kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Милосердие- закон жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ученики учатся проявлять милосердие по отношению к ближним. Учатся оценивать поступки окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Милосердие- закон жизни»

i.Технологическая карта урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика»

Класс: 4

УМК: - Школа России

Тема урока: Милосердие- закон жизни

Цели урока:

1.Деятельностная: обеспечить усвоение понятий милосердие, сострадание как основу отношений между людьми.

2.Предметно-дидактическая: - способствовать пониманию учащимися «быть милосердными»;

Задачи:

Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях.
Развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.

Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют устные диалогические высказывания, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.  


Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь проявлять внимание и милосердие.


Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: Открытие новых знаний (ОНЗ)

По способу организации: беседа,  устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

2.Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический

Средства обучения: Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., Просвещение, 2014г.с. 90—93


Ход урока:


Этапы

урока

Методы обучения

УПЗ урока





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Словесныйнаглядный практический

Звучит симфония «Нежность» Шопена

Наш урок мы начнем с «Искорки добра». В одном городе люди умели дарить друг другу добро. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Посмотрите друг другу в глаза и скажите такие слова: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно- я тебе помогу.

И я вам желаю добра и мира!

Дети проговаривают, касаясь по одному пальчику своего соседа, в конце хлопают в ладоши.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

-выражение положительного отношения к процессу познания.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать


II. Мотивация к учебной деятельности

Цель

осознанное вхождение в учебную деятельность.

Словесныйнаглядный

Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

«Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви»

-Как вы понимаете это высказывание? (учит людей любить, чтобы не быть черствыми, потому что таких другие не ценят и не принимают.)






Ведут диалог

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.


III. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Цель повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Словесный

наглядный

Работа с информацией. Прием «Инсерт»

А сейчас вспомним то, что мы с вами узнали на предыдущих уроках .Для этого используем прием «Инсерт».

+ это мне известно

! я этого не знал

? об этом хочется узнать подробней.

(приложение1)

- Что мы уже знаем по этой теме?

- Какую информацию вы дописали?

Посмотрите на выставку ваших работ. О каких качествах вы написали свои сказки?( приложение 2)

Создание проблемной ситуации

Ребята, предлагаю вам посмотреть ролик.

-как поступил мальчик

-каким качеством обладал мальчик?





Работают с информацией




честность, забота, уважение, доброта, любовь…


показ видеоролика


ответы детей


Регулятивные:

- постановка учебной задачи

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

-умение ясно и четко излагать свое мнение. Выстраивать речевые конструкции.

Жетоны в виде белой ромашки

III. Этап

формулирования темы урока, постановка цели

Цели:

организовать работу по определению темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися.

Проблемный

Предлагаю вам составить из букв слово.

Слайд 3 На доске буквы: МОСРИДЕЛЕ


Назовите тему нашего сегодняшнего урока.


Исходя из темы урока чтобы вы хотели узнать?

*что такое милосердие

*все ли люди могут быть милосердными

*как научиться быть милосердным

* какими качествами должен обладать милосердный человек

Цель урока :

  • Узнать определение слова «милосердие»

  • научиться быть милосердным

Каким образом мы будем добывать знания? Что нам поможет в достижении цели?

- слаженность

- умение работать в группах

- умение слушать товарища

Девизом нашего урока станут строки: «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его».


Как вы понимаете слово «милосердие»?


Давайте произнесем слово «милосердие» и выделим корни в нём.


МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)

- Здесь два корня -мил и –серд.

- Какие слова можно образовать от этих корней? Назовите.

- Сердечный, милый, сердце

составляют слово МИЛОСЕРДИЕ

Называют тему «Милосердие»

Задают вопросы:










Высказывания детей









Высказывания детей






Выделяют корни

Называают родственные слова


Оценка

«Лист самооценки»

(приложение 7)

IV. Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.

Цель: открытие детьми нового знания, обдумывание учащимися в коммуникативной форме учебных действий для достижения цели.



Где мы можем найти значение данного слова?

Обратимся за помощью к словарям.

«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». ( Даль)

А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».


Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова)

- Какое из определений вам ближе?

- А кто может быть милосердным?

-А часто ли вы бываете милосердны?


Итак, слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.


Давайте и мы будем милосердны к себе и немного отдохнем.

В словаре





Читает 1 ученик



Читает 2ученик





Читает 3 ученик




Отвечают и обосновывают ответ

(спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей)

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.



Физминутка

Цель: Снятие усталости, напряжения.

Словесный

наглядный

По тропинке доброты вместе мы шагаем.

И про добрые дела мы не забываем.

Всем поможем дружно.

Потому что это нужно.

Добрым быть веселей,

Улыбнись нам поскорей.

Мы в ладоши хлопаем 1,2,3

На наши добрые дела

По смот ри!

Выполняют движения



VI. Реализация построенного проекта ( работа в группах)

Словесный

Наглядный

Проблемный

поисковый


Итак, мы выяснили, что означает понятие «милосердие». А в чем проявляется милосердие?

По отношению к кому проявляют милосердие?

Обратимся к учебнику. Стр. 91.

Опишите ситуацию, изображенную на странице учебника.

- что случилось с дедушкой

- что делает девочка

- почему она отложила свои дела

- какими качествами она обладает

- что девочка поставила на первое место

С каким понятием сравнили Милосердие ? СОСТРАДАНИЕ

Прочитаем об этом на стр.92


Приведите примеры, когда вы сами проявили милосердие и к кому?

-можно ли милосердие считать проявлением человечности?


Как вы думаете кто может проявить милосердие?

И когда оно проявляется?

А нужно ли ждать благодарность за проявление милосердия?


Найдите ответ на стр. 92




Ответы детей


Работа по учебнику




Ведут диалог






Читают текст учебника








Ответы детей


Дети читают стр. учебника

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритма деятельности.

Регулятивные:

умение оценивать свою деятельность.


VII. Первичное закрепление

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами

действий


Подумайте , из чего же состоит милосердие?

Предлагаю объединиться в группы и разгадать кроссворд, который поможет ответить на поставленный вопрос.

(приложение 3)


Сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах.

Надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, но помощь эта должна быть незаметной, бескорыстной, благородной.

Символ милосердия – это сердце.

(приложение 6)

Символ милосердия – красный крест.


Во время войны были сестры-милосердия, которые помогали раненым.

Общество «Российский красный крест» и в настоящее время продолжает свою работу: Это доставка медикаментов, розыск людей, оказание помощи после стихийных бедствий и многое другое.


В мирное время милосердие проявляется не меньше, чем в военное время.


1. В Башкирии в многодетной семье, проживающей в деревне Балтай Туймазинского района, произошло несчастье с самым младшим ребенком.

«Мы благодарны всем, кто уже помогает, кто не остался в стороне. Спасибо, что не оставили нас в такую трудную минуту», — поблагодарила неравнодушных людей мама пострадавшего ребенка.

Компания-резидент инновационного центра «Сколково» изготовила функциональные протезы для Ильназа Давлетова из Башкирии, потерявшего обе руки в результате несчастного случая.

2. Наш класс принял участие в Акции милосердия