Просмотр содержимого документа
«Права и свободы человека и гражданина»
Тема: ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
Цели урока:
1. Сформировать у студентов представление о сущности прав и свобод человека, их важности и необходимости в современной жизни.
2. Подвести студентов к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала.
3. Представлять и обобщать учебную информацию.
1. Обучающая цель:
• показать, что права и свободы одно из условий, достижения
счастья человеком;
• раскрыть гарантии прав и свобод человека, их сущность и
содержание;
• сформировать навыки делать выводы, обобщать и систематизировать
информацию.
2. Развивающая цель:
• развивать у учащихся умение искать информацию из разных
источников;
• формировать их познавательную активность и творческое мышление;
• способствовать развитию уважения к своим и чужим правам и
свободам
3. Воспитательная цель:
• воспитать чувство ответственности за свои действия и поступки;
• стремление к сотрудничеству.
К концу урока учащиеся смогут:
• связно и логично излагать свои мысли;
• систематизировать информацию, используя различные формы;
• находить и использовать дополнительную информацию;
• произойдет развитие навыков практической и аналитической
деятельности, творческого мышления;
• сотрудничать с учащимся группы.
Оборудование урока:
Всеобщая Декларация прав и свобод человека,
Конституция РФ.
Эпиграф: «Свобода возможна лишь
в той стране, где право
господствует над
страстями».
(Ж. Лакордер).
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок-лекция-диалог
Понятия: Свобода человека, права человека, геноцид, апартеид, расизм,
национализм.
Материалы к уроку: Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1.Это сладкое слово «свобода».
2. Идея прав человека в истории.
3. Права и свобода человека в Конституции РФ.
4. Нарушение прав и свобод человека.
Еще Пушкин писал:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
души прекрасные порывы.
Вопрос: Так что же такое «свобода»?
Мини – тренинг: «Говорящая цепочка». (Учащиеся по очереди пытаются продолжить фразу: «Для меня свобода – это ….»).
Вопрос: Равнозначны ли понятия «свобода» и «вседозволенность»?
Заполните предложенную таблицу.
Когда мы свободны
Когда мы не свободны
в экономике
Когда мы имеем свободу и материальный достаток.
В политике
Когда мы не знаем все программы и политические взгляды лидеров партий.
В образовании
Свобода – это естественное состояние человека, состояние независимости, высшая ценность, отсутствие каких либо ограничений.
Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств, со свободой человека связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения. Одно из значений слова «воля» как раз предполагает способность человека делать этот выбор и осуществлять его своими действиями, своими усилиями. С помощью воли человек преодолевает препятствия к достижению цели, заложенные в нем самом, - лень, страх. Это внутренние препятствия к достижению цели, к осуществлению свободного выбора.
Но в русском языке слово «воля» является также синонимом слово «свобода». «Душно! Без счастья и воли ночь бесконечна длинна» писал Н.А. Некрасов. И слово «воля» употреблено здесь в смысле свободы, т.е. отсутствия внешних препятствий для выбора цели и ее достижения.
Вопрос: Приведите примеры из истории России и других государств того, как люди боролись за свободу?
Обратим внимание на два условия осуществления свободы. Во – первых, человек делает выбор «на свой страх и риск», на него ложится полная ответственность за то, как он воспользовался свободой.
Во вторых, свобода одного не должна вредить свободе и интересам других людей.
Вопрос: Является ли свобода одним из прав человека?
Вопрос: Выберите из следующих мыслей те, которые соответствуют духу
прав человека:
свобода есть возможность делать все, что мне хочется;
свобода есть право делать все, что дозволено законом;
свобода есть независимость от норм, установленных людьми;
свобода есть независимость от заветов бога;
свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
Вопрос: Как государство гарантирует свободу?
Итак, понятие «свобода человека» и «право человека» тесно связаны между собой. Еще с древних времен мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы. Оно как бы определяет ту границу, за пределами которой не может выходить, с одной стороны, человек в своих действиях, а с другой стороны, государство в своем воздействии на человека как гражданина.
Право есть то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Оно есть установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению друг к другу, обществу и государству.
Вопрос: Какие еще документы о правах человека в мировой практике вы
знаете?
Вопрос: А какие правовые нормы регулировали права человека в дореволюционной России? Мы рассматривали их в начале курса.
Проведем правовой диктант:
Годы
Правовые положения
1497г
……………………………
1550г
……………………………
1649
……………………………
1711
…………………………….
1722
…………………………….
1802
……………………………
1845
……………………………
1890
………………………………
1905
………………………………..
12.11.1917
………………………………..
По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что если права
человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, то и весь мир может быть легко вовлечен в новый кровавый конфликт. Вот почему страны - победительницы вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций. Один из важнейших документов,
вобравших в себя многовековые чаяния людей во всех уголках планеты - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.
Вопрос: Из предложенного варианта статей назовите три, которые вы бы предложили для вновь создаваемого государства. Проанализировав предложенные права, составляем таблицу.
Общие права
Различные права
Вопрос: Сравните предложенные права со статьями Конституции России (1993г).
В Конституции РФ закреплены основные права и свобода человека и гражданина. И, исходя из предварительного анализа, мы установили, что Российская Федерация гарантирует права и свободы согласно общепризнанными принципами и нормам международного права.
Употребление в законодательстве применительно к личности двух терминов -«человек» и«гражданин» имеет глубокий смысл. Каждый человек как высшее создание природы, высшая ценность общества и государства вправе иметь достойное существование, иметь права. Права человека – совокупность норм, закрепленных в международных пактах и законодательстве государства, фиксирующих охраняемые и обеспеченные государствами возможности достойной жизни человека. Поэтому человеку должны принадлежать неотъемлемые права и свободы, т.е. личные.
Вопрос: Найдите в конституции и назовите личные права и свободы.
Гражданин является политической личностью, поэтому ему принадлежат политические права.
Вопрос: Назовите их?
В системе основных прав и свобод человека и гражданина важнейшая роль принадлежит социально - экономическими правами и свободами. Они способствуют созданию социальных и материальных условий жизнедеятельности личности.
Конституция РФ рассматривает права и свободы человека в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личность, выдвигая на первый план личность, уважение к личности и ее защита является неотъемлемым атрибутом конституции государства, его обязанностью.
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой к решению проблем правового регулирования статуса человека и гражданина. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является правовой защитой общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Однако, в современных условиях, когда катастрофически растет преступность, миллионы людей остаются за чертой бедности, массовых характер приобретает нарушение прав человека в различных сферах. Формой вопиющего унижения человеческого достоинства является ограничение прав по признакам, не зависящим от самого человека.
Нарушения прав и свобод человека столь же многообразны, как и
его жизнь и деятельность. Есть жестокие и циничные, варварские нарушения прав жертвами этих нарушений прав человека становятся многочисленные
группы людей, а подчас и целые народы.
Вопрос: Назовите эти нарушения прав и свобод человека.
Эти нарушения изначально преступны. Они тесно связаны между собой, мотивы их совершения родственны.
Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым,
национальным, религиозным, политическим и иным мотивам. Вопрос: Приведите примеры геноцида в истории человечества.
Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, при которой практикуется раздельное проживание групп населения по расовой принадлежности.
Ранее эта форма дискриминации была представлена в ЮАР по отношению к цветному населению. Сегодня ситуация здесь изменилась к лучшему. Однако в Эстонии и Латвии русскоязычное население, не получившее эстонского гражданства подвергается явной дискриминации в политической области.
Расизм - состоит в обосновании неравенства человеческих рас, решающего влияния расовых различий на историческом развитии народов, преобладание одних рас над другими. Расизм бывает белый, черный, «краснокожий» и другой в зависимости от того, представители какой расы отстаивают свое преимущество. Отношение и чувства, подобные расистским, но на уровне наций, носят название национализм.
Национализм проявляется значительно чаще, чем расизм. И этому есть то объяснение, что для многих любовь к своему народу сводится к гордости своей нацией, ее особыми качествами, особым назначением.
Вопрос: Приведите пример из истории нашей страны.
За последние годы в решении проблемы прав и свобод человека ,достигнут несомненный прогресс.
Вопрос: Назовите организации, целью работы которых является защита прав и свобод человека. Перечислите видных деятелей из отечественной и мировой истории, которые борются за права человека и гражданина.
За последние годы в России в решении проблемы прав человека достигнут несомненный прогресс. В связи с этим особое значение приобретают вопросы защиты прав и свобод граждан. Гражданин должен знать не только свои права (наряду с обязанностями), но и пути и способы их защиты.
Задание на дом: Попытайтесь составить Декларацию своего учебного заведения, включив в нее необходимые права и обязанности.