kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока на тему "Нравственные идеалы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему "Нравственные идеалы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Нравственные идеалы"»

Тема урока:  Нравственные идеалы.

Цель: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей.

Задачи:

 Обучающая:

-Формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний. 
Развивающая: 
- Развивать умение давать  характеристику герою,

 - Совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
- Способствовать развитию умения работать в микрогруппах. 
Воспитательная: 
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей, , на примере устойчивых норм-образцов нравственного поведения богатырей,

 Виды деятельности: беседы, комментированное чтении. Устный рассказ на тему, работа с иллюстративным  материалом, самостоятельная работа в группах, подготовка к творческой беседе с членами семьи.

Формы работы:  групповая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Основные термины: Богатырь.  Правила честного поединка.

Оборудование: проектор, компьютер, памятки написания синквейна

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашней деятельности

Прочитать притчу и ответить на вопросы      (Приложение 1)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

Приложение 2.

 –– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? «Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.

Что такое, по-вашему, совесть?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

Именно совестливый человек – это тот человек, который поможет нам сегодня отправиться в путешествие, где  мы познакомимся с русскими богатырями, которые воплотили в себе  всё лучшее, что касается нравственных идеалов.

3.Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых знаний.

И отправимся мы в путешествие необычное.

Да не за сто вёрст, не за тысячу,

А за тысячу ЛЕТ против времени.

Мы отправимся  в русскую старину…

( слайд 2).

Тогда Русь была молода

И не так, как сегодня, сильна,

Вороги  вокруг нее кружилися

И напасть на Родимую стремилися…

Ворог землю  нашу содрагал,

Кто же ее защищал? (ссылка № 4 )

(Богатыри).

Этап  усвоения новых знаний:

- Кто же такие богатыри?

- Попробуйте сформулировать нравственный образ  богатыря. Работать будем в постоянных группах.(Работа по методике Гайд парк.) Вам выдаются 5 стикеров на группу. На каждом  напишите, каким характером, качествами , по вашему мнению, должен обладать богатырь. Затем,  по одному  из каждой группы выходят и размещают  свои стикеры на «богатырском древе».  ( Если будет повтор  - учитель зачитывет слова, не повторяясь.)

Предполагаемые слова: мощь, сила, мудрость, любит свою Родину и честно ей служит, храбрый, смелый, отважный, справедливый…

(создание богатырского дерева с использованием  технологии Гайд парк.)

Давайте обратимся к толкованию  слова из словаря  Владимира Ивановича Даля   и сравним с нашим образом. Насколько мы оказались близки к понятию.

1) Чтение из словаря  В.Даля.(выносится на доску на слайде)

Словарь   Владимира Ивановича Даля (писатель, врач, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») (1801-1872)  - гласит : Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

Итак, богатыри- воины,  подвиги и заслуги которых перед Землей Русской  дошли до наших времен.

Через какой   жанр литературного произведения  мы узнаём  о подвигах богатырей ?  (былины)

Что такое былина? 

Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!( ссылка 5..)

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

( Чувство торжества, гордости за свою Родину.)

Обсуждение темы урока с учащимися:

Сегодня мы с вами поговорим о нравственных идеалах.(слайд 6)

Как вы понимаете тему урока? ( ответы детей)

Как вы считаете, можно ли сказать, что  русский богатырь – это и есть нравственный идеал?

Каких русских богатырей вы знаете? Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, князь  Александр Невский….

Чем они занимались, мы узнаем из учебника, прочитав 1, 2, и 3 абзацы на стр.50.( самостоятельное чтение) Слайд 7.

Вслушайтесь в слово «богатырь». От какого слова оно произошло? Оказывается, от слова «богатый», т.е. «ходит под Богом» , «Богом данный дар». Каков же дар дан каждому из них? ( Одному- сила, другому – ум, третьему- доброта.)Все вместе делает человека поистине богатым и сила, и ум, и доброта. Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине? (  Величавую, богатырскую...)

Послушайте  фрагмент из оперы М. Глинки  « Руслан и Людмила» - «Марш Черномора» и сопоставьте её с вашими предположениями (ссылка 5)

Что вы представляли, когда слушали музыку?

В какие времена жили  богатыри?

А можно ли встретить сейчас богатырей?

Физмин.( Богатыри)-(ссылка 6)

Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Велико наше отечество – Русская Земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины:

    1. Кто такие защитники Отечества?
- это люди которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее

2. Каких защитников Отечества Вы знаете

- Русские богатыри: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец

- Русские князья: Дмитрий Донской и Александр Невский.

- Русские полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.

Работа с учебником с 50 ( портрет А. Невского)

Каким изобразил Александра Невского художник Корин?

(Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.)

Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю.

А сейчас есть у нас  богатыри? Конечно – это ваши  дедушки, отцы и братья. Они – защитники Отечества.

А какие правила помогали защитникам Родины для применения силы?

Работа с учебником, стр.50(с 4-го абзаца), 51 «Правила честного поединка»

Вывод: Только победа без хитрости и подлости делала честь воинам и прославляла их.

Индивидуальная работа.

Работа по технологии  Гайд - парк.

На столах у вас лежат 2 листа бумаги. Обведите на листе свою руку и напишите на каждом пальчике, какими бы нравственными качествами  вы хотели обладать?.

5.Подведение итогов.

 Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На столах у каждой группы - памятка написания синквейна.

 Н : Синквейн

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока на тему "Нравственные идеалы"

Автор: Рыжик Марина Сергеевна

Дата: 11.06.2022

Номер свидетельства: 609479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Технологические карты уроков"
    ["seo_title"] => string(34) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "262892"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449422309"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и ОРКСЭ «Добро и зло»  4 класс."
    ["seo_title"] => string(95) "tiekhnologhichieskaiakartaintieghrirovannoghourokalitieraturnoghochtieniiaiorksedobroizlo4klass"
    ["file_id"] => string(6) "318195"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460537549"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "А. М. Горький  «Песня о Соколе», 8 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "a-m-gor-kii-piesnia-o-sokolie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431497742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства