kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Милосердие - закон жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для воспитания и формирования основных жизненных ценностей у младших школьников - милосердия и сострадания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Милосердие - закон жизни.»


Методическая разработка урока

Тема: «Милосердие – закон жизни»

Класс: 4

Тимофеев Кирилл Валентинович, учитель начальных классов

г. Остров

2022 год





























Урок составлен на основании авторской программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», рабочей программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор А. И. Шемшурина.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением Шемшурина А.И Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2016;

  2. Компьютер, проектор (по необходимости);

  3. Толковые словари С. И. Ожегова и В. И. Даля;

  4. Тетрадь;

  5. Карточки с буквами: М, И, Л, О, С, Е, Р, Д, И, Е; З, А, К, О, Н; Ж, И, З, Н, Ь;

  6. Карточки с сюжетными картинками (возможно использование мультимедийного оборудования).

Цель: Создание условий для воспитания и формирования основных жизненных ценностей у младших школьников - милосердия и сострадания.

Задачи:

  1. Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях, учить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;

  2. Развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку, способствовать воспитанию желания делать выбор в пользу добра;

  3. Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики, формировать желание следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

УУД:

1. Личностные: самоопределение к деятельности, нравственно-эстетическое оценивание.

2. Регулятивные: самоконтроль, самопроверка

3. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество.

4. Познавательные: умение формулировать учебную задачу, проблему, находить информацию, анализировать, строить высказывание, делать выводы.

Планируемые результаты:

1. Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.

2. Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.

3. Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний.

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие;

Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела»; окружающий мир, тема «Общество».

Технология: Технология проблемного обучения, сотрудничества, личностно-ориентированная, деятельностная.

Формы работы: на уроке организуется работа в группах, и предлагаемое домашнее задание ориентировано на выполнение в группе или совместно с родителями и членами семьи.

Особенности урока: необходимость организации и проведения урока на хорошо структурированном материале. Использование презентации по теме «Милосердие – закон жизни» нецелесообразно на данном уроке исходя из необходимости более качественной реализации творческого домашнего задания.


 1. Организационный моментвключающий:

Мотивация.

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель: мотивация учащихся с целью дальнейшей эффективной работы по теме.

Методы:

- работа учащихся в группах по рядам (3) – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и вывод;

- беседа;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1 группа составляет слово: МИЛОСЕРДИЕ

2 группа: ЗАКОН

3 группа: ЖИЗНЬ


Словесное определение значений каждого слова.











- Правило, положение, которое подлежит обязательному выполнению.

- Конституцию.

 Организация формулирования темы урока учащимися: «Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю каждой группе собрать слово из букв, лежащих перед вами.

Дайте ваше объяснение значения каждого из слов.

Как эти слова – милосердие, жизнь, закон связаны между собой?

Обратите внимание на слово «закон». Что такое закон?

Какой закон мы называем главным законом страны?

Тема урока: «Милосердие – закон жизни».

А почему же милосердие тоже является законом? Означает ли, что мы обязаны его соблюдать?

Точный ответ на этот вопрос мы найдем в конце урока?

 

Личностные действия - смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Умение проводить сравнения, устанавливать смысловые связи по заданным критериям.

2. Изучение нового учебного материала.

Цели:

- Выявить, что такое милосердие и сострадание.

- Определить качества, которыми должен обладать милосердный человек.

- Осознание необходимости быть милосердным

Методы:

  • исследовательская работа учащихся;

  • беседы;

  • работа в группах, малых группах;

  • самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

Задачи:

  • выяснить историю возникновения понятия «милосердие»

  • научить применять полученные знания в конкретных ситуациях

 

 Сравнение двух определений.

 

 

 


Работа с толковыми словарями.


Исследовательская работа по группам.

 (1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание»).

 

 Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.


Милое, сердце.

 

 











Доброта, отзывчивость, стремление помочь ближнему.


 

 

 

Сочувствие, сопереживание.

 





 







Работа в тетради.

 

 

 

Сострадание – самое сильное чувство.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сочувствовать - однокласснику; сопереживать - другу; сострадать - сестре.

 

 

 





Работа с текстом учебника

Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются?

Где можно найти значение этих слов?

- Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.



- Зачитайте значения слов.








- Какие 2 слова «спрятались» в слове милосердие?

Давайте прочитаем о понятии «милосердие» в У. (1-5 абзац, с 90-91)

-Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит,

жалеет.

- Какие душевные качества присущи милосердному человеку?

- Найдите корень в слове сочувствие?

- Какие качества присуще человеку, умеющему чувствовать?

