kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Милосердие- закон жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ученики учатся проявлять милосердие по отношению к ближним. Учатся оценивать поступки окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Милосердие- закон жизни»

i.Технологическая карта урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика»

Класс: 4

УМК: - Школа России

Тема урока: Милосердие- закон жизни

Цели урока:

1.Деятельностная: обеспечить усвоение понятий милосердие, сострадание как основу отношений между людьми.

2.Предметно-дидактическая: - способствовать пониманию учащимися «быть милосердными»;

Задачи:

Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях.
Развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.

Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют устные диалогические высказывания, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.  


Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь проявлять внимание и милосердие.


Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: Открытие новых знаний (ОНЗ)

По способу организации: беседа,  устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

2.Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический

Средства обучения: Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., Просвещение, 2014г.с. 90—93


Ход урока:


Этапы

урока

Методы обучения

УПЗ урока





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Словесныйнаглядный практический

Звучит симфония «Нежность» Шопена

Наш урок мы начнем с «Искорки добра». В одном городе люди умели дарить друг другу добро. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Посмотрите друг другу в глаза и скажите такие слова: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно- я тебе помогу.

И я вам желаю добра и мира!

Дети проговаривают, касаясь по одному пальчику своего соседа, в конце хлопают в ладоши.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

-выражение положительного отношения к процессу познания.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать


II. Мотивация к учебной деятельности

Цель

осознанное вхождение в учебную деятельность.

Словесныйнаглядный

Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

«Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви»

-Как вы понимаете это высказывание? (учит людей любить, чтобы не быть черствыми, потому что таких другие не ценят и не принимают.)






Ведут диалог

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.


III. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Цель повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Словесный

наглядный

Работа с информацией. Прием «Инсерт»

А сейчас вспомним то, что мы с вами узнали на предыдущих уроках .Для этого используем прием «Инсерт».

+ это мне известно

! я этого не знал

? об этом хочется узнать подробней.

(приложение1)

- Что мы уже знаем по этой теме?

- Какую информацию вы дописали?

Посмотрите на выставку ваших работ. О каких качествах вы написали свои сказки?( приложение 2)

Создание проблемной ситуации

Ребята, предлагаю вам посмотреть ролик.

-как поступил мальчик

-каким качеством обладал мальчик?





Работают с информацией




честность, забота, уважение, доброта, любовь…


показ видеоролика


ответы детей


Регулятивные:

- постановка учебной задачи

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

-умение ясно и четко излагать свое мнение. Выстраивать речевые конструкции.

Жетоны в виде белой ромашки

III. Этап

формулирования темы урока, постановка цели

Цели:

организовать работу по определению темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися.

Проблемный

Предлагаю вам составить из букв слово.

Слайд 3 На доске буквы: МОСРИДЕЛЕ


Назовите тему нашего сегодняшнего урока.


Исходя из темы урока чтобы вы хотели узнать?

*что такое милосердие

*все ли люди могут быть милосердными

*как научиться быть милосердным

* какими качествами должен обладать милосердный человек

Цель урока :

  • Узнать определение слова «милосердие»

  • научиться быть милосердным

Каким образом мы будем добывать знания? Что нам поможет в достижении цели?

- слаженность

- умение работать в группах

- умение слушать товарища

Девизом нашего урока станут строки: «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его».


Как вы понимаете слово «милосердие»?


Давайте произнесем слово «милосердие» и выделим корни в нём.


МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)

- Здесь два корня -мил и –серд.

- Какие слова можно образовать от этих корней? Назовите.

- Сердечный, милый, сердце

составляют слово МИЛОСЕРДИЕ

Называют тему «Милосердие»

Задают вопросы:










Высказывания детей









Высказывания детей






Выделяют корни

Называают родственные слова


Оценка

«Лист самооценки»

(приложение 7)

IV. Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.

Цель: открытие детьми нового знания, обдумывание учащимися в коммуникативной форме учебных действий для достижения цели.



Где мы можем найти значение данного слова?

Обратимся за помощью к словарям.

«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». ( Даль)

А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».


Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова)

- Какое из определений вам ближе?

- А кто может быть милосердным?

-А часто ли вы бываете милосердны?


Итак, слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.


Давайте и мы будем милосердны к себе и немного отдохнем.

В словаре





Читает 1 ученик



Читает 2ученик





Читает 3 ученик




Отвечают и обосновывают ответ

(спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей)

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.



