Этапы урока | Ход урока | Примечания |
Этап мотивации к учебной деятельности. | Ребята, сегодня у нас урок –проект. Каждая группа представит его в конце урока. Давайте вспомним некоторые моменты наших уроков, эти знания пригодятся нам для проектов. | Орг. момент |
Этап актуализации знаний. | Объясните своими словами смысл пословицы: «Не ищи правды в других, коли её в тебе нет» «Живи для людей, поживут и люди для тебя» Мы часто встаем перед выбором: как поступить? Помочь маме или пойти гулять? Делать уроки или пойти погулять? Сказать правду или промолчать? Легко ли принять решение? От чего зависит ваш выбор? | Учащиеся объясняют пословицы. Вывод: принимать решение не просто, но надо поступать по совести. |
Операционно-поисковый этап. | Перед вами выбор. Надо поставить слово « ДА» к тому качеству, которое помогает человеку, на ваш взгляд, поступить по совести, в других случаях «НЕТ» Вспыльчивость Торопливость Безразличие Аккуратность Честность Лживость Уважение к людям Уважение к себе - Можно сказать, что поступать по совести это справедливость? Что такое справедливость или несправедливость? | Дети выполняют задание Ребята приводят примеры и делают вывод: есть моральные отношения между людьми они помогают нам поступать по совести. |
| Люди на земле появились очень давно и появились понятия добро изло, а вместе с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? - Какое древнее правило регулировало отношения людей? «не делай другому того, чего не желаешь себе» Конфуций | Дети обсуждают вопросы в группах и дают ответы (на доске) «Золотое правило нравственности» |
| –Мы все разные, у вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все вы вместе – часть общества, правового общества, поэтому у вас одинаковые …права. Как называется документ, в котором записывают права и обязанности людей нашего государства? (конституция) А вот права всех людей записаны во «Всеобщей декларации прав человека». Декларация – международно- правовой документ, принят 10 декабря 1948г. Генеральной Ассамблеей ООН. В нем говориться, что все люди должны знать свои права и обязанности. Как вы думаете, а у детей есть свои права? Конечно, есть! И записаны они в «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Каждый ребенок должен знать свои права. Но не менее важно знать свои обязанности. -Эти документы называют правовыми, как вы думаете почему? | Знакомство детей с правовыми документами. Вывод: Право – это правило, по которому живут люди. Эти правила охраняются государством. Законы – это правила, которые устанавливает государство . Их должны выполнять все граждане страны. |
| На основании 54 статьи Конвенции каждый ребенок имеет право: Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинское обслуживание. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на заботу и воспитание родителями. Право на защиту от оскорблений, грубого обращения. - Вы пользуетесь этими правами? | Вывод: никто не имеет права обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать, мешать учиться, отдыхать, получать медицинскую помощь. |
| - На предыдущих уроках мы говорили, что права должны быть уравновешены с …. обязанностями. Может быть кто-то знает как называется документ в котором прописаны права и обязанности школьника? Ученики обязаны: Говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? | Это устав школы. Вывод: Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав. |
Оценочно- рефлексивный этап | – Сейчас вам предстоит творческая работа в группах. Работа над созданием проекта «Кодекса класса» в группах. 1 группа в виде рисунков – знаков создает памятки о правах ребенка. 2 группа работает над обязанностями школьника. 3 группа выберет из предложенных правил приемлемые для нашего класса. Представление проектов группами. | Работа в группах |
Психотренинг | В группах взяться за руки, глядя на соседа сказать: «Я уважаю твое право на…. И не буду …..», используя права в с 54 Конвенции. | |
6. Итог урока | - Что открыли нового для себя сегодня на уроке? С какими документами познакомились? Какой вывод сделаем из нашего разговора? Главный закон жизни – поступать по совести. Я – человек. Живу среди людей, Тех, у которых множество идей, И все должны мы понимать друг друга, Ведь в этом состоит общественного жития наука. Я – человек. И ты. И он ведь человек. Давайте в мире пониманья жить вовек. | Вывод: Несоблюдение обязанностей приводит к беспорядку. Нужно знать свои права и обязанности. Помните – что закон есть не только в документах, но и душе любого из нас. |