Просмотр содержимого документа
«Урок с применением технологии проблемного диалога»
Технология проблемного диалога Тема: Мудрые притчи о счастье. Древняя притча «Счастье».
Цель: формирование навыков анализа притчи с учетом жанровых особенностей.
Задачи: Образовательные:
Раскрыть понятие притчи как жанра литературы.
Развивающие:
1. Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся.
2.Продолжить формирование умений анализа художественного произведения.
3. Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.
4. Способствовать развитию языкового чутья и воображения.
Воспитательные:
Развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать притчу. Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учиться подтверждать аргументы фактами. Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: • по источнику знаний: словесный, наглядный; • по уровню познавательной активности: частично-поисковый; Тип урока: урок формирования новых знаний. Оборудование: карточки с теоретическим материалом по теме урока.
Ход урока
1) чтение текста учащимися
Притча«Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
2)Анализ первичного восприятия текста.
Определение темы, проблематики притчи.
3)Общее знакомство с жанром притчи.
- К какому жанру можно отнести эту миниатюру?
- Притча.
-В чём особенность жанра «притча»? (назидательная, поучительная проза, имеющая мораль).
-Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Иносказание - изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.
- Как вы считаете, какие проблемы поднимают авторы притч? (моральные, нравственные, философские)
- С какой целью люди сочиняли и сочиняют притчи?
-Они помогают понять, что истинно, а что ложно в жизни. В притчах скрыты определенные идеи, которые должен постигнуть человек. В них люди из поколения в поколение передают свой жизненный опыт.
- Чему учит эта притча?
-Эта притча об ответственности человека за свою судьбу. Счастье каждого – в собственных руках.
- Понравилась ли вам притча? Почему?
-Какие чувства она вызвала в вас?
-Значение каких слов вам было непонятно?
-Соответствует ли тема текста заглавию?
-Любая притча имеет глубокий смысл, но каждый для себя берёт что-то своё. Например, этот текст можно трактовать по-разному: Есть тайна. И понять притчу, расшифровать её внутренний план оказалось намного сложнее.
Историческая справка
Тайна – важная отличительная черта притчи. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями, аллегориями, загадками. А на Руси притчи имеют библейское происхождение. «И учил их притчами…» Так говорится в Евангелии о проповеднике Иисусе. Странствуя по селениям, городам не мудреными речами он учил людей Добру, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.
- Теперь попробуйте дать определение притчи, коснувшись и формы, и содержания. Притча (слав. Притъка - случай) – небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.
3)Работа с пословицами и поговорками.
«Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.»
«Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут».
4)Подведем итог.
Так что же на самом деле притча? - Притча всегда поучительна.
- Притча – это одновременно и мудрость и путь к мудрости.
- Притча – это слово. Недаром в одном из своих стихотворений советский поэт Вадим Сергеевич Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае притчи, обладает невероятным могуществом.