Физминутка

Цель: Снятие усталости, напряжения.

Словесный

наглядный

По тропинке доброты вместе мы шагаем.

И про добрые дела мы не забываем.

Всем поможем дружно.

Потому что это нужно.

Добрым быть веселей,

Улыбнись нам поскорей.

Мы в ладоши хлопаем 1,2,3

На наши добрые дела

По смот ри!

Выполняют движения



VI. Реализация построенного проекта ( работа в группах)

Словесный

Наглядный

Проблемный

поисковый


Итак, мы выяснили, что означает понятие «милосердие». А в чем проявляется милосердие?

По отношению к кому проявляют милосердие?

Обратимся к учебнику. Стр. 91.

Опишите ситуацию, изображенную на странице учебника.

- что случилось с дедушкой

- что делает девочка

- почему она отложила свои дела

- какими качествами она обладает

- что девочка поставила на первое место

С каким понятием сравнили Милосердие ? СОСТРАДАНИЕ

Прочитаем об этом на стр.92


Приведите примеры, когда вы сами проявили милосердие и к кому?

-можно ли милосердие считать проявлением человечности?


Как вы думаете кто может проявить милосердие?

И когда оно проявляется?

А нужно ли ждать благодарность за проявление милосердия?


Найдите ответ на стр. 92




Ответы детей


Работа по учебнику




Ведут диалог






Читают текст учебника








Ответы детей


Дети читают стр. учебника

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритма деятельности.

Регулятивные:

умение оценивать свою деятельность.


VII. Первичное закрепление

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами

действий


Подумайте , из чего же состоит милосердие?

Предлагаю объединиться в группы и разгадать кроссворд, который поможет ответить на поставленный вопрос.

(приложение 3)


Сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах.

Надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, но помощь эта должна быть незаметной, бескорыстной, благородной.

Символ милосердия – это сердце.

(приложение 6)

Символ милосердия – красный крест.


Во время войны были сестры-милосердия, которые помогали раненым.

Общество «Российский красный крест» и в настоящее время продолжает свою работу: Это доставка медикаментов, розыск людей, оказание помощи после стихийных бедствий и многое другое.


В мирное время милосердие проявляется не меньше, чем в военное время.


1. В Башкирии в многодетной семье, проживающей в деревне Балтай Туймазинского района, произошло несчастье с самым младшим ребенком.

«Мы благодарны всем, кто уже помогает, кто не остался в стороне. Спасибо, что не оставили нас в такую трудную минуту», — поблагодарила неравнодушных людей мама пострадавшего ребенка.

Компания-резидент инновационного центра «Сколково» изготовила функциональные протезы для Ильназа Давлетова из Башкирии, потерявшего обе руки в результате несчастного случая.

2. Наш класс принял участие в Акции милосердия «Поможем братьям нашим меньшим» ( приложение 5). Участвовали в акции милосердия «Помоги ученику-инвалиду».

3. 18 февраля началась эвакуация жителей ЛНР и ДНР на территорию России. В рамках проекта «Дети России – детям Донбасса» собирают учебные принадлежности, канцтовары, учебники, книги, развивающие игры, спортинвентарь, предметы первой необходимости, продукты питания, одежду и многое другое.

Давайте составим портрет Милосердия:

- возраст

- место жительства

- качества

- профессия

Сделаем вывод: у Милосердия нет возраста, не имеет значения место, где оно живет. Милосердие не живет по времени- будьте милосердны всегда!

Дети разгадывают кроссворд




























































Дети описывают милосердие










VIII. Вторичное закрепление

Иллюстративный

поисковый

Работа в парах

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

(приложение 4)



Работают в парах

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.


IX. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


«Истинное милосердие- это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении» Хелен Келлер

Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными.

Продолжите предложение:

« Я понял, что….

«Я буду стараться в жизни быть…»

Представьте, что вы на лесной полянке, а милосердие, доброта, любовь- это цветы. Посчитайте, сколько цветов вы собрали на уроке? Давайте заполним наше сердце цветами!







Продолжают предложение:



под музыку «Симфония Шопена» заполняют сердце

Регулятивные: контроль, оценка.

Коммуникативные:

умение излагать свою мысль,

описывать объекты, используя выразительные средства языка.


X. Домашнее задание

Инструктаж. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании.


Домашнее задание (на выбор): 1. Ребята, вы наверное обратили внимание на выставку книг о милосердии и сострадании, вы можете пойти в библиотеку, выбрать себе понравившуюся книгу и прочитать ее.

2. Выучить отрывок из стихотворения

Я. Полонского «Умей жалеть…»).,

Спасибо за работу на уроке!


Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: понимать смысл задания.




Приложение 1


  1. В этике важное место отводится дружбе. Древние философы особенно ценили дружбу, как основу человеческих отношений. Законодатель и поэт Солон Афинский сказал : «Друзей заводить не спеши, а если завел, не бросай» .

Высоко ценили дружбу древнегреческий философ Пифагор и его ученики. Пифагорийцы считали, что в дружбе

должно быть как можно меньше обидного и она должна основываться на честности и верности»

  1. Об отношениях к другим людям много говорится в изречениях основателя религии ислама- пророка Мухаммеда, и в текстах священной

Книги мусульман Корана. Особое место в жизни каждого мусульманина занимают отношения с соседями, независимо от их религии и

Национальности к соседям – одна из мусульманских заповедей.

  1. Главная заповедь христианства «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Согласно религиозным представлениям, Бог создал человека по своему образу и подобию, а значит, без любви к человеку невозможно исполнение заповеди любви к Богу. Поскольку ближних следует любить « как самого себя», собственная жизнь человека для иудеев не меньшее значение, чем чужая.

  2. Отношение человека к себе и другим большое значение придается в этике буддизма- еще одной мировой религии, названной так по имени ее основателя- Будды. Жизнь- главная драгоценность для буддистов. Буддизм учит, что нельзя лениться и все, чему обучаешься, должно использоваться в жизни и быть полезным.

  3. При огромном многообразии разных воззрений и верований главными для человечества остаются ценность добра, любви, уважения, заботы и ответственности.

  4. Взаимоотношения людей строятся на…… ( допиши продолжение сам)….











Приложение 2


Сказки о Добре

Автор

ученица 4 класса А

Богомолова Полина









Автор

ученица 4 класса А

Нагимуллина Самира











Приложение 3




1. Группа живущих вместе родственников.

2. Самое ценное, что есть у человека.

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.

4. Проявление внимания к ближнему.

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.

10. Место обитания всех этих чувств.



Приложение 4

Подать милостыню;

накормить голодного;

подать из-за боязни показаться другим людям жадным;

предупредить об опасности;

подарить то, что самому не нужно;

утешить печального, плачущего;

не мстить за зло;

дать в обмен на что-то;

одеть бедного;

сделать доброе ради похвалы или благодарности;

помочь слабому по хозяйству;

отдать игрушку брата;

поделиться последним куском хлеба;

творить добро не на показ;

посетить больного;

дать добрый совет.













Приложение 5




Приложение 6











Приложение 7

Лист самооценки

Критерии оценивания

Оценка



Все получилось

Не совсем все получилось

Не получилось

1

Работа в паре




2

Работа с текстом




3

Оцени свой вклад в работе группы




4

Работа на уроке + фишки








Критерии оценивания

Оценка



Все получилось

Не совсем все получилось

Не получилось

1

Работа в паре




2

Работа с текстом




3

Оцени свой вклад в работе группы




4

Работа на уроке + фишки









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Милосердие- закон жизни

Автор: Ирина Викторовна Лысенкова

Дата: 20.03.2022

Номер свидетельства: 602708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по предмету ОРКиСЭ Тема "Милосердие - закон жизни""
    ["seo_title"] => string(52) "urok_po_predmetu_orkise_tema_miloserdie_zakon_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "561493"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603797385"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Сценарий урока "Милосердие – закон жизни" ("Основы светской этики")"
    ["seo_title"] => string(61) "stsenarii_uroka_miloserdie_zakon_zhizni_osnovy_svetskoi_etiki"
    ["file_id"] => string(6) "622616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1673285070"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация "Десять законов жизни" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-diesiat-zakonov-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "165780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422874092"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Милосердие - закон жизни."
    ["seo_title"] => string(25) "miloserdie_zakon_zhizni_1"
    ["file_id"] => string(6) "613184"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1663431772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Милосердие - закон жизни"
    ["seo_title"] => string(25) "miloserdie_zakon_zhizni_2"
    ["file_id"] => string(6) "640654"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1700928735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства