Просмотр содержимого документа
«Милосердие - закон жизни.»
Методическая разработка урока
Тема: «Милосердие – закон жизни»
Класс: 4
Тимофеев Кирилл Валентинович, учитель начальных классов
г. Остров
2022 год
Урок составлен на основании авторской программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», рабочей программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор А. И. Шемшурина.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением Шемшурина А.И Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2016;
Компьютер, проектор (по необходимости);
Толковые словари С. И. Ожегова и В. И. Даля;
Тетрадь;
Карточки с буквами: М, И, Л, О, С, Е, Р, Д, И, Е; З, А, К, О, Н; Ж, И, З, Н, Ь;
Карточки с сюжетными картинками (возможно использование мультимедийного оборудования).
Цель: Создание условий для воспитания и формирования основных жизненных ценностей у младших школьников - милосердия и сострадания.
Задачи:
Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях, учить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
Развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку, способствовать воспитанию желания делать выбор в пользу добра;
Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики, формировать желание следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
УУД:
1. Личностные: самоопределение к деятельности, нравственно-эстетическое оценивание.
2. Регулятивные: самоконтроль, самопроверка
3. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество.
1. Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.
2. Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие;
Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела»; окружающий мир, тема «Общество».
Технология: Технология проблемного обучения, сотрудничества, личностно-ориентированная, деятельностная.
Формы работы: на уроке организуется работа в группах, и предлагаемое домашнее задание ориентировано на выполнение в группе или совместно с родителями и членами семьи.
Особенности урока: необходимость организации и проведения урока на хорошо структурированном материале. Использование презентации по теме «Милосердие – закон жизни» нецелесообразно на данном уроке исходя из необходимости более качественной реализации творческого домашнего задания.
1. Организационный момент, включающий:
Мотивация.
1. Организационный момент.
2. Формулирование темы урока, постановка цели.
Цель: мотивация учащихся с целью дальнейшей эффективной работы по теме.
Методы:
- работа учащихся в группах по рядам (3) – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и вывод;
- беседа;
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
1 группа составляет слово: МИЛОСЕРДИЕ
2 группа: ЗАКОН
3 группа: ЖИЗНЬ
Словесное определение значений каждого слова.
- Правило, положение, которое подлежит обязательному выполнению.
- Конституцию.
Организация формулирования темы урока учащимися: «Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю каждой группе собрать слово из букв, лежащих перед вами.
Дайте ваше объяснение значения каждого из слов.
Как эти слова – милосердие, жизнь, закон связаны между собой?
Обратите внимание на слово «закон». Что такое закон?
Какой закон мы называем главным законом страны?
Тема урока: «Милосердие – закон жизни».
А почему же милосердие тоже является законом? Означает ли, что мы обязаны его соблюдать?
Точный ответ на этот вопрос мы найдем в конце урока?
Личностные действия - смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Умение проводить сравнения, устанавливать смысловые связи по заданным критериям.
2. Изучение нового учебного материала.
Цели:
- Выявить, что такое милосердие и сострадание.
- Определить качества, которыми должен обладать милосердный человек.
- Осознание необходимости быть милосердным
Методы:
исследовательская работа учащихся;
беседы;
работа в группах, малых группах;
самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
Задачи:
выяснить историю возникновения понятия «милосердие»
научить применять полученные знания в конкретных ситуациях
Сравнение двух определений.
Работа с толковыми словарями.
Исследовательская работа по группам.
(1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание»).
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.
Милое, сердце.
Доброта, отзывчивость, стремление помочь ближнему.
Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются?
Где можно найти значение этих слов?
- Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.
- Зачитайте значения слов.
- Какие 2 слова «спрятались» в слове милосердие?
Давайте прочитаем о понятии «милосердие» в У. (1-5 абзац, с 90-91)
-Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит,
жалеет.
- Какие душевные качества присущи милосердному человеку?
- Найдите корень в слове сочувствие?
- Какие качества присуще человеку, умеющему чувствовать?
- По результатам чтения у нас получилась вот такая схема: Милосердие - сочувствовать, сопереживать, сострадать. Запишите её в тетрадь столбиком.
- Определите, какое из записанных слов выражает самое сильное чувство? Объясните свой выбор.
Сострадание. Здесь наивысшая степень стремления разделить с другим человеком его чувства.
- Часто ли мы разделяем чувства другого человека?
Для того, чтобы понять это, рядом с записанными словами поставьте вопрос «кому?» И напишите ответы.
Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Прочитайте в учебнике текст, который вам поможет глубже понять понятие «милосердие» - с 91 - последний абзац.
Познавательные универсальные действия, а
также постановка и решение проблемы.
Все слова, названные учащимися, фиксируются учителем на доске.
Схема фиксируется на доске.
С. 91 - последний абзац.
3. Закрепление учебного материала
Цель: Формировать необходимость проявления милосердия в жизни.
Методы:
сообщения и их защита учащимися;
беседы;
работа в группах;
самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
выборка иллюстративного материала, его анализ;
Задача: обобщить материал и сделать выводы о милосердии и состраданииэ
- Варианты, изображённые на карточках 2, 3, 4, 6, 8 можно назвать милосердными.
- Варианты – 1, 5, 7 не подходят под понятие «милосердие».
-Наверное, да.
-Нет. Милосердие, так или иначе сопровождает человеческую жизнь.
Работа в учебнике.
- О милосердии нельзя просто говорить. Милосердие проявляется в делах.
- Перед вами карточки по теме «Милосердие в деле». Сначала самостоятельно, а затем в парах выберите примеры, отображающие милосердные поступки, обсудите их.
- Почему их можно назвать милосердными?
- Почему вы не выбрали варианты - 1, 5, 7?
- Есть ли на карточках те дела, в которых и вы участвовали? Расскажите об этом. Было ли вам трудно? Или легко?
Сколько времени вы потратили?
Вывод : быть милосердным не так сложно. Порой это занимает немного времени.
- Подумайте, каждый ли человек нуждается в милосердии?
- Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью.
- Прочитайте в учебнике на с. 92 о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни.
- Назовите профессии людей. Какие профессии связаны с проявлением милосердия?
- Как проявляется милосердие в этих профессиях?
Кто-то из вас задумывался о выборе профессии, связанной с милосердием? Почему вы решили выбрать именно эту профессию? Я желаю вам, чтобы ваши мечты исполнились.
Коммуникативные действия -
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
(Возможно отображение на мультимедийном оборудовании) - карточки «Милосердие в деле»:
1. Полить цветы в классе.
2. Собрать и передать игрушки в нуждающуюся семью.
3. Помочь в уборке дров пожилому человеку.
4. Организовать и принять участие в празднике для детей в детском доме.
5. Подсказать однокласснику домашнее задание.
6. Ухаживать за больным животным.
7. Угостить мороженым товарища.
8. Посетить заболевшего одноклассника.
Уметь работать с информацией
4. Задание на дом
Цель: осмысление навыков применения золотого правила нравственности в жизни через практическую деятельность.
Домашнее задание
Вспомните и запишите в тетради как можно больше профессий, связанных с милосердием. Выберите из них ту профессию, которая по вашему мнению более всего подошла вам.
Подготовьте сообщение о том, почему вы выбрали именно эту профессию, сделайте рисунок к вашему выступлению.