kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по предмету ОРКиСЭ Тема "Милосердие - закон жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  ОРКСЭ  по теме "Милосердие -закон жизни"ставит целью сформировать понятия "милосердие и сострадание", как основу человеческих отношений,облагораживающих жизнь человека.Урок способствует усвоению понятий "долг",, "ответственность", "сострадание", "милосердие", как основных в христианской вре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету ОРКиСЭ Тема "Милосердие - закон жизни"»

Урок по ОРКСЭ 4 класс

Тема «Милосердие-закон жизни.»

Цель: сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;

  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.

  • осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.








Ход урока

Учитель: Ребята, добрый день! Хотелось бы, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

1.Проверка домашнего задания. Мини-сочинение «Почему жизнь священна?»

2. Этап: Вводный (мотивационно - организационный)

Учитель: А сейчас улыбнитесь! Просто так! (Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!». Цель показа мультфильма – пробудить интерес к теме, создать благожелательную обстановку в классе, мотивирующую учащихся к учебной деятельности).

Мультфильм «Просто так!» Вспомнить и сказать вывод: ДЕЛАТЬ ДОБРО ПРОСТО ТАК. Как это ? (бескорыстно, безвозмездно)

Учитель: Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.

Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (Дети отвечают)

Учитель: А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (Дети отвечают). Какое желание?

Учитель: Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить. Наше сердце хочет оказать милость к этому котенку. Что чувствует ваше сердце? (Дети отвечают).

Учитель: Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» означает «услады, удовольствие, радость».

Учитель: А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (\Дети отвечают) (цель – показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие).

Слово «миловать»:

Милая мамочка – мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой (положите руку на сердце), и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете по отношению к своей маме? (Дети отвечают). (Нежность, радость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела).

Учитель: Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятьях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. Миловать – значит дарить приятное для души (цель – показать детям, что чувствует человек, который сам проявляет милосердие).

Слайд №4: слово «милость»:

Учитель: Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.

Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируем тему урока). Тема «Милосердие-закон жизни»

3. Основной Стихотворение «Милосердие»

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!


Слайд №5, №6: слово «милосердие»:

Учитель- Как вы понимаете слово «милосердие»?

4. Работа по новой теме .

Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит.

Как получилось слово «милосердие»?

- Какая часть слова указывает на его основной смысл?

- Корень слова Милосердия

- Назовите его ( Здесь два корня  мил и серд)

- Молодцы! Итак, корень «мил»,  корень «серд»

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»  (Слайд 3)

- Назовите слова с корнем «мил» (милый)

- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)

- Значит милый – это приятный?

- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй ,ласковой, нежной)

Ученик: Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

              - Ребята, назовите еще слово с корне «мил»   (милость)

              - Что думаете о значении этого слова?

        ( Помощь, любовь, жалость, добро)  (слайд 4)

Ученик:

- Если мы любим человека, мы готовы простить ему поступок. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.  (Слайд 5).

- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?

Итак, родственные слова: Милый, милость, помиловать ( Слайд 6)

Учитель: Что такое милосердие, дайте определение этому понятию?

Предполагаемые ответы ( Милосердие— это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо, стремление прийти на помощь).

(Слово прикрепить на доску)

Учитель: Одним словом проявил милосердие. А можно ли потрогать руками, услышать его? Нет, оно живет в сердце человека.  Можно ли его увидеть? Можно, но в поступках, действиях человека.

5. Работа со словарем СЛОВАРЬ -милосердие.

6.Работа по учебнику страница

Молодцы. Тогда разделимся на 3 группы. Первая группа будет искать информацию в учебнике на вопрос «Что такое милосердие?»; вторая группа ищет ответ в учебнике на вопрос «Разницу между словами сочувствовать, сопереживать, сострадать», а третья группа, так же в учебнике находит ответ на вопрос «Какая разница в действиях подать милостыню и проявить милосердие».

- Давайте, послушаем, какие ответы у вас получились.

- Молодцы, вы хорошо поработали.

II. Этап: Основной (информационно - аналитический)

Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует (Дети называют свои варианты ответов).

Учитель: Внимание на экран.