- По результатам чтения у нас получилась вот такая схема: Милосердие - сочувствовать, сопереживать, сострадать. Запишите её в тетрадь столбиком.

- Определите, какое из записанных слов выражает самое сильное чувство? Объясните свой выбор.


Сострадание. Здесь наивысшая степень стремления разделить с другим человеком его чувства.

- Часто ли мы разделяем чувства другого человека?

Для того, чтобы понять это, рядом с записанными словами поставьте вопрос «кому?» И напишите ответы.

Давайте послушаем, что у вас получилось.

- Прочитайте в учебнике текст, который вам поможет глубже понять понятие «милосердие» - с 91 - последний абзац.

Познавательные универсальные действия, а

также постановка  и решение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













Все слова, названные учащимися, фиксируются учителем на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Схема фиксируется на доске.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 




































С. 91 - последний абзац.

3. Закрепление учебного материала

Цель: Формировать необходимость проявления милосердия в жизни.

Методы:

  • сообщения и их защита учащимися;

  • беседы;

  • работа в группах;

  • самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

  • выборка иллюстративного материала, его анализ;

Задача: обобщить материал и сделать выводы о милосердии и состраданииэ


 

 

 

 







- Варианты, изображённые на карточках 2, 3, 4, 6, 8 можно назвать милосердными.

- Варианты – 1, 5, 7 не подходят под понятие «милосердие».








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Наверное, да.




-Нет. Милосердие, так или иначе сопровождает человеческую жизнь.


Работа в учебнике.

- О милосердии нельзя просто говорить. Милосердие проявляется в делах.

- Перед вами карточки по теме «Милосердие в деле». Сначала самостоятельно, а затем в парах выберите примеры, отображающие милосердные поступки, обсудите их.

- Почему их можно назвать милосердными?

- Почему вы не выбрали варианты - 1, 5, 7?













- Есть ли на карточках те дела, в которых и вы участвовали? Расскажите об этом. Было ли вам трудно? Или легко?

Сколько времени вы потратили?

Вывод : быть милосердным не так сложно. Порой это занимает немного времени.


- Подумайте, каждый ли человек нуждается в милосердии?

- Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью.


- Прочитайте в учебнике на с. 92 о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни.


- Назовите профессии людей. Какие профессии связаны с проявлением милосердия?

- Как проявляется милосердие в этих профессиях?

Кто-то из вас задумывался о выборе профессии, связанной с милосердием? Почему вы решили выбрать именно эту профессию? Я желаю вам, чтобы ваши мечты исполнились.




Коммуникативные действия -

учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;


(Возможно отображение на мультимедийном оборудовании) - карточки «Милосердие в деле»:

1. Полить цветы в классе.

2. Собрать и передать игрушки в нуждающуюся семью.

3. Помочь в уборке дров пожилому человеку.

4. Организовать и принять участие в празднике для детей в детском доме.

5. Подсказать однокласснику домашнее задание.

6. Ухаживать за больным животным.

7. Угостить мороженым товарища.

8. Посетить заболевшего одноклассника.














Уметь работать с информацией

4. Задание на дом

Цель: осмысление навыков применения золотого правила нравственности в жизни через практическую деятельность.


Домашнее задание

Вспомните и запишите в тетради как можно больше профессий, связанных с милосердием. Выберите из них ту профессию, которая по вашему мнению более всего подошла вам.

Подготовьте сообщение о том, почему вы выбрали именно эту профессию, сделайте рисунок к вашему выступлению.

Чётко оговорить временные рамки представления подготовленного обучающимися задания (0,5 – 1 мин)

5. Рефлексия

- Где пригодятся эти знания?

- Что нового вы узнали для себя?

- Что вы расскажите своим родителям о сегодняшнем уроке?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Милосердие - закон жизни.

Автор: Тимофеев Кирилл Валентинович

Дата: 17.09.2022

Номер свидетельства: 613184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по предмету ОРКиСЭ Тема "Милосердие - закон жизни""
    ["seo_title"] => string(52) "urok_po_predmetu_orkise_tema_miloserdie_zakon_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "561493"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603797385"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация "Десять законов жизни" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-diesiat-zakonov-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "165780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422874092"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Милосердие- закон жизни"
    ["seo_title"] => string(23) "miloserdie_zakon_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "602708"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647793417"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Милосердие и состродание "
    ["seo_title"] => string(27) "milosierdiie-i-sostrodaniie"
    ["file_id"] => string(6) "131137"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416080838"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Социокультурные Истоки. "Милосердие " "
    ["seo_title"] => string(37) "sotsiokul-turnyie-istoki-milosierdiie"
    ["file_id"] => string(6) "110713"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406473991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства