- Совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса. - Способствовать развитию умения работать в микрогруппах. Воспитательная: - Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей, , на примере устойчивых норм-образцов нравственного поведения богатырей,
Виды деятельности: беседы, комментированное чтении. Устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа в группах, подготовка к творческой беседе с членами семьи.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.
Основные термины: Богатырь. Правила честного поединка.
2.Обсуждение результатов выполнения домашней деятельности
Прочитать притчу и ответить на вопросы (Приложение 1)
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
Приложение 2.
–– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
– Как бы вы озаглавили этот рассказ? «Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.
Что такое, по-вашему, совесть?
– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
Именно совестливый человек – это тот человек, который поможет нам сегодня отправиться в путешествие, где мы познакомимся с русскими богатырями, которые воплотили в себе всё лучшее, что касается нравственных идеалов.
3.Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых знаний.
И отправимся мы в путешествие необычное.
Да не за сто вёрст, не за тысячу,
А за тысячу ЛЕТ против времени.
Мы отправимся в русскую старину…
( слайд 2).
Тогда Русь была молода
И не так, как сегодня, сильна,
Вороги вокруг нее кружилися
И напасть на Родимую стремилися…
Ворог землю нашу содрагал,
Кто же ее защищал? (ссылка № 4 )
(Богатыри).
Этап усвоения новых знаний:
- Кто же такие богатыри?
- Попробуйте сформулировать нравственный образ богатыря. Работать будем в постоянных группах.(Работа по методике Гайд парк.) Вам выдаются 5 стикеров на группу. На каждом напишите, каким характером, качествами , по вашему мнению, должен обладать богатырь. Затем, по одному из каждой группы выходят и размещают свои стикеры на «богатырском древе». ( Если будет повтор - учитель зачитывет слова, не повторяясь.)
Предполагаемые слова: мощь, сила, мудрость, любит свою Родину и честно ей служит, храбрый, смелый, отважный, справедливый…
(создание богатырского дерева с использованием технологии Гайд парк.)
Давайте обратимся к толкованию слова из словаря Владимира Ивановича Даля и сравним с нашим образом. Насколько мы оказались близки к понятию.
1) Чтение из словаря В.Даля.(выносится на доску на слайде)
Словарь Владимира Ивановича Даля (писатель, врач, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») (1801-1872) - гласит : Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
Итак, богатыри- воины, подвиги и заслуги которых перед Землей Русской дошли до наших времен.
Через какой жанр литературного произведения мы узнаём о подвигах богатырей ? (былины)
Что такое былина?
Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.
Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову!( ссылка 5..)
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
( Чувство торжества, гордости за свою Родину.)
Обсуждение темы урока с учащимися:
Сегодня мы с вами поговорим о нравственных идеалах.(слайд 6)
Как вы понимаете тему урока? ( ответы детей)
Как вы считаете, можно ли сказать, что русский богатырь – это и есть нравственный идеал?
Каких русских богатырей вы знаете? Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, князь Александр Невский….
Чем они занимались, мы узнаем из учебника, прочитав 1, 2, и 3 абзацы на стр.50.( самостоятельное чтение) Слайд 7.
Вслушайтесь в слово «богатырь». От какого слова оно произошло? Оказывается, от слова «богатый», т.е. «ходит под Богом» , «Богом данный дар». Каков же дар дан каждому из них? ( Одному- сила, другому – ум, третьему- доброта.)Все вместе делает человека поистине богатым и сила, и ум, и доброта. Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине? ( Величавую, богатырскую...)
Послушайте фрагмент из оперы М. Глинки « Руслан и Людмила» - «Марш Черномора» и сопоставьте её с вашими предположениями (ссылка 5)
Что вы представляли, когда слушали музыку?
В какие времена жили богатыри?
А можно ли встретить сейчас богатырей?
Физмин.( Богатыри)-(ссылка 6)
Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Велико наше отечество – Русская Земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины:
1. Кто такие защитники Отечества? - это люди которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее
2. Каких защитников Отечества Вы знаете
- Русские богатыри: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец
- Русские князья: Дмитрий Донской и Александр Невский.
- Русские полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.
Работа с учебником с 50 ( портрет А. Невского)
Каким изобразил Александра Невского художник Корин?
(Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.)
Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю.
А сейчас есть у нас богатыри? Конечно – это ваши дедушки, отцы и братья. Они – защитники Отечества.
А какие правила помогали защитникам Родины для применения силы?
Работа с учебником, стр.50(с 4-го абзаца), 51 «Правила честного поединка»
Вывод: Только победа без хитрости и подлости делала честь воинам и прославляла их.
Индивидуальная работа.
Работа по технологии Гайд - парк.
На столах у вас лежат 2 листа бумаги. Обведите на листе свою руку и напишите на каждом пальчике, какими бы нравственными качествами вы хотели обладать?.
5.Подведение итогов.
Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На столах у каждой группы - памятка написания синквейна.