Оборудование: портрет О.О.Сулейменова, выставка книг, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Ход урока:
I. Орг.момент. Психологический настрой класса.
II. Сообщение темы, знакомство с целью урока и форма его проведения.
III. Вступительное слово учителя. (слайд-презентация)
Поэзия О.Сулейменова многогранна. Не всем «выпало счастье быть далеко услышанным».
Сулейменов – казахстанский поэт и писатель, представитель литературы Востока, создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своем творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным и экологическим.
Начиная с 60-х годов прошлого века, имя Олжаса становится все более известным не только у нас в Казахстане, но и далеко за его пределами. Он в ряду таких поэтов нашего времени, как Р.Рождественский, Е.Евтушенко,А.Вознесенский.
Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии.
IV. Проверка домашнего задания. Вопросы к классу:
Ребята, видели ли вы О.Сулейменова по телевизору, слышали ли вы его выступления?
В какой семье он родился и воспитывался?
Какое он получил образование?
В чем особенности лирики О.Сулейменова? Может кто-нибудь расскажет понравившееся стихотворение?
Что вы можете сказать о масштабности мыслей?
Мешает ли политика поэту?
V. Изучение новой темы: О.Сулейменов «Земля, поклонись человеку!» (слайд-презентация)
«Разгадай:
Почему люди тянутся к Звездам
Почему в наших песнях
Герой- это сокол?
Почему все прекрасное
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет – Высоким?
Мы начали урок строками поэта, гражданина, политика, который был во многих странах мира и всегда остается верным сыном своей родной земли, но думает обо всей планете.
В 1961 году лучшие стороны поэзии отразились в поэме «Земля, поклонись человеку1», посвященная полету в космос первого человека планеты Земля – Ю.Гагарина. Свершилось чудо. Человек, пробив земную атмосферу и преодолев земное притяжение, впервые вылетел в космос. Величие этого гагаринского подвига трудно переоценить. Тысячелетия прошли с тех пор, как труд сотворил человека, тысячелетия с начала первого века, Гагарин означает начало второго века.
Композиционно поэма построена, как симфония, где основная мелодия усложняется и обогащается, раскрывая все новые и новые горизонты.
Как прекрасны лирические отступления в поэме: о влюбленных под звездами, о женщинах, о жене и подруге первого космонавта Вале, о верности, о Западе и Востоке, о Циолковском и Эйнштейне, о скорости.
И еще одна поэтическая находка. В мыслях своих Сулейменов сравнивает себя с Гагариным, «примеряет» себя к герою и находит, что герой сходен с ним.
О подвиге Гагарина написано много стихов и поэм на всех языках планеты. У Сулейменова свой голос, щедрая палитра, мужественная интонация, гражданственность, патриотизм.
В 1981 году О.Сулейменов, подводя итог своей 20 - летней творческой деятельности, так вспоминал о ее создании: «Она писалась по-акынски, на слух. Под утро Олжас вышел на балкон и потрясенно орал на весь город:
Люди!
Граждане всей вселенной!
Гости галактики!
Хозяева шара!
Вы не хотите пропасть
Бесследно!
Живите,
Живите,
Живите с жаром!
Москва встречала космонавта, а над Алма-Атой реяли розовые листовки со стихами Сулейменова. (слайд-презентация)
VI. Работа в тетрадях.
Какие художественные средства использует О. Сулейменов в своей поэме?
VII. Голос в поэме «Земля, поклонись человеку!» О.Сулейменова
(слайд-презентация)
VIII. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
1) Что нового узнали сегодня?
2) Что хотели бы узнать о жизни и общественной деятельности О.Сулейменова?
3) С какими его произведениями познакомиться поближе в будущем?
Оборудование: портрет О.О.Сулейменова, выставка книг, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Ход урока:
I. Орг.момент. Психологический настрой класса.
II. Сообщение темы, знакомство с целью урока и форма его проведения.
III. Вступительное слово учителя. (слайд-презентация)
Поэзия О.Сулейменова многогранна. Не всем «выпало счастье быть далеко услышанным».
Сулейменов – казахстанский поэт и писатель, представитель литературы Востока, создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своем творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным и экологическим.
Начиная с 60-х годов прошлого века, имя Олжаса становится все более известным не только у нас в Казахстане, но и далеко за его пределами. Он в ряду таких поэтов нашего времени, как Р.Рождественский, Е.Евтушенко,А.Вознесенский.
Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии.
IV. Проверка домашнего задания. Вопросы к классу:
Ребята, видели ли вы О.Сулейменова по телевизору, слышали ли вы его выступления?
В какой семье он родился и воспитывался?
Какое он получил образование?
В чем особенности лирики О.Сулейменова? Может кто-нибудь расскажет понравившееся стихотворение?
Что вы можете сказать о масштабности мыслей?
Мешает ли политика поэту?
V. Изучение новой темы: О.Сулейменов «Земля, поклонись человеку!» (слайд-презентация)
«Разгадай:
Почему люди тянутся к Звездам
Почему в наших песнях
Герой- это сокол?
Почему все прекрасное
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет – Высоким?
Мы начали урок строками поэта, гражданина, политика, который был во многих странах мира и всегда остается верным сыном своей родной земли, но думает обо всей планете.
В 1961 году лучшие стороны поэзии отразились в поэме «Земля, поклонись человеку1», посвященная полету в космос первого человека планеты Земля – Ю.Гагарина. Свершилось чудо. Человек, пробив земную атмосферу и преодолев земное притяжение, впервые вылетел в космос. Величие этого гагаринского подвига трудно переоценить. Тысячелетия прошли с тех пор, как труд сотворил человека, тысячелетия с начала первого века, Гагарин означает начало второго века.
Композиционно поэма построена, как симфония, где основная мелодия усложняется и обогащается, раскрывая все новые и новые горизонты.
Как прекрасны лирические отступления в поэме: о влюбленных под звездами, о женщинах, о жене и подруге первого космонавта Вале, о верности, о Западе и Востоке, о Циолковском и Эйнштейне, о скорости.
И еще одна поэтическая находка. В мыслях своих Сулейменов сравнивает себя с Гагариным, «примеряет» себя к герою и находит, что герой сходен с ним.
О подвиге Гагарина написано много стихов и поэм на всех языках планеты. У Сулейменова свой голос, щедрая палитра, мужественная интонация, гражданственность, патриотизм.
В 1981 году О.Сулейменов, подводя итог своей 20 - летней творческой деятельности, так вспоминал о ее создании: «Она писалась по-акынски, на слух. Под утро Олжас вышел на балкон и потрясенно орал на весь город:
Люди!
Граждане всей вселенной!
Гости галактики!
Хозяева шара!
Вы не хотите пропасть
Бесследно!
Живите,
Живите,
Живите с жаром!
Москва встречала космонавта, а над Алма-Атой реяли розовые листовки со стихами Сулейменова. (слайд-презентация)
VI. Работа в тетрадях.
Какие художественные средства использует О. Сулейменов в своей поэме?
VII. Голос в поэме «Земля, поклонись человеку!» О.Сулейменова
(слайд-презентация)
VIII. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
1) Что нового узнали сегодня?
2) Что хотели бы узнать о жизни и общественной деятельности О.Сулейменова?
3) С какими его произведениями познакомиться поближе в будущем?
Олжас Омарович Сулейменов родился 18 мая 1936 года в Алма-Ате (Казахская АССР).
1954 год – Сулейменов заканчивает школу.
1959 год – окончание геологоразведочного факультета Казахского государственного университета. На последних курсах Сулейменов успевает работать в геологоразведочных экспедициях.
1955 год – Олжас Сулейменов начинает заниматься литературой.
1958 год – поступление в Литературный институт имени А. М. Горького в Москве по специальности «поэтический перевод».
1958 – 1961 годы – учеба в Литинституте.
1959 год – подборка стихов Олжаса Сулейменова принята к публикации в «Литературной газете».
В своей специальности Сулейменова особенно интересует проблема перевода «Слова о полку Игореве». Он уверен, что в этом произведении содержится множество тюркских слов, ушедших или искаженных при переписывании. После окончания института продолжает заниматься этой проблемой.
1962 год – возвращение в Казахстан. Написана статья «Темные места «Слова о полку Игореве».
1962 – 1971 годы – Сулейменов работает в газете «Казахстанская правда» литературным редактором. Одновременно является главным редактором сценарно-редакционной коллегии Казахской киностудии; сотрудничает с журналом «Простор», ведет журналистскую работу.
1966 год – Сулейменов выступает автором сценария кинофильма «Земля отцов».
1967 год – поэт удостоен Ленинской премии за стихотворный сборник «Доброе время восхода».
1968 год – появляется второй фильм, снятый по сценарию Сулейменова, «Синий маршрут».
На 1960-е годы приходится апогей поэтического творчества Олжаса Сулейменова. Выходят сборники его стихов «Земля, поклонись человеку!», «Аргамаки» (оба 1961), «Солнечные ночи» (1962), «Ночь-парижанка» (1963), «Доброе время восхода» (1964), «Год обезьяны» (1967), «Глиняная книга» (1969).
1970 год – выходит сборник стихов поэта «Над белыми реками».
1971 год – Сулейменов занимает пост секретаря правления Союза писателей Казахстана.
1972 год – пост председателя Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки.
1975 год – результаты многолетнего исследования «Слова о полку Игореве» отражаются в книге «Аз и Я». Цензура критикует книгу и старается опровергнуть теории Сулейменова, тогда как профессиональные тюркологи принимают его сторону.
1981 год – Олжас Омарович переходит на новую должность. Теперь он председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии.
1983 год – Сулейменов становится первым секретарем правления Союза Писателей Казахстана.
1989 год – по инициативе Сулейменова создано международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск». На сегодняшний день Олжас Омарович является его лидером.
1995 год – должность посла Казахстана в Италии. Сулейменов уезжает в Рим.
2002 год – пост представителя Казахстана в ЮНЕСКО, переезд в Париж.
2007 год – Олжас Омарович Сулейменов награжден орденом Дружбы в России.
Олжас Сулейменов (р. 1936) - поэт, писатель, политический деятель Казахстана.
Родился 18 мая 1936 года в городе Алма-Ата. Пишет на русском языке.
Биография
Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году. Последние годы учебы совмещал с работой в геологоразведочных партиях.
Литературной работой занялся в 1955 году.
В 1958 году поступил в Литературный институт им. А.М.Горького в Москве на отделение поэтического перевода.
Окончил геологический факультет КазГУ (1959г.) и Литературный институт имени А. М. Горького (1961г.). В 1962 - 1971 литературный сотрудник газеты "Казахская правда", главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии "Казахфильм", заведующий отделом журналистики "Простор", 1971-81 секретарь правления СП Казахстана, 1981-83 председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии. С 1972 председатель Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки.
С 1983 - первый секретарь Правления Союза Писателей Казахстана. В 1989 году стал инициатором движения "Невада-Семипалатинск"
Библиография
Подборка стихов Сулейменова, опубликованная в "Литературной газете" в июне 1959 года, была первой публикацией поэта в центральной печати.
По сценариям Олжаса Сулейменова поставлены фильмы "Земля отцов" (1966), "Синий маршрут" (1968).
Сборники стихов
"Земля, поклонись человеку!" (1961)
"Аргамаки" (1961)
"Солнечные ночи" (1962)
"Ночь-парижанка" (1963)
"Доброе время восхода" (1964; премия Ленинского комсомола, 1967)
"Год обезьяны" (1967)
"Глиняная книга" (1969)
"Над белыми реками" (1970)
Работы по истории и этимологии
В 1962 были опубликованы первые статьи по теме - "Кочевники и Русь"
Темные места "Слова о полку Игореве"
"Аз и Я" (1975)
Урок русского языка "Сложные предложения" ( 9-й класс)
Борисова Евгения Васильевна, зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Цели:
Повторение материала о сложном предложении и его обобщение;
Проверка степени усвоения знаний учащихся о сложном предложении, его видах и принципах деления предложений на группы, умения различать виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложных предложениях различного типа;
Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
Воспитание коллективизма, умения общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме.
Ход урока
I. Организационный момент.
постановка задач перед учащимися;
ознакомление с условиями игры.
Слово учителя:
- Ребята, мы закончили изучение основного материала по теме “Сложное предложение” и, подводя итоги, проведём контрольный опрос в форме игры с компьютерной презентацией.
- Условия игры: предварительно класс был разбит на команды так, чтобы в команде были ученики с разной степенью подготовленности. В каждой команде есть капитан-консультант из числа сильных учеников. Он назначает отвечающего на конкретный вопрос, организует обсуждение и ведёт карточку учёта (приложение 1).
за правильный ответ – 5 баллов;
за неточный ответ – 4 балла;
за ответ с большими погрешностями – 3 балла;
за отсутствие ответа или неверный ответ - 0 баллов.
Если команда не отвечает, то вопрос может взять любая команда, получая дополнительные очки.
II. Устный опрос.
1. Общие вопросы.
- На какие основные группы и по какому признаку делятся все сложные предложения?
- Назовите группы союзных предложений.
- Назовите группы сложносочинённых предложений.
- Назовите группы сложноподчинённых предложений.
- Назовите виды обстоятельственных придаточных предложений.
- Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными различаются по способу подчинения придаточных предложений. Назовите виды таких сложных предложений.
- Сложные предложения могут объединять в своём составе простые предложения разными видами связи. Назовите, какими могут быть сложные предложения с разными видами связи.
По мере формулировки правильного ответа на экране высвечивается компьютерная презентация “Сложное предложение” с ответами в виде таблицы, чтобы ученики смогли проверить правильность и полноту ответа (приложение 2).
2. Игра “Выбери вопрос по теме”.
Слово учителя:
- Ребята, второй этап нашего опроса похож на телевизионную игру “Самый умный”. Вы имеете возможность выбрать вопрос по теме, которая вам интереснее. После вашего ответа на экране появится правильный вариант, что даст вам возможность убедиться в точности и верности своей формулировки. Итак, мы начинаем (Используется компьютерная игра “Сложное предложение”. Приложение 3).
Команды выбирают категорию вопроса, учитель открывает вопрос, зачитывает его. Один из членов команды отвечает на вопрос – на экране учитель открывает правильный ответ. Учащиеся сверяют свой ответ с образцом. Капитан-консультант заполняет оценочную таблицу.
III. Практикум ( практические задания)
Слово учителя:
- Каждое предложение можно представить в виде схемы, чтобы легче понять структуру предложения и объяснить пунктуацию, но схему надо уметь читать. С этим связано первое задание.
Задание “Прочитай схему предложения”.
(Команды выполняют задание. Отвечает на вопрос 1 участник команды.)
Задание “Выбери ответ”.
(Команды выполняют задание, отвечают поочерёдно на вопрос, затем звучит правильный ответ.)
Задание “Расставь знаки препинания”.
- Каждый игрок отвечает на один вопрос.
- Капитан-консультант с командой обсуждает и оценивает ответ.
- Каждой команде даётся возможность ответить на 1 вопрос.
- При неверном ответе вопрос передаётся другой команде.
Задание “Работа с текстом”.
Слово учителя:
- Предложение – одна из крупных единиц языка, но мы не говорим только отдельными предложениями. Предложения – это составляющие текста.
Прочитайте текст. Найдите в нём сложные предложения, определите их вид, объясните пунктуацию.
Используйте розовые маркеры для обозначения равноправных предложений. Оранжевые – главных предложений, зелёные – придаточных.
- Составьте схемы сложных предложений.
(Команды отвечают по очереди.)
Слово учителя:
- Определите главную мысль текста.
- Найдите предложение в тексте, которое можно выбрать в качестве заголовка текста.
- Согласны ли вы с автором Сергеем Залыгиным?
Задание:
- Подумайте над этим вопросом и своё размышление оформите письменно в тетради. Это и будет вашим домашним заданием.
(Запись домашнего задания).
IV. Рефлексия.
- Понравилась ли вам такая форма опроса?
- Почему? Что такая форма вам дала?
Домашнее задание: размышление на тему “Согласны ли вы с Сергеем Залыгиным?”
Открытый урок русского языка
Общая характеристика сложного предложения. Виды сложного предложения.
Цель: углубление знаний о сложном предложении и его видах.
Задачи: - повторить теорию о СП и его видах; - формировать навык постановки знаков препинания в СП;
развивать умение синтаксического анализа предложения;
совершенствовать коммуникативные навыки (культура речи акцентологическая норма);
овладевать технологией написания сочинения, части С, а именно, находить различия между комментарием проблемы и авторской позицией.
Место урока в системе уроков: первый урок по сложному предложению.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: практические (анализ языковых явлений, составление таблицы, конспекта), теоретические (слово учителя, чтение учебника), проблемно-поисковая деятельность (анализ сочинений по заданным критериям, разбор языкового явления).
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация изученного материала.
Мы с вами закончили на прошлом уроке тему «Синтаксис простого предложения» и сегодня мы начинаем тему СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (запись в тетрадь даты и темы).
- Давайте вспомним, какие существуют виды предложений по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством ГО, объемом передаваемой информации)
Дайте определение сложного предложения, приведите примеры, используя предложения домашнего задания. (текст № 53)
(СП – предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, которые связаны между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью; приводят пример с доказательством).
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о СП, вспомним классификацию СП и средства связи простых предложений в состав сложного, а также продолжим работу по написанию сочинения в части С ЕГЭ.
Анализ языкового явления.
Прочитайте предложения на доске, обращая внимание на правильную постановку ударения, и охарактеризуйте данные предложения по количеству грамматических основ, в тетрадь запишите схемы предложений.
Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, но опытный менеджер Ирина Ильинична, избалованная судьбой, не унывала. (сложное, ССП)
Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том, что необходимо заключить новые договоры на оптовые поставки готовой продукции. (сложное, СПП)
Работа была начата задолго до назначенных сроков: занятость не позволяла ей забыть о документах даже дома. (сложное БСП)
К обеду Ирина Ильинична созвонилась с поставщиками, которые обрадовались продлению договора, и ясно осознала: пришло время отдохнуть. (сложное с подчинительной и бессоюзной связью)
Мельком взглянув на окно, Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы. (простое, осложнено обособленным обстоятельством)
Что вы можете сказать о видах сложного предложения и знаках препинания в нем?
Изучение нового материала, формирование умений и навыков.
Запись схемы:
Виды сложного предложения
союзные бессоюзное с разными видами связи
сложносочиненное сложноподчиненное
Почему существуют разные виды СП (средства связи разные, смысловые отношения –перечисления, противопоставления, следствия, градации, условия и т.д.))
Какое предложение называется ССП? (сложное предложение, части которого равноправны по отношению к друг другу и связаны сочинительными союзами) Какой знак препинания ставим на границе простых предложений? Выпишите из текста (57)ССП, объяснив пунктуацию.
Какое предложение называется СПП?
БСП? (части связаны только интонационно)
Сложное предложение с разными видами связи всегда содержит больше чем две грамматических основы, которые могут быть связаны и сочинительной, и подчинительной, и бессоюзной связью.
Итак, мы дали общую характеристику сложному предложению, вспомнили его классификацию, общую постановку знаков препинания в сложном предложении. Следующие уроки будут посвящены каждому виду отдельно, и тогда мы остановимся на тонкостях и нюансах каждого вида.
Подготовка к написанию сочинения части С ЕГЭ.
Где вам пригодятся полученные знания о СП и пунктуации в нем?
(При написании ЕГЭ: есть задания теоретического характера в части А, В, а также при написании сочинения, мы используем очень часто СП.)
Мы продолжаем подготовку к сочинению. Вы знаете, что критериев оценивания сочинения 12, мы с вами отработали ранее первых три. Давайте вспомним изученный материал, опираясь на них.
Что такое проблема? (вопрос, требующий решения; вопрос, над которым размышляет автор) Как сформулировать проблему? (два способа: проблема чего, в виде вопроса)
Что такое комментарий к сформулированной проблеме? (это рассуждения, пояснительные замечания по поводу заявленной проблемы текста)
Что такое отражение позиции автора исходного текста? (точка зрения автора на вопрос, поставленный в тексте)
Именно эти критерии нами были рассмотрены на предыдущих уроках. Вашему вниманию предлагаются два ученических сочинения на текст 53. Прочитайте их и соотнесите с критериями оценивания К1, К2, К3, прокомментируйте свои наблюдения.
Текст №1
Жестокий мир, жестокие сердца… Этими словами можно охарактеризовать современное время, когда такая черта как милосердие постепенно исчезает и становится редкостью. Д. Гранин поднимает в тексте острую проблему нехватки милосердия в современном обществе.
Чувствуя, что сострадание, чуткое, гуманное отношение к ближнему становятся редкостью не только в отношениях человеческих, но и в литературе «нашей», Д. Гранин не случайно обращается к русской прозе 19 века, вспоминая Пушкина и Достоевского, Чехова и Некрасова. Ведь их произведения – ярчайшие примеры нравственных требований и обязанностей человека. Творения русских писателей особенно близки и дороги нам тем, что, читая их, мы учимся состраданию, отзывчивости, чуткости, человеколюбию.
Писатель-публицист убеждает нас в важности милосердия в современном обществе. Эта необходимая черта должна воспитываться в человеке литературой, семьей, обществом. Д. Гранин с грустью пишет о том, что призыв к милосердию мы получаем все реже и реже. Он взволнован опустошенностью современного общества, но убежден, что мы не можем отказаться от пушкинского завета «и милость к падшим» призывать.
Нельзя не согласиться с Д. Граниным в том, что отсутствие источника милосердия ведет к исчезновению его в обществе. Русская литература и 19 века, и 20 дает богатый материал читателю для размышления над этой же проблемой. Отсутствие гуманности и результат этого мы видим в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», главная героиня которой стала жертвой жестокого мира дельцов. А вот А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» рисует поистине сильную, красивую душой героиню, которая несет все лучшие качества человечества, несмотря на горести и беды жизненного пути. И мы, читатели, понимаем, что без милосердия мир станет холодным и жестоким.
Текст №2
Часто ли мы проявляем внимание друг другу? Способны ли мы к состраданию? Над этими вопросами задумывались многие писатели. Проблема «кризиса» милосердия по-прежнему жива и актуальна, именно её поднимает в своем тексте Д. Гранин.
Писатель обращается к строчкам стихотворения «Памятник» А. С. Пушкина, в котором есть прямой призыв к милосердию. Д. Гранин считает, что милосердие необходимо воспитывать. Он убежден, что милосердие – необходимость, о важности которой в последнее время люди все менее и менее задумываются.
Я разделяю точку зрения автора, ведь отсутствие сострадания, милосердия в поступках одного человека ведет к нарушению гармонии во всем обществе. Русская литература, как ничто другое, способна воспитать в человеке гуманистические идеалы. Одним из писателей-гуманистов 19 века является Ф. М. Достоевский. В его романе «Идиот» утверждается идея человеколюбия, сострадания ко всем падшим, отвергнутым, непонятым. Главный герой князь Мышкин – человек бесконечной доброты – идеал писателя. Тема милосердия поднимается и в литературе 20 века. Ярким примером может служить повесть А. Платонова «Котлован». Грубых, измученных работой людей, героев произведения, объединяет любовь и жалость к девочке Насте.
Своим текстом Д. Гранин заставляет нас задуматься над проблемой упадка милосердия и призывает сделать так, чтобы сострадание и милосердие прочно вошли в нашу жизнь и были естественными её составляющими.
Как развести в сочинении понятия комментарий к сформулированной проблеме и отражение позиции автора исходного текста?
Ключевые понятия
комментарий авторская позиция
утверждение из А29,связанное эмоции автора
с обозначенной проблемой; (оценочные слова);
на каком примере раскрывает автор идея (к чему призывает);
проблему; почему; какие тропы использует какие фигуры
в тексте (органичное цитирование); использует;
Посмотрите еще раз в тексты сочинений и скажите, какие предложения более частотны?
А теперь закрепляем изученное, работаем с текстом. Обозначьте проблему, дайте комментарий и сформулируйте авторскую позицию, используя в своем сочинении СП, соблюдая правильную пунктуацию. (несколько работ заслушиваем)
Итог урока, домашнее задание.
Изучая русский язык, мы убеждаемся ещё раз в безграничных его возможностях для выражения наших мыслей и чувств. Сегодня мы с вами говорили о СП и использовали его при написании сочинения. С помощью СП мы можем более полно, логично выражать свои мысли; не забываем оформлять пунктуационно СП. Но мне хочется, чтобы вы осознавали, что русский язык не только свод правил правописания, а величайшее сокровище, которым мы учимся владеть.
Доработать текст 57. Из текста 59 выписать по одному примеру каждого вида сложного предложения, написать сочинение.
Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом"
Апалькова Анна Чеславовна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Цель: Научить учащихся расставлять знаки препинания в ССП и без него.
Задачи:
обучающие:
Повторить сведения о сложных и сложносочиненных предложениях.
Различать простые предложения с однородными членами и ССП
Определять смысловые отношения между частями ССП
Расставлять знаки препинания в указанных конструкциях
развивающие:
Развитие творческих способностей.
Развитие языковой компетенции учащихся.
воспитывающая: Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.
Оборудование:
Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Баранов Е.С., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 9 класса./ Под ред. А.А.Леонтьева М.: Баласс, 2008. «Школа 2100».
раздаточный материал (карточки по вариантам)
Тип урока: урок изучения нового материала
План конспекта:
Оргмомент (2 мин.)
Проверка домашнего задания (5 мин.)
Словарно-орфографический диктант (10 мин.)
Актуализация нового материала ( 12 мин.)
Закрепление нового материала(8 мин.)
Итог урока. (1 мин.)
Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие учителя, учитель отмечает отсутствующих. На доске до начала урока записаны число и тема урока.
II. Проверка домашнего задания
Учитель делит класс на два варианта. Задание: I вариант зачитывает по цепочке подобранные из художественных произведений предложения с однородными членами. II вариант зачитывает по цепочке подобранные из художественных произведений ССП.
III. Словарно-орфографическая работа
Один ученик у доски пишет под диктовку учителя, класс выполняет эту же работу в тетрадях вместе с учителем. Задание: записать и указать виды словосочетаний, указать в них главные и зависимые слова, способ связи слов в словосочетаниях.
а) Примерять платье (гл.+сущ= глагольное управление), кабинет директора (сущ+сущ= именное управление), умирать от горя (гл.+ сущ=глагольное управление), усмирённый зверь(прил+сущ= именное согласование), примирять друзей (гл+сущ= глагольное управление), жить дружно (гл+наречие= глагольное примыкание), разговаривал улыбаясь (гл+ дееприч= примыкание).
Учитель задаёт вопрос:
- Что такое словосочетание? Чем оно отличается от предложения?
(словосочетание - это сочетание двух или более самостоятельных слов связанных между собой по смыслу и грамматически.)
(Предложение-это основная единица синтаксиса. В предложении оформляется мысль , которую говорящий ( пишущий) хочет сообщить слушающему (читающему).
IV. Актуализация нового материала
Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: В каких случаях в ССП запятая перед союзом не ставится?
Один ученик на доске записывает предложение:
а) Сверкнула молния, и послышался удар грома. (предложение сложное, ССП, состоит из двух простых предложений равноправных по смыслу. Союз И соединяет два простых предложения в составе сложного, значит запятая в этом предложении ставится)
Второй ученик к доске, записывает следующее предложение:
а) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.(если части сложного предложения имеют общий второстепенный член то запятая не ставится. Общий второстепенный член чаще всего обстоятельство и дополнение, и обычно стоит в начале предложения).
Третий ученик к доске, записывает следующее предложение:
а) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (запятая не ставится, так как имеется общий второстепенный член обстоятельство)
Учитель диктует предложение, учащиеся записывают и расставляют знаки препинания в ССП:
а) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.(запятая ставится, так как нет общего второстепенного члена предложения).
б) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка.(запятая не ставится, так как имеется общий второстепенный член выраженный обстоятельством и в равной мере относится к обеим частям)
- Чтение правила на стр.43
«Запятая перед союзами И, ДА, ИЛИ, ЛИБО не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член.
Общий второстепенный член (чаще всего обстоятельство или дополнение) обычно стоит в начале ССП и в равной мере относится к обеим частям. Например: На нас намокли куртки и отсырели рубашки»
V. Закрепление нового материала
Упражнение 61 стр.44 . Учитель вызывает двух учеников к доске, они записывают первые начатые предложения и выбирают из прилагаемого материала подходящие варианты для завершения ССП с общим второстепенным членом.
Первый ученик у доски записывает и объясняет:
а) В библиотеке всегда стоит тишина и …раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей.
Второй ученик у доски записывает и объясняет:
б) Здесь царит особая научная атмосфера и …все столы заняты.
Остальные пять предложений учащиеся выполняют самостоятельно:
За столами, погрузившись в книгу, обдумывают содержание лекций почтенные профессора или…готовятся к экзаменам юные студенты.
У каждого взгляд сосредоточен и …лицо имеет глубокомысленное выражение.
По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и…все столы заняты.
В зале лишь слышится шелест страниц да…пахнет старой бумагой и свежей типографской краской.
К восьми часам зал пустеет и …все расходятся, покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
Учитель выполняет проверку предложений по цепочке, учащиеся объясняют выбранные варианты.
VI. Итог урока
Учитель выставляет оценки с комментарием.
VII. Домашнее задание.
выучить правило на стр.43
повторить правило стр.37
Упр.62, стр.45
Открытый урок в 9 классе.
