kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детские воспитательно- оздоровительные функции и задачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детские воспитательно - оздоровительные цели и задачи - это моя главная цель как воспитателя в оздоровительном лагере. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, закаливания. Устраиваются массовые дискотеки. Основная роль в таком лагере отводится массовикам - затейникам. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детские воспитательно- оздоровительные функции и задачи.»

МОБУ ДОД ДООЛ «Зернышко»





Воспитатель:

Ишонина Рима Анваровна

Детского– оздоровительного лагеря «Зернышко»










2015-2016г.г.

Детские воспитательно- оздоровительные функции цели, задачи.
Цели, задачи и основные функции

Главная задача оздоровительного лагеря – это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере — реализация этих возможностей.


Каковы положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.

Существует следующая классификация типов детских лагерей:

^ Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

^ В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

^ Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области), ор­ганизация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Ныне организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов, пионеров), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены» лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»).

Каковы основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности? К ним относятся:



возрастные и половые особенности детей;


потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей;


уровень воспитанности, условия проживания, индивидуальные особенности развития;


нарастание приоритетов личных интересов перед общественными.



^

Общее в подготовке учителя и воспитателя (вожатого) проявляется в задачах воспитания, в ответственности педагога перед собой, воспитываемой личностью, государством; в основных методах и формах работы.

Каковы различия? Они в продолжительности процесса воспитания; участии или неучастии семьи в нем; в том, что и коллектив воспитанников, и педагогов в одном случае постоянный, в другом — временный. Разница еще и в том, что в отличие от школы воспитатель (вожатый) в лагере практически одного возраста с подростками. Различия проявляются и в социальной среде, круге общения, сложившихся традициях, режимных моментах, некоторых методах и формах работы.

Если посмотреть на все проблемы, которые должен решать воспитатель (вожатый), то выявятся психолого-педагогические особенности его обучения по сравнению с подготовкой преподавателей. С чем это связано? Прежде всего:


с отсутствием ответственности за детский коллектив после окончания работы в лагере;


с требованием выполнять почти те же работы, что и учитель, за значительно более короткое время, в режиме «экспресс»;с необходимостью научить воспитателей (вожатых), не имеющих детей, как работать с детьми, которые, как правило, и по возрасту бывают близки воспитанникам, вследствие чего иногда могут возникнуть серьезные проблемы взаимоотношений полов.


"О перечне документов, регламентирующих работу детских оздоровительных лагерей Утвердить перечень документов, регламентирующих жизнь и деятельность оздоровительных лагерей (прилагается).


Ознакомить с содержанием документов, регламентирующих работу оздоровительных лагерей, весь персонал, обслуживающий детей, под личную роспись каждого.


По одному экземпляру полного комплекта документов предоставить в распоряжение начальников оздоровительных лагерей для руководства и использования в работе с воспитательским и инструкторским составом.


Начальникам лагерей, воспитателям, инструкторам, культработникам медикам непосредственно круглосуточно занятым с детьми, принять вышеуказанные документы к неукоснительному исполнению и руководству.


4.Перечень документов регламентирующих работу детских оздоровительных лагерей "


Положение о лагере.


Декларация прав ребенка лагеря ".


Контракт.


Должностные обязанности воспитателя.


Инструкция по мерам безопасности.


Методическая информация для воспитателей.


Распорядок дня лагеря.


Программа лагеря.


Перечень экскурсионных объектов лагеря.


Перечень маршрутов лагеря.


Схемы маршрутов лагеря.


Список необходимых вещей для ребенка, отъезжающего в лагерь.


Список необходимых вещей, методического материала и инструментов воспитателя.


Правила поведения и действий в чрезвычайных ситуациях на турбазе.


Меры безопасности в детском оздоровительном лагере.


Приказ "О медицинском обеспечении в детских оздоровительных лагерях турбазы "


Приказ "Об использовании природных и климатических факторов".


Приказ "О штатном расписании детского оздоровительного лагеря и фонде оплаты труда".


Приказ "О предоставлении льгот работникам оздоровительного лагеря, задействованных в обслуживании детей больше 8 часов в сутки".


Правила внутреннего распорядка.


Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.


22. Приказ "О правилах перевозки детей в автобусах".


Приказ "О содержании работы инструкторов-методистов по туризму в детских оздоровительных лагерях".


Приказ "Об организационной работе начальников и старших воспитателей детских оздоровительных лагерей".


Методические рекомендации по туристско-экскурсионной работе в лагере.


Методические рекомендации по краеведческой работе в лагере.


Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительной работе в лагере.


Методические рекомендации по досуговой, культурно-массовой работе в лагере (сценарии сюжетно-ролевых игр, конкурсов, викторин, выставок и т. д.).


Журнал инструктажа по мерам безопасности в оздоровительном лагере.


Журнал учета детских групп, уходящих в походы.


Журнал учета временных отпусков детей за пределы лагеря.


"Об ответственности персонала оздоровительных лагерей за жизнь и безопасность детей"


Установить, что после получения детей от родителей (или сопровождающих) и распределения их по отрядам, воспитатель и инструктор по туризму полностью несут ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей.


Ответственность воспитателей и инструкторов по туризму за жизнь и безопасность детей заканчивается после вручения детей родителям по окончанию смены.


Воспитатель и инструктор туризма на отряде всегда работают вместе и должны знать о месте пребывания детей в любое время суток.



^

Каждая смена оздоровительного лагеря комплектуется одновременно всеми детьми. Дополнительный прием детей может составлять от 21 до 26 дней. Для проведения генеральной уборки и санитарной обработки, перерыв между сменами должен быть не менее двух дней.

Работники детских оздоровительных лагерей обязаны пройти медицинское обследование в соответствии с действующим приказом Минздрава СССР № 555 от 29 сентября 1989 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» и последующими дополнениями и изменениями.

^

Ежедневно все помещения детского оздоровительного лагеря должны убирать влажным способом с применением моющих средств (мыло, кальцинированная сода, разрешенные синтетические моющие порошки: «Жемчуг», «Жемчуг-2», «Жемчуг М», «Агат» и др.) с по­мощью технического персонала при открытых окнах и фрамугах. Уборка спален проводится 2 раза в день (после ночного и дневного сна) детьми, начиная с 10 лет; в спальнях, где размещены дети в возрасте до 10 лет, уборку производит технический персонал.

В конце каждой смены техническим персоналом проводится генеральная уборка: мытье полов, стен, дверей, окон, осветительной ар­матуры, отопительных приборов, вентиляционных, решеток, обметание паутины и протирка мебели.

Банные дни необходимо проводить не реже 1 раза в 7 дней. Смена постельного белья и полотенец для лица и ног должна проводиться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

^

Категорически запрещается использовать остатки пищи от предыдущего приема, а также пищу приготовленную накануне.

Запрещается изготовление простокваши и других кисломолочных продуктов, блинчиков с мясом, макарон по-флотски, кондитерских изделий с кремом, кремов, напитков, морсов, кваса, студней, заливных блюд (мясных и рыбных), форшмаков из сельди, изделий во фритюре, паштетов; использование фляжного творога из не пастеризованного молока.

Категорически запрещается употребление грибов в пищу, использование фляжного молока без кипячения, фляжного творога, сметаны и зеленого горошка без термической обработки.



Примечание: в зависимости от климатических условий, в режим дня могут быть внесены изменения с учетом поясного времени. В июне, июле месяце допускается более позднее укладывание детей и более поздний подъем.

Для детей 7-9-летнего возраста продолжительность работ недолжна превышать 1 часа в день; 10-11 лет 1, 5 часа; 12-13 лет 2 часа; для подростков 14 лет 3 часа в день.

При дежурстве на кухне и в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, к резке хлеба, мытью чайной, столовой и кухонной посуды, разносу горячей пищи.

Запрещается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой

Перенос и передвижение тяжестей (пилка дров, стирка постельного белья), с опасностью для жизни(мытье окон) и опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна).

При организации дежурств по столовой и участку целесообразно предусмотреть чередование работы звеньев с тем, чтобы одни звенья дежурили в столовой в первую половину дня (завтрак, обед), а другие вторую (полдник, ужин). Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней.

^

Мероприятия по физическому воспитанию должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.

Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуетсяс врачом и предусматривает следующие мероприятия:


утренняя гимнастика;


закаливание: воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание;


занятие физкультурой в отрядах и звеньях, кружках, командах, секциях, обучение плаванию;


общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;


спортивные соревнования и праздники ; занятия на тренажерах.


. Распределение на медицинские группы для занятий физкультурой проводится врачом. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений.

С детьми подготовительной медицинской группы должны проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и индивидуальной переносимости. Они допускаются к занятиям в одном из спортивных кружков или секций без участия в соревнованиях. Разрешается участие в однодневных туристских походах.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 -15 минут на открытом воздухе, в дождливую погоду в хорошо проветриваемых помещениях. Форма одежды: трусы, майка у девочек, трусы у мальчиков; в холодную погоду тренировочные костюмы.

При соответствующих погодных условиях следует рекомендовать детям заниматься зарядкой босиком.

Разрешается проведение утренней гимнастики не всем составом лагеря, а небольшими группами, отрядом, объединяющим детей одной возрастной группы.

. При организации дежурств по столовой и участку целесообразно предусмотреть чередование работы звеньев с тем, чтобы одни звенья дежурили в столовой в первую половину дня (завтрак, обед), а другие во вторую (полдник, ужин). Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней.

^

Режим дня и роль воспитателя (вожатого) в его организации

Основные моменты режима в детском оздоровительном лагере и роль воспитателей (вожатых) в их организации. Принятый режим дня должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. В зависимости от метеорологических условий в режим дня могут быть внесены изме­нения. В июне, июле месяце допускается более позднее укла­дывание детей и более поздний подъем.

Подъем. Некоторые дети очень трудно поднимаются утром, поэтому желательно начинать будить их раньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться и не чувствовали себя не такими как все. Подъем в отряде можно организовать с помощью музыки, что часто способствует хорошему настроению в течение всего дня. Никогда нельзя кричать на детей или отчитывать их перед другими (и даже наедине) за поздний подъем. Полезно вспомнить, как мама или близкий вам человек, поднимает вас, какие при этом говорит слова, и проблем с подъемом станет меньше.

Зарядка. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми. Личным примером убеждайте в ее необходимости. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития. "Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 мин на открытом воздухе, а в дождливую погоду в хорошо проветренном помещении.

^ Посещайте столовую коллективно, если нет других правил. Старайтесь начинать и заканчивать прием пищи одновременно. Не забудьте о детях, которым что-либо противопоказано; сделайте им замену продуктов. 06рашайте внимание на качество еды! Помните, что от вас зависит нормальное состояние детских желудков. Следите, чтобы дети не были голодными. Не забудьте оставить стол чистым.

^ Дайте возможность детям отдохнуть и способствуйте этому. Время отдыха составляет полтора-два часа. Малышей уложите спать. Подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя. Заведите правило: в тихий час- никаких разговоров, хождений, однажды разрешенное хождение становится впоследствии чаще всего правилом.

^ Оно должно быть организовано. Каждый ребенок должен иметь время для занятия любимым делом, для размышлений в тишине. Если ребенок не может организовать свое свободное время, воспитатель (вожатый) должен позаботиться об этом, помочь ему.

Самообслуживание. Будьте примером в самообслуживании. Напоминайте детям о том, что по утрам необходимо чистить зубы и умываться, а перед каждым приемом пищи мыть руки; что вечером, перед сном, необходимо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным. Проверяйте чистоту постели детей. Старайтесь приучать их пользоваться только личными средствами гигиены, обратив особенное внимание на расчески.

Отбой, Готовить детей ко сну начинайте заранее, так как у них часто именно после отбоя возникает потребность совершать все гигиенические процедуры. Выполнив их, стремитесь вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста. Проверьте, все ли дети на своих местах. Нет ли у кого-нибудь неотложных вопросов к воспитателю (вожатому). Перед отбоем проводите тихие игры, старайтесь не возбуждать фантазии детей. Малышам расскажите сказку с добрым концом; детям среднего возраста приключенческую историю (с продолжением); подросткам - историю о любви. Почитайте стихи, спойте, сыграйте на гитаре. Будьте спокойны, но требовательны.

Перед своим сном убедитесь, что все дети на местах и все дети спят. Никогда не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят.

^ Чтобы он прошел организованно, следуйте таким рекомендациям;

• соберите белье, просчитайте; принимайте белье у детей в каждой палате отдельно;


попросите старших ребят сдать белье, привезти чистое и заправить постели;


проследите за санитарной обработкой ногтей. Малышам помогите сами;


проверьте наличие мыла, шампуня, мочалки, полотенца, нижнего сменного белья (у малышей), одежды по сезону, головного убора;


помогите в организации медицинского осмотра на педикулез;


ведите в баню детей по группам (в зависимости от условий);


во время мытья в каждом отделении (у ребят и девочек) должен быть взрослый;


помогите промыть головы девочкам с длинными волосами;


организуйте помощников из старшего отряда для мытья малышей;


проверьте наличие ковриков в душевых;


расскажите детям о возможных неожиданностях, ожидающих их в бане (отключение холодной или горячей воды, скользкий пол, попадание мыла в глаза);


проверьте, что делают дети младшего и среднего возраста с использованным бельем. Помогите им.


^

Купание. Для организации купания возьмите за основу письмо ВЦСПС № 332 от 14 июня 1982г. «Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в спортивно-оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха»

^ С инструкцией, регламентирующей правила выхода отряда за территорию детского лагеря, воспитатель (вожатый) может ознакомиться в нормативных документах: «Законодательные основы деятельности детских оздоровительных лагерей». Важно твердо следовать правилу, по которому выход за территорию оздоровительного лагеря осуществляется только с разрешения директора лагеря, в его отсутствие старшего воспитателя или старшего вожатого.

^

воспитательно-оздоровительных

лагерях.

Методика подготовки и проведения традиционных дней

Традиционные дни (заезд, отъезд, родительский день) особые в лагерной смене. Смена состоит из определенных периодов: подготовительного, организационного, основного, заключительного.

^ Период включает в себя знакомство воспитателя (вожатого) с детьми, родителями, администрацией лагеря, его территорией. Воспитатель (вожатый) участвует совместно с администрацией, врачами детского лагеря в регистрации детей и подростков, во время которой проводит анкетирование родителей (или лиц их заменяющих). В анкете могут содержаться вопросы, знание которых поможет воспитателю (вожатому) заочно познакомиться с детьми из будущего отряда, особенностями их характера и поведения, составить примерный план работы отряда на смену. Содержание анкеты может быть следующим.


Фамилия, имя, отчество ребенка.


Число, месяц, год рождения.


Домашний адрес, телефон.


Фамилия, имя отчество родителей (или законных представителей); место работы и телефон.


Информация о том, кому можно отдать ребенка после от­дыха в детском летнем лагере, в родительский день, кроме родителей (законных представителей).


Специфические неинфекционные заболевания ребенка и первая помощь при них.


Причины возникновения возможных аллергических явлений.


Специальные требования к диете.


Особенности характера и поведения.


Увлечения ребенка.


Умение плавать.


Доверительно расспросите родителей о наличии у ребенка, каких-либо специфических болезней (энурез, аллергия и другие), постарайтесь убедить их в необходимости таких знаний для организации качественного отдыха. Узнайте, как переносит ребенок поездку в автобусе. Предложите родителям список необходимых вещей ребенку для летнего отдыха, обратив внимание на головной убор (и от дождя, и от солнца), сменную обувь, сменное нижнее белье.

^ это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Длится 3—4 дня. –

^ Встречая детей в городе, учтите следующее:


Явитесь к месту сбора заранее (за 1 час до назначенного времени).


Подготовьте место сбора своего отряда, сделайте эмблемы для малышей. (Все это создаст хорошее настроение детям, родителям, вам.)


Формируя отряд, составляйте списки мальчиков и девочек отдельно, выполняйте инструкцию директора лагеря по приему детей, записывайте просьбы родителей.


Проверьте автобус (чистоту, сидения, окна).


Усадив детей в него, проведите инструктаж о поведении в пути следования: не открывать окон, не сорить, не вставать без разрешения, в случае необходимости обращаться к воспитателю (вожатому).


Помогите детям попрощаться с родителями, напомните о дате родительского дня.


Проверьте детей по списку. Посторонних в автобусе не должно быть.


Доложите директору оздоровительного лагеря о количестве и наличии зарегистрированных вами детей и готовности к отъезду.


Займитесь своими текущими делами.


При посадке в автобус придерживайтесь некоторых правил:

• Спокойно пересчитайте детей, сделайте сверку по списку.


Организуйте посадку детей в автобус, учитывая состояние их здоровья, элементарные правила этикета (мальчики пропускают девочек) и т. д.


Если дети маленькие, организуйте посадку так, чтобы дети сами не вносили вещи в автобус (делайте это, например, с помощью родителей или юношей старшего отряда).


Нежелательно после окончания посадки разрешать родителям входить в автобус, даже если у кого-то из детей потекли слезы.


Закончив посадку детей в автобус, вновь пересчитайте их. Убедитесь, что все дети на местах, нет никого посторонних в автобусе.


