Данный сценарий может быть полезен и педагогам- организаторам, и классным руководителям для подготовки и проведения мероприятий гражданско- патриотической тематики. В нашей школе такие мероприятия ( посвященные дням прорыва блокады Ленинграды, полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады) проводятся ежегодно, так как в школе существует замечательный музей "Самарцы в боях за Ленинград". Данное мероприятие проходило в январе месяце, участвовали в нем учащиеся 5-7 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Авторы: Севостьянова Елена Ивановна, педагог-организатор МБОУ СОШ №175 г.о. Самара; Черкашина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №175 г.о. Самара
Цели мероприятия: 1) формирование высоких нравственных и духовных качеств подрастающего поколения; 2) приобщение учащихся к истории своего Отечества, народа; 3) совершенствование культурологических компетенций учащихся.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Участники: учащиеся 5-7 классов.
Оборудование:
Презентация.
Проектор.
Экран.
Компьютер.
Музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Исполнение песни «Ленинградцы»
--Город Петра — Гордость России и слава, — Устоявший в не слыханном прежде бою, Третий орден тебе Приколола держава На защитного цвета гимнастерку твою.
--В истории — не первая осада, Не первый голод, холод и пожарищ дым; О том, что пережили люди Ленинграда, Теперь все знают — было по плечу лишь им.
-- 27 января 1944 года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.
--Такого дня не видел Ленинград, Нет, радости подобной не бывало. Казалось, что все небо грохотало, Приветствуя великое начало Весны, уже не знающей преград. Гремел неумолкаемо салют Из боевых прославленных орудий, Смеялись, пели, обнимались люди.
--С тех пор прошло много лет, но ленинградцы и защитники города очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград — символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.
-- Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев.
-- За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.
-- Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания.
-- Почти треть жилья стала непригодной для проживания. Общий ущерб от всех разрушений и повреждений составил 26 миллионов рублей.
(читает стихотворение Ю. Воронова «Из писем на Большую землю»): Наш город в снег До пояса закопан. И если с крыш На город посмотреть, То улицы Похожи на окопы, В которых побывать успела Смерть.
Вагоны у пустых вокзалов стынут, И паровозы мертвые молчат, — Ведь семафоры Рук своих не вскинут На всех путях, Ведущих в Ленинград. Луна
Скользит по небу одиноко, Как по щеке Холодная слеза.
И темные дома стоят без стекол, Как люди, Потерявшие глаза. Но в то, что умер город наш, — Не верьте! Нас не согнут Отчаянье и страх.
Мы знаем От людей, сраженных смертью, Что означает: «Смертью Смерть Поправ». Мы знаем: Клятвы говорить не просто.
И если в Ленинград ворвется враг, Мы разорвем : Последнюю из простынь Лишь на бинты, Но не на белый флаг!
-- Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие вдень получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
-- Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. Сейчас «голодные пайки» блокады выставлены как экспонаты в Музее истории Ленинграда.
-- В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
--Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было -41, за водой ходили, к Неве.
(читает отрывок из стихотворения О. Берггольц «Февральский дневник»): Скрипят полозья в городе, скрипят... Как многих нам уже недосчитаться! Но мы не плачем: правду говорят, Что слезы вымерзли у ленинградцев. Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. Нам ненависть заплакать не дает. Нам ненависть залогом жизни стала: Объединяет, греет и ведет. О том, чтоб не прощала, не щадила, Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу, Ко мне взывает братская могила На Охтинском, на правом берегу.
-- Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Сердце его бьется! Совестью блокадного города называли замечательную поэтессу Ольгу Берггольц. Уже после войны Константин Шевелев посвятит ей следующие строки... (читает стихотворение К. Шевелева): В пустых Сырых квартирах Ленинградцев, Когда Стук метронома Замолкал, Твой голос — Сострадания И братства, — Как пробужденье к жизни, Вновь звучал. Негромкий Запинающийся голос Блокадницы — Такой же, Как и мы, Переносившей все: Обстрелы, Голод И холод Нескончаемой зимы.
--И все же никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.
-- Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6-7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.
--Дорогой жизни шел к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги.
-- По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
-- Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.
--У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.
--Тот, кто меня слушает, должен понять, Что это серьезное дело: Мальчишка, как ты, не хотел умирать, А чтобы рабочий паек получать, Вставал он к станку неумело. Рядом стояли такие ж, как он. Но дело не только в краюхе, А в братстве, и в чести, и в духе.
История того страшного блокадного времени не только в воспоминаниях, написанных книгах. История в письмах, которые шли на фронт и возвращались в город на Неве. История в рассказах и песнях...
--Когда, ворча измученно и зло, Война давала людям передышку И прекращался лай натруженных стволов, На дальних рубежах устало гасли вспышки, Смолкал разгорячённый автомат И тишина наваливается грузом —
Тогда о песне и шутке вспоминал солдат
--На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить.
Сценка "Два солдата" (два солдата сидят возле костра и ведут беседу).
1 солдат
- А я расскажу, как я однажды за "языком" ходил.
Вот сижу я, значит, братцы. Под покровом темноты. Слышу шорох. Вижу братцы, Немец лезет,
2 солдат
- Но, а ты?
1солдат.
- Но, а я конечным делом, Притаился меж сосён, Белый снег, и я, весь в белом. Жду бандита...
2 солдат
- Но, а он?
1 солдат
- Ну а он. Ползёт по лесу. Только вижу, я братцы. Много, в том фашисте весу, Как бугай он...
2 солдат
- ну а ты?
1 солдат.
- Ну, а я по весу муха, как полезешь на рожон? Ах ты, думаю, поруха, Как с ним сладить?
2 солдат
- Ну, а он?
1 солдат- Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я братцы, Брюхом он лежит на ложе, Снег глубокий...
2 солдат:
Ну, а ты?
1 солдат.
- Ну, а я решил упрямо; Взять живым его должен, Автомат наставил прямо. Будь что будет...
2 солдат
- Ну, а он?
1 солдат.
- Ну, а он совсем уж рядом, Норовит вильнуть в кусты. Водит, вижу, волчьим взглядом. Подползает...
2 солдат
- Ну, а ты?
1 солдат
- Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком. И на фрица, на верзилу, Прямо с маху сел верхом. "Хальт", - кричу, - не то стреляю! Ходу, чертова душа! И к затылку приставляю, Свой заветный "пэ-пэ-ша".
2 солдат
- Ну, а он?
1 солдат
- Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец, И повёз меня он, братцы, Как хороший жеребец. Ох, уж утром было смеху! Из лесочка под уклон Так на пленном я и въехал …В свой гвардейский батальон!
( на фоне музыки) -- После разгрома фашистских войск на Волге 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца, где расстояние между нашими обоими фронтами было 12-15 километров.
-- Соединение наступающих войск ожидалось в центре Синявинских болот. Рано утром в 9 часов 30 минут советская артиллерия открыла огонь по врагу. 67-я армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели!
--И первой победы отрада Сияла на лицах бойцов. Мы доняли: у Ленинграда Разорвано нами кольцо.
--Через 6 дней кольцо блокады было прорвано. Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом; прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий. --Бессмертен подвиг Ленинграда! Но такова его цена, Что лучше детям знать не надо Слова «блокада» и «война». Но надо знать, что до салюта Над Питером, над невским льдом Пришлось всем круто, ох, как круто Под, страшным вражеским огнем.
-- Мы, молодое поколение, помним и чтим подвиг ленинградцев. Спасибо вам, ленинградцы блокадных дней, за подвиг, за то, что вы отстояли город от фашистских полчищ. Мы будем достойны вас! --Мы не слышали взрывов, грохота, Мы не видели эту блокаду, Но мы знаем, как трудно было Осажденному Ленинграду. -- (читает стихотворение О. Чупрова «Прости, Ленинград...»): Я в море людском Иду Пискаревкою снова, Где Вечная Скорбь Торжественна так и сурова. И горе, и гнев — Мне с ними вовек не расстаться! Шепчу, побледнев: «Простите меня, ленинградцы...» Кладу я в тиши Цветы на гранитные плиты. А брат мой лежит, Под самым Берлином зарытый! Мечтал он, солдат: «Как только добудем Победу — Тогда в Ленинград, Хоть на день, но все же приеду» А люди идут, И нет в этом море отлива! У всех на виду Стою в стороне молчаливо. Стою, как солдат, За брата принявший награду! Прости, Ленинград, Что не был с тобою в блокаду.
--Прошу всех встать и почтить память погибших МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.
(Показ видеофрагмента)
Танец «Птицы».
-- Память о погибших ленинградцах обязывает нас ко многому.
--Мы будем примером для других в учебе и в работе.
-- Мы будем честны и справедливы.
-- Мы будем борцами за правду и счастье. -- Мы сделаем все, чтобы война не повторилась. (читает отрывок из поэмы 3. Шишовой «Блокада»): Стой, как стоял, наш город величавый, Над свежею и светлою Невой, Как символ мужества, как воплощенье славы, Как разума и воли торжество!