Тема. Повторение изученного о сложносочиненном предложении.
Цель. Повторить и систематизировать, и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Сложносочиненные предложения».
Ход урока.
- Здравствуйте. Садитесь. Сегодня наш урок пройдет в форме урока-практикума. Цель урока – повторить и закрепить те знания, которые вы уже получили по теме ССП.
Работать вы сегодня будете на специальных тематических листочках, они лежат перед вами на партах, а то, что нам нужно будет записать, вы будете записывать на листочках со штампом.
На листочках со штампом запишите число и тему урока.
I. Синтаксическая минутка.
Учащиеся, не записывая предложение, на слух составляют схему предложения и дают его характеристику.
Недавно прошел дождь, а дорога уже сухая. (повест., невоскл., сложное, состоит из двух ПП, соединенных противительным союзом а.)
характеристика по схеме:
Любое предложение характеризуется
- по цели высказывания
- по интонации
- по наличию грамматических основ
В сложном предложении
- указать из скольки предложений состоит
- указать какими именно союзами соединены
- объяснить расстановку знаков препинания
Тестирование (цель – настроить учащихся на работу, выявить насколько успешно усвоены полученные знания).
Начнем проверку ваших знаний с небольшого теста. В специальном поле вам нужно будет только вставить нужную букву. На работу у вас 5 минут.
1
2
3
4
б
а
а
в
Укажите верное утверждение:
А) Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Б) Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
В) Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения соединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на:
А) 3 группы.
Б) 4 группы.
В) 6 групп.
Найдите среди предложений сложносочиненное:
А) Шубин вскочил на ноги и прошелся раза два взад и вперед, а Берсенев наклонил голову, и лицо его покрылось слабой краской. ( И. Тургенев)
Б) В течение двух недель Федор Иваныч привел домик Глафиры Петровны в порядок, расчистил двор, сад… (И. Тургенев)
В) Слезы закапали по щекам Марии Дмитриевны… (И. Тургенев)
Найдите лишнее предложение:
А) Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.
Б) Гроза отходит на северо-восток, и оттуда доносится рокот разгневанных туч.
В) Осенью лес щедр для зверя и человека.
Фронтальный опрос.
- в чем разница между простым и сложным предложениями? ( в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном предложении две или более)
- назовите виды сложных предложений. (союзные: ССП и СПП; бессоюзные)
- с помощью чего простые предложения могут соединяться в сложные? (интонации и союзов)
-назовите основные группы ССП и перечислите союзы (ССП с соединительными союзами и, да (и), ни-ни, тоже, также; с разделительными союзами или (иль), либо, то - то, не то - не то; с противительными союзами а, но, да (но), однако, зато, же.)
На листочках записан текст, сейчас мы его прочитаем, а затем выполним предложенные ниже задания.
Лесной ручей.
Я иду по берегу своего любимого ручья самой ранней осенью. На мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и оттого она журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия.
Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол елки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук и гудит, а травы, кажется, растут под музыку.
А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переклик.
Под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.
- в каждом предложении выделите грамматическую основу.
- найдите в тексте ССП.
- найдите ССП, которое соответствует схеме: ___ , и ___ , и ___ , а ___ .
- выделите в нем грамматические основы и дайте устную характеристику этого предложения.
Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор.
В эту минуту дверь отворилась и вошел довольно высокий человек.
( повест., невоскл., сложное, состоит из двух ПП, соединенных соединительным союзом и.)
- объясните отсутствие запятой в ССП. (общий член)
VI. Прочитайте предложения. Укажите есть ли в ССП односоставные предложения. Какие именно? Составьте схемы.
Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.(безличное)
Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
На небе вызвездило, но ветерок пока еще гудел в ветвях и шумел в камышах.(безличное)
Было холодно, но кое-где в домах уже засветились огни, и в конце улицы из-за казарм стала подниматься бледная луна.(безличное)
VII. Итог.
Поиграем в игру. Если вы согласны с моим утверждение, то поднимаете красный кружок, а если нет – то белый.
1. согласны ли вы, что
Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. согласны ли вы, что
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
- при помощи интонации и союзов или союзных слов
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. согласны ли вы, что
Это предложение сложное.
4. согласны ли вы, что
Если в ССП есть общий член, то в предложении запятая не ставится.