Слайд

Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Кластер «Ромашка»:

Учитель: Какими важными качествами должен обладать милосердный человек? (Дети отвечают) Ответить на этот вопрос нам помогут лепестки ромашки. А можно ли научить кого -то милосердию?

Учитель: Назовите мне высказывания, которые не соответствуют милосердию. Почему вы их вычеркнули? Объясните кратко (Отвечает один человек из пары по цепочке) (Дать из-за боязни показаться другим жадным; подарить то, что самому не нужно; дать в обмен на что-то).

Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.


III Разбор практических ситуаций Дети отвечают: Дела милосердия нужно делать с чистым сердцем и чистой совестью (вывод 1 группы); творить всем, кто нуждается в твоей помощи (т.е. ближним), а не только родным, друзьям или близким людям (вывод 2 группы); дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому они делаются (вывод 3 группы).

Ситуация №2. По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

-Это твоя бабушка?

-Нет! — ответил мальчик.

-Мама? — удивилась подружка!

-Нет.

-Ну, тетя или знакомая?

-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка

Практические задачи:

  1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.

  2. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу.  Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

  3. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

  4. Мальчик хорошо учится, дискотеки, футбол его не интересует, общих интересов с одноклассниками нет, учителя его ставят в пример, а многие ребята по всем этим причинам недолюбливают и позволяют грубые шутки в его адрес. И вот, в коридоре школы при его появлении ваши друзья начинают громко смеяться, вы понимаете, что они неправы. Эти шутки вам не нравятся. Ваша реакция

  5. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет



  1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из

жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________


  1. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

  2. Один из дежурных заболел, другой поторопился на тренировку, третий на английский, четвертый забыл, пятого ждала дома мама. Девочка взялась за уборку одна. Ей нужно поставить стулья, собрать бумажки, вытереть пыль и доску., привести в порядок класс для второй смены. Ваши действия?


             - Как вы поступили бы на месте мальчиков?

             - Где и как вы проявляете доброту?

Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.


3.Я буду стараться в жизни быть милосердным, творить дела добрые с чистым сердцем и чистой совестью всем, кто в этом нуждается (ближним), спасая и радуя себя и тех, кому делаю добро; в этом смысл жизни.

Учитель: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам право выбора, шанс встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней. Как вы думаете: Каких людей больше - добрых или жестоких?(ответ) Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.

Вывод: Спешите делать добро !


Учитель: Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня. Но сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах. Архимандрит Иоанн Крестьянкин сказал замечательные слова: «Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека». Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»

Слайд №13: «спешите делать добро»:

Не стой в стороне равнодушно

               Когда у кого-то беда.

               Рвануться на выручку нужно

               В любую минуту, всегда.  

Если когда-то кому-то

Поможет улыбка твоя

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.


Чтение стихотворения

Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил

Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.  Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. Я дарю каждого из вас в виде сердца, чтобы вы не забывали делать хорошие поступки. И пусть он согревает вас и напоминает о добре, милосердии.


IV . Рефлексия.

Назовите какие дела милосердия вы можете совершать? - Вот в моё детство у нас было принято, причём нас никто не заставлял!, помогать своим отстающим одноклассникам. У вас есть такое? (-Нет.) Вот это очень печально. Потому что мы часто не видим, что другому, тому, кто рядом нужна наша помощь. Надо открыть свои глаза, оглядеться и обязательно увидишь рядом человека, которому ты можешь чем-то помочь. Просто помоги, объясни задачу, и это будет дело милосердия. А вы приходите в школу, и вас интересует только до какого уровня в игре добрался ваш друг! А мы, у которых этих телефонов и планшетов и в помине не было, интересовались в первую очередь, а какой у кого ответ в домашней задаче получился, сколько действий в примере и т.д. Вы не понимаете очень важной вещи, что вся эта техника отдаляет человека от человека. Не сотвори себе кумира! А вы как глупые рыбки заглатываете этот крючок, не понимая, что это путь к одиночеству. Ведь очень может быть, что вам тоже понадобится чья-то помощь, а всем будет не до вас, они будут в телефоне, и даже НЕ ЗАМЕТЯТ, что вам плохо! Как тогда горько и обидно будет!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по предмету ОРКиСЭ Тема "Милосердие - закон жизни"

Автор: Альмухаметова Рима Мухаметзяновна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561493


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства