить недостатки, если песочный полуфабрикат не рассыпчатый, плотный, жесткий?
Какая температура должна быть в помещении при замешивании песочного теста?
Как можно украсить изделия из песочного теста?
Итак, угощение готово. Как питаются космонавты в космосе? Просмотр видеоролика «Обед в невесомости» https://www.youtube.com/watch?v=OEUrzL0FgHA
Давайте и мы немного отдохнем, т.е. устроим космический привал. А так как на привале полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы с вами не будем отклоняться от этого правила. Я вам предлагаю съесть печенье, только оно находится в состоянии невесомости. (Один из участников стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к которой привязано печенье; все остальные должны его съесть).
А теперь мы проведем с вами интерактивную игру «Животные в космосе» https://videouroki.net/blog/ko-dniu-kosmonavtiki-viktorina-zhivotnyie-v-kosmosie.html?utm_source=vk&utm_medium=cpc&utm_campaign=post_vgrupe&utm_content=blog&utm_term=20210406zhivotnyie-v-kosmosie (Приложение 1)
(Звучит фонограмма песни « Я - Земля», сл.Е. Долматовского, муз. В. Мурадели)
Наш «Гагаринский урок» подошёл к концу, мы сегодня многое узнали.
Рефлексия: Нам есть чем гордиться? Проголосуйте своим печеньем, разложив его на тарелки.
1 тарелка: Нам есть чем гордиться!
2 тарелка: Надо подумать.
3 тарелка: Нам не чем гордиться.
Книги о Ю. Гагарине, рекомендуемые для чтения школьникам:
1. Гагарин В.А. Мой брат Юрий. М., 2009.
2. Гагарина А.Т. Слово о сыне. М., 1989.
3. Гагарина В.И. 108 минут и вся жизнь. М., 1986.
4. Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. Люб. изд. 5. Наш Гагарин / Авт-сост. Я. Голованов. М., 1979.
5. Гагарин Ю.А. Вижу Землю: - М.: Детская литература, 1976г.
6. Гагарин Ю.А. Дорога в космос: Записки лѐтчика-космонавта СССР. М., 1978.
7. Данилкин Л.А. Юрий Гагарин. ЖЗЛ. М. 2011.
8. Дубкова С.И. Волшебный мир звѐзд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. 2003
9.Первушин А.И. 108 минут, изменившие мир. Как человечество впервые полетело к звѐздам. М., 2016.