Доложите директору оздоровительного лагеря. Прибыв в оздоровительный лагерь сделайте следующее:


Проверьте по списку детей.


Распределите их по корпусам, палатам (принцип распределения: по желанию или по открыткам или по интересам.


Дайте им время, для раскладывания вещей операция «Уют» (вещи, полотенца, песок в постели).


Проведите первый организационный сбор.


На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друг с другом и с воспитателями (вожатыми). Здесь можно рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных; «нельзя» в нашем оздоровительном лагере; режим дня; правила пользования туалетами; хранение вещей в тумбочках; хранение вещей в шкафах, уборка кровати; уборка в палате; посещение столовой; правила поведения ночью; правила взаимного уважения; представление администрации оздоровительного лагеря; информация о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия воспитателя (вожатого) рядом или в сложных ситуациях и т. д.

Организуйте также экскурсию-знакомство с оздоровительным лагерем.

Проведите вечернюю сверку.

На следующий день организуйте «выборы»: актив, имя, эмблема, девиз и т. д. Займитесь планированием работы отряда

В организационный период желательно проводить коллективную работу и как можно реже отпускать детей от себя.

Родительский день проводится в основном периоде смены. Это один из традиционных дней, ожидаемых, желанных для детей. Как разумно его организовать?

Приезд родителей в оздоровительный лагерь- праздник для детей. Поэтому, как и в отношении любого праздника, здесь необходимы приготовления. Постарайтесь, чтобы праздник удался на славу. Подготовьте палаты, корпуса; нарядите детей; покажите все, что вы с ребятами сделали; украсьте место встречи; подготовьте представление «Наши таланты»; придумайте, как вовлечь родителей в игру с детьми. Хорошо продумайте, как поступить и что сделать с детьми, чьи родители по различным причинам не смогут приехать. Не дайте возможности остаться таким детям в одиночестве, почувствовать себя, даже на минутку, одинокими. Привлеките к этому других ребят. Вспомните о своем чувстве одиночества, которое вы могли когда-то испытывать, это поможет понять ребенка, помогите прочувствовать это и другим детям. В вашем отряде не должно быть «забытых» детей. Может быть, стоит организовать общий стол: с родителями, с детьми? Продумайте все до мелочей. Твердо помните, что должен знать каждый ребенок вашего отряда, о чем не должны забыть вы и в чем следует проинструктировать родителей.

Каждый ребенок вашего отряда должен усвоить:


Что нужно сделать, чтобы пойти с родителями на встречу:


написать и принести заявление от родителей воспитателю (вожатому), если встреча состоится на территории отряда; написать заявление директору оздоровительного лагеря и с его визой принести воспитателю (вожатому) во всех других случаях;


С кем он может уйти из отряда и что для этого ему необходимо сделать;


О чем необходимо позаботиться после возвращения:


доложить воспитателю (вожатому) отряда о возвращении


Собираясь в оздоровительный лагерь, будущий воспитатель (вожатый) планирует свою деятельность с определенным возрастом детей или подростков. Предлагая то или иное мероприятие (игру) ребятам, воспитатель (вожатый) для себя, уже твердо знает, что он будет делать, как и зачем. Каждый воспитатель (вожатый) вырабатывает свой стиль подготовки, отражающий все необходимые вопросы-проблемы, которые должен решить воспитатель (вожатый) в ходе подготовки к игре. Например: возраст, тема, цель, оборудование, роли (ведущие, художники, сценаристы, репортеры, модельеры и т. д.), сценарий, репетиции, время проведения, время репетиций, участники, болельщики, награждения, «пресса», подведение итогов, соотнесение ожиданий и результатов игры, безопасность детей и подростков, занятость наиболее сложных детей, детей с «нестандартным» поведением и т. д.

^

Принимая в свои оздоровительные лагеря детей из разных районов, областей России, воспитатель (вожатый) должен знать и о существовании детских объединений, неформальных молодежных объединений, объединениях подростков от 16 лет и старше. Детское движение это явление сегодняшней социальной жизни, участниками которой выступают и дети и взрослые.

^ это саморазвитие и самоусовершенствование, самопознание себя как личности; развитие детского и подросткового движения, координация и объединение усилий организаций в деле защиты прав и интересов детей и подростков; возрождение народных традиций и промыслов; воспитание с ранних лет у детей такого ценного качества, как милосердие; познание и улучшение окружающего мира, окружающей природы.

^ детских объединений: удовлетворение потребностей детей в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов; включение детей в жизнь через детские программы; возможность приобретения детского опыта; выражение интересов и защита прав детей; стимулирование и поддержка общественно значимых инициатив детских и подростковых организаций.

^ изучение истории и культуры своего края; фестивали художественного творчества; изучение гражданских прав и свобод детей; работа с группами риска, с детьми с ограниченными возможностями.

Ожидания детей и подростков, касающиеся их участия в детских объединениях, как выяснилось, следующие: желание испытать чувство уверенности; найти интересных друзей и коллектив, где тебя научат, как жить; желание быть нужным, стать лидером; желание заняться полезным делом; научиться жить без конфликтов и научиться их решать и т. д.

^

Поход, его виды, подготовка и организация

Туризм отвечает возрастным потребностям детей и подростков, желанию самоутвердиться, стать самостоятельными, научиться преодолевать трудности, общаться в кругу своих сверстников. Решив организовать поход, воспитатель (вожатый) должен задуматься о том, какая ответственность ложится на его плечи. Только почувствовав собственную ответственность, продумав каждый шаг своих действий по подготовке к походу, по его проведению, воспитатель (вожатый) может приступить к осуществлению своих планов. Нельзя забывать о слабых детях, о соответствии длительности похода возрасту детей, о количестве взрослых в походе, о соблюдении норм техники безопасности. Нужно всегда помнить: в работе с детьми не может быть мелочей!Предварительная подготовка участников всегда обязательна.

Путешествие начинается с окрестностей оздоровительного лагеря. Выбор маршрута- главный этап подготовки к походу. Маршрут должен проходить по живописным местам. Возвращение желательно по другому маршруту.

До похода, экскурсии, прогулки воспитателю (вожатому) необходимо:

• спросить разрешения о возможности пойти в поход, на экскурсию, на прогулку у директора оздоровительного лагеря - независимо от их длительности (несколько ча­сов, один день, два, три дня и т. д.);


разделить отряд на группы, назначить (выбрать) командира отряда, командиров групп; распределить обязанности между участниками похода, экскурсии, прогулки с четом склонностей каждого (обязательно должны быть санитар, заведующий снаряжением, заведующий питанием и т. д.);


уделить внимание снаряжению и одежде;


подготовить карту пути следования;


захватить с собой средство, отпугивающее жалящих насекомых (это может быть одеколон с каплями гвоздичного или анисового масла);


взять справку в медицинском пункте о состоянии вверенных вам детей.


Что касается разделения на группы, то обязанности при этом могут распределяться следующим образом:

командир отряда - планирует и организует деятельность всех членов, следит за выполнением графика работ, сменой видов деятельности;

командир группы - организует подготовку снаряжения, необходимого для ночлега (палатка, спальные мешки); отвечает за целесообразность выбора места для палатки, качество ее установки и снятия, правильность размещения спальных мешков; руководит жизнью участников своей группы, отвечает за тишину после отбоя, своевременный подъем, участие группы в различных делах и т. д.

Группы могут работать по принципу круга: дежурство по кухне (первый день), дежурство по территории, на которой разместится отряд, - это включает контроль за сохранностью имущества, пропуск на территорию посторонних организация ночной вахты (второй день); выпуск газеты (третий день); краеведческая работа (четвертый день) и т. д.

О готовности к походу, экскурсии, прогулке воспитателю (вожатому) надо доложить директору оздоровительного лагеря в письменном виде (даже если планируемый поход однодневный) с обязательным указанием: выбранного маршрута; программы действий в походе, на экскурсии, на прогулке; количества детей (прикладывается их списочный состав). Отдельно перечисляются дети, которые по различным причинам не идут с вами в поход, на экскурсию, на прогулку; указывается место их пребывания на этот период и именуются лица, ответственные за их жизнь и безопасность. Далее называются 'час и дата начала, час и дата окончания похода, экскурсии, прогулки; перечисляются лица, ответственные за жизнь и безопасность детей в походе, на экскурсии, на прогулке - в соответствии с инструкцией.

Участие в походе, на экскурсии медицинского работника обязательно.

Проведите с детьми инструктаж по правилам поведения и охране собственной безопасности в походе, на экскурсии, на прогулке (независимо от возраста). Он должен включать такие пункты:


что необходимо взять с собой;


как нужно одеться (обратив особое внимание на обувь, защиту от солнца;


как вести себя в пути;


к кому обратиться, если в дороге ребенку стало плохо;


можно ли пить воду в лесных речках;


можно ли пробовать на вкус ягоды, которые увидишь в лесу, -


можно ли брать что-либо незнакомое, но интересное в рот;


какой травы нужно опасаться;


что делать с ветками на тропинке в лесу;


как беречь природу, которая нас в лесу окружает;


можно ли оставлять что-либо после себя в лесу;


куда девать ненужные вещи в походе;


что делать, если ребенок вдруг потерялся;


можно ли разговаривать с посторонними людьми, встретившимися на маршруте или в лесу;


можно ли отходить, даже на короткое время, с посторонними людьми;


что делать, если ребенок боится темноты;


• можно ли самостоятельно разжигать костер.

Предупредите детей и подростков о том, что при встрече с крупным хищником нельзя терять самообладания. Убегать от зверя крайне опасно, так как у него возникает рефлекс преследования. Зверя можно отогнать громким, по возможности спокойным голосом, но не криком.

.

^


Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.


Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.


Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.



^

Игровая деятельность

Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Ребята участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию. Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность воспитывает умело организованная игра. Одни игры помогают развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить. Другие технические игры учат обращаться с различными инструментами, овладевать трудовыми навыками. Чувство юмора, общительность воспитывают игры-шутки, игры-забавы. Игры умные, увлекательные чаще оказываются более действенными в воспитании детей, чем слово.

В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию форме, по методике организации и проведению игр.

Возрастные особенности детей и подростков, которые воспитателю (вожатому) надо учитывать при организации игровой деятельности: младший возраст (5-8 лет), средний возраст (9-11 лет), подростковый возраст (12-15 лет).


ускоряется развитие скелета, рук, ног;


одновременно с этим активно развивается нервная систе­ма ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.


Характерные черты:


мыслят более отвлеченно, критично;


укрепляется волевая сфера;


бурно проявляются эмоции;


повышенное стремление к спорам, неуступчивость;


склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями, хотя в контакт с другими вступают легко; стремятся «испытать» себя, стремятся к активной практической деятельности;


увлекает совместная коллективная деятельность;


легко и охотно выполняют поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;


далекие цели и перспективы не увлекают так же, как и неконкретные поручения, отвлеченные беседы;


неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;


успех вызывает эмоциональный подъем.


При этом девочки более спокойны, рассудительны, послушны, любят общественные дела. Мальчики энергичны, непоседливы, более эмоциональны, уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.

^


подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;


некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;


объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.


Воспитатель (вожатый) играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, воспитатель (во­жатый) не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).


Дети этого возраста любят игры, в которых они должны замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.


Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры».Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.


Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.


Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.


Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.

Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.

Разделить детей на команды можно так; построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» - одна команда, «вторые» - другая команда. Либо поступают таким образом: выбираются два ведущих, отряд разбивается на пары, каждая пара придумывает себе название какого-либо животного, растения, предмета; затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов команды из этих пар.

Есть еще следующий способ разделения на команды: выби­раются (назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего по своему усмотрению. Так комплектуются команды. Воспитатель (вожатый) участвует в игре вместе с детьми



игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;


она может быть рассчитана на длительную подготовку;


важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее.


Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им в летнем лагере видам деятельности.

Средний возраст Рекомендации по организации и проведению игр:


Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.


Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.


Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.


Включение детей в разработку игры - залог их активного участия в ее проведении

^

Среди всех наглядных материалов центральное место занимает газета.

Газета - постоянный спутник жизни в оздоровительном лагере. Только в совместной творческой деятельности детей и воспитателей (вожатых) газета может стать потребностью, объединяющим началом, информатором.

Выпуск газеты в детском оздоровительном лагере- это особый вид творческой деятельности детей и подростков. Газета может содержать информацию о важном событии в жизни отряда, призывать к решению наболевшего вопроса, поздравить с днем рождения, опубликовать собственные творения детей и подростков, поздравить победителей. В таком печатном органе каждый ребенок может стать или автором статьи, или оформителем, или дизайнером, или художником, проявить все свои таланты и возможности.

Варианты оформления газеты в оздоровительном лагере могут быть самые разнообразные: например, она может выпускаться на обоях, которые постоянно раскручиваются, на аль­бомных листах, на ватмане, она может быть в стандартном варианте, объемная и т. д.

Какие рубрики могут стать постоянными в газете? Например, такие: « Разрешите представиться!», «Поздравьте меня!», «А если представить...», «Хочу сказать...», «Мои идеи», «Сегодня утром, вечером, ночью.»., «Ответы на незаданные вопросы» - все это разнообразные плоды творчества и детей, и взрослых, лишь бы они были полезны, интересны, не содержали пошлостей.

Кто может стать выпускающим газеты? Выпускать газету может каждый ребенок из коллектива, весь отряд, отдельная группа ребят, дежурный коллектив, отдельно воспитатели (вожатые) и вместе с детьми, родители петь.

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском оздоровительном лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы воспитатель (вожатый) может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование работы - основа будущей эффективной работы.

План - стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности воспитателя (вожатого). Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.

Исходными данными для планирования могут служить следующие:


календарь летних праздников;


личные воспоминания воспитателя (вожатого) о своем детстве, его ожидания;


традиции оздоровительного лагеря;


информация о детях;


ожидания детей;


задачи оздоровительного периода;


модель смены.


Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми. Воспитателю (вожатому) необходимо иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро - день - вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план.

В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

Что необходимо знать для грамотного планирования своей работы в детском лагере?

^


направленность плана на достижение определенного педагогического результата, отражение социального заказа на формирование качеств личности;


учет интересов, потребностей детей (ст. 15 части 1 Конвенций о правах ребенка);


разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;


систематичность, последовательностьt преемственность в подборе видов деятельности;


реальность планов (по видам деятельности, по срокам);


согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.


Структура плана работы:


характеристика возраста детей;


воспитательные задачи;


программа деятельности оздоровительного лагеря;


содержание работы с детьми;


взаимодействие с администрацией оздоровительного лагеря;


работа с кружками, секциями.


Форма написания плана может быть произвольной.

Советы воспитателю (вожатому), планирующему свою работу:


с будущим напарником определите цели и задачи предстоящей смены;


изучите возрастные особенности детей обратив особое
внимание на ожидания детей данного возраста;


используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.);


изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность дружинных, отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;


• отберите средства, формы, методы, которыми владеете;


составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;


создайте творческую атмосферу в отряде;


•учитывайте интересы детей, а не воспитателей (вожатых).

План работы на каждый день, составленный накануне, корректируется каждое утро, в зависимости от погоды, с учетом интересов детей.

Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Разумно использовать цветопись: выражение собственного настроения с помощью цвета. Кстати, на занятиях по подготовке к работе в оздоровительном лагере можно с помощью цветописи определять полезность, важность той или иной формы работы, а также возможность изменения настроения слушателей.

Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния.

Используется известный тест Макса Люшера:


красный - восторженное настроение;


оранжевый - радостное;


желтый - спокойное;


зеленый - уравновешенное;


синий - грустное;


фиолетовый - тревожное;


черный - уныние.


Цветопись это материал к размышлению, осмыслению. Воспитатель (вожатый) сразу увидит, кто подолгу «сидит» в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, в красном, - нужно ли ждать срыва в их поведении. Длительное унылое настроение ребенка - повод для размышления.

^

Практика воспитания показывает, что очень часто причиной педагогических неудач, конфликтных ситуаций служит незнание воспитателями (вожатыми), директорами оздоровительных лагерей своих прав и обязанностей, соответствующих правил поведения, растерянность. Сказывается и отсутствие опыта воспитания собственных детей (у молодых работников, которые не успели еще стать родителями). Приводимые ниже вопросы и ответы, отражающие типичные ситуации жизни детского лагеря, помогут воспитателям (вожатым), директорам оздоровительных лагерей в разрешении таких же или схожих проблем, в поиске собственных продуктивных идей.

Вопросы в основном адресованы воспитателю (вожатому).

Приложения

Приложение 1

Тематика занятий по курсу «Подготовка студентов к летней педагогической практике»


Примечание. Увеличение количества часов на практические занятия ведет к повышению качества обучения, овладению приемами работы в детских воспитательно-оздоровительных учреждениях.


формы работы:


спортивные игры, соревнования;


походы, прогулки, экскурсии;


телевизионные формы: «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «КВН»;


сказки (с продолжением, на одну тему, на различные темы и т. д.), представления, ярмарки» посиделки;


конкурсы: А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!» и другие.



^

и предупреждению несчастных случаев с детьми

в пионерских, спортивно-оздоровительных лагерях

и лагерях труда и отдыха

Утверждены ВЦСПС 4 июня 1982 г, № 332 (Извлечения)

Приемка лагеря проводится перед началом работы каждой сме­ны. Перерыв между сменами должен быть не менее двух дней.,

^

По прибытии детей к месту сбора для отправки в лагерь врач и медицинская сестра проводят осмотр кожных покровов детей, тер­мометрию и проверяют медицинскую документацию. При выявле­нии признаков заболевания ребенка медицинский работник не до­пускает направления его в лагерь.

/"После распределения пионеров и школьников по отрядам вожа­тый, воспитатель (тренер-преподаватель) полностью несут ответ­ственность за жизнь и здоровье вверенных им детей. при поездке в автобусе дети размещаются в соответствии с нали­чием посадочных мест. Окна левой стороны автобуса закрываются. При остановке автобуса первым выходит вожатый и, стоя у входа, направляет детей вправо от дороги; при посадке в автобус вожатый проверяет наличие детей, и только после этого водителю разрешается продолжать маршрут.

По прибытии в лагерь и распределении пионеров и школьников по спальным корпусам вожатый или воспитатель (тренер-преподава­тель) знакомит их с территорией лагеря, правилами противопожар­ной безопасности, пользования аттракционами, требованиями по со­блюдению строгой дисциплины, выполнению режима дня.

Каждый работник лагеря обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения опасности, проявлять максимум бдительности, в случае обнаружения взрывоопасных предметов или принять меры к устранению очагов травма­тизма, пожарной опасности. Не допускать нарушений правил техники безопасности, санитарной гигиены и требовать от детей их выполнения; исключить посещение детьми подвалов корпусов, технических и хозяйственных служб, очистных сооружений, стройплощадок.

Пребывание детей у реки, водоема, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещается.

Медицинский и воспитательский персонал обязан следить за соблюдением детьми личной гигиены, не допускать контакта здоровых детей с больными или находящимися на карантине.

Пребывание и проживание посторонних лиц на территории лагеря запрещается.

^

До купания врач проводит осмотр детей, определяет время пребы­вания их в воде и получения солнечных ванн. Не разрешается купание натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой мышечной нагрузкой.

Купание детей в реке, водоеме, море, бассейне проводится в присутствии начальника лагеря или старшего пионервожатого, вожатых отрядов и воспитателей (тренеров-преподавателей), медицинского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию. На берегу должны находиться спасательные средства и сумка первой медицинской помощи.

Вожатый или воспитатель (тренер-преподаватель) заранее выявляет детей, не умеющих плавать. Доплывать до знаков ограждения зоны плавания разрешается детям, умеющим плавать, остальные — купаются у берега, при этом глубина воды должна быть не выше груди ребенка.

Разрешается пребывание в воде одновременно не более одной группы (10 детей). Один из вожатых (воспитателей, тренеров-преподавателей) находится у знаков ограждения в водоеме, другой наблюдает с берега за купающимися детьми. Пионеры и школьники во время купания обязаны точно и быстро выполнять все распоряжения и указания взрослых, ответственных за проведение купания. Перед входом в воду и при выходе из воды вожатый (воспитатель, тренер-преподаватель) проверяет наличие детей.

Обучение детей плаванию проводится инструктором по плаванию в соответствии с организационно-методическими указаниями по фи­зическому воспитанию в детских оздоровительных лагерях.

Во время купания детей в душе, бане присутствие медработника, вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя) отряда обязательно.

3. ^

Прогулки на катерах (шлюпках, лодках) допускаются только с разрешения начальника лагеря в тихую безветренную погоду. Категорически запрещается пользоваться неисправными плавательными средствами, а также перегружать катера (шлюпки, лодки), вставать на сиденье, сидеть на борту, свешивать ноги за борт, доставать воду, вставать со своего места до полной остановки катера (шлюпки, лодки) у причала (помоста), берега.

^

Туристские походы, экскурсии организуются в соответствии с планом работы и проводятся с разрешения начальника и врача лагеря. Начальник лагеря издает приказ, в котором указываются спи­сок детей, направляемых в поход, время отправления, маршрут и время возвращения группы из похода.

В походном отряде на каждые 15 детей должен быть руководи­тель, который назначается распоряжением начальника лагеря. Он несет ответственность за здоровье и жизнь детей, за правильную подготовку, проведение похода. За подготовку и проведение похода также несут ответственность начальник и врач лагеря.

Во избежание перегрева рекомендуется светлая форма одежды, голову обязательно покрывать шапочкой или косынкой.

Категорически запрещается движение отрядов по шоссе неорга­низованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые.

^

Врач лагеря распределяет детей по физкультурным группам. Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом лагеря. Ответственность за подготовку мест для спортивных занятий и спортивно-массовых мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (тренера-преподавателя) и инструктора по плаванию.

Присутствие медицинского работника на всех спортивно-массо­вых мероприятиях обязательно.

Во время отрядных спортивных тренировок, сборов и других ме­роприятий все школьники должны находиться вместе с вожатым (воспитателем, тренером-преподавателем) на участке лагеря или в помещении, где проводится данное мероприятие. Присутствие во­жатого или воспитателя на утренней зарядке обязательно.

Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении вожатого (воспитателя, тренера-преподава­теля).

При проведении тренировок сборных команд дружины и других дружинных спортивных занятий вожатый должен передать участ­ников из своего отряда работнику лагеря — ответственному за этот сбор.

Во время мероприятий (спартакиады, костры, фестивали, водные праздники, аттракционы, концерты, кинофильмы и др.) с детьми обязательно находятся начальник лагеря, старший пионервожатый, вожатые и воспитатели отрядов (тренеры-преподаватели), медицинские работники. Лица, ответственные за проведение массовых мероприятий, обеспечивают полный порядок, исключающий несчаст­ные случаи среди участников и зрителей.

Категорически запрещается разжигать костры легковоспламеняющимися средствами, устраивать фейерверки, факельные шествия и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара.

^

При занятиях в технических мастерских, кружках, секциях и т.д. руководители кружков несут персональную ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, электроприборов, наличие ограждения рубильников, всех движущихся частей станков, механизмов и др. оборудования, достаточную естественную и искусственную освещаемость рабочих мест, использование материалов, безопасных для здоровья детей. Перед занятиями руководитель кружка инструкти­рует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудова­нием, инструментом, показывает безопасные приемы труда.

^

В период разъезда, как правило, чаще всего встречаются нарушения дисциплины среды детей, невыполнение ими режимных момен­тов и, как следствие, учащение случаев травматизма и заболева­емости. Для предупреждения этого воспитательский, медицинский, обслуживающий персонал лагеря обязаны в последние дни пребы­вания детей в лагере особенно внимательно следить за выполнением режимных моментов.

Готовые к отъезду дети располагаются в определенном месте и подходят к автобусу организованно, когда водитель разрешил посадку. После посадки вожатый, воспитатель (тренер-преподаватель) обязан проверить наличие детей и, убедившись, что все дети на месте, а около автобуса никого нет, дать разрешение водителю трогаться с места.

Примечания: .1. Все сотрудники лагеря должны своевременно пройти медицинский осмотр, дающий право работать в детском учреждении. Без отметки о прохождении медицинского осмотра в санитарной книжке сотрудники к работе в лагере не допускаются,

2. Сотрудники не имеют права оставить территорию лагеря без разрешения начальника.

Литература

1.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1987.

2.«Программа – «Идеал» в школе подготовки вожатых. – стр.15.

3.«Программа организации летнего отдыха детей» стр. 15.

4.«Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха» -стр.12,

5.В помощь вожатому временного детского коллектива, Методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей и подростков, Майкоп 2009.

6.Визитная карточка. Ассоциация исследователей детского движения. — М., 1995. 7.Детские организации — что нового? // Воспитание школьников, 1995. — № 5.

8.Габорко В. А. Игра? Игра! — М., 1958.

9.Григорьев В. М. Игры народов СССР. — М., 1985.

10.Гурьянов Ю. Игры в загадки. — Магадан, 1966.

11.Державин. М. А. Игры-минутки. — Ставрополь, 1966.

12.Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман. — М., 1988.

13.Детское движение: вопросы и ответы. — Кострома, 1994. Иванов И. П.

14.Досуговая деятельность в летнем лагере» - стр.145.

15.Журнал «Воспитательная работа в школе» №2, 2006г.

16.Журнал Д/О, 2006. «Воспитательная система детского оздоровительного лагеря» 17.И.И.Фришман, «Орленок» как особое пространство социально-педагогической работы», А.В.Джеус стр 17.

18.Журнал дополнительное образование и воспитание №4, 2007. «Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре» стр. 8.,

19.Игры — обучение, тренинг досуг/ Под ред. В. В. Петрусинокова. — М., 1994; 1995.

20.Кедрина Т. Я., Большая книга игр и развлечений для детей и родителей.— М., 1992.

21.Кузнецова Л.В. и др. Решаем и планируем вместе. - М., 1997.

22.М.М.Малахова, Н.А. Касаткина, Н.И.Еременко, Л.А.Желтонова «Сценарии общественных праздников и мероприятий», Издательства «Учитель», Волгоград, 2005.

23.Методический центр «Вариант» Кострома 2002.

24.О детях, лете и газете, а также обо всем на свете / Под ред. С. Цымбаленко. — М., 1997.

25.О детях, лете и газете, а также обо всем на свете / Под ред. С. Цымбаленко.-М., 1997.

26.Педагогика. Под ред. П. И. Пидкасистого, М., 1997.

27.Педагогический мониторинг в детском оздоровительном лагере» стр. 131.

28.Песня серебряных горнов. Сборник. — М., 1975.

29.Программа «Дети России». Указ Президента РФ от 18.08.94, № 1696.

30.Программа «Дети Подмосковья». Постановление Правительства Московской области от O8.O4.1996, №18/8.

31.Рекомендации для учителей и организаторов детского досуга по проведению школьных каникул. стр. 144.

32.С.П.Афанасьев, С.В.Коморин, А.И.Тимонин «Что делать с детьми в оздоровительном лагере»

33.Сто творческих конкурсов//Воспитание школьников, 1994. — №4, 5, 6; 1995

34.Страна чудес. Лето / Под ред. А. В, Волохоаа. — М., 1997.

35.Студентам о педагогической практике, — Чебоксары, 1997.

36.Студенту-вожатому отряда в пионерском лагере. — Уфа, 1973.

37.Тематические дни в лагере» стр.139.

38.Финансирование летних лагерей из Фонда социального страхования РФ».

39.Шмаков С. А Уроки детского досуга. — М., 1992.

40.Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1996.

41.Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1987.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Детские воспитательно- оздоровительные функции и задачи.

Автор: Ишонина Рима Анваровна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 310042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Детские воспитательно- оздоровительные функции и задачи."
    ["seo_title"] => string(55) "dietskiievospitatielnoozdorovitielnyiefunktsiiizadachi1"
    ["file_id"] => string(6) "310043"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458912775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(56) "orghanizatsii_fizkul_turno_ozdorovitiel_noi_raboty_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "350587"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476896353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду "
    ["seo_title"] => string(53) "fizkul-turno-ozdorovitiel-naia-rabota-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "121550"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413992952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_innovatsionnykh_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_v_diet"
    ["file_id"] => string(6) "363231"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480275272"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(66) "fizicheskoe_razvitie_doshkolnikov_v_usloviiakh_realizatsii_fgos_do"
    ["file_id"] => string(6) "638977"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1698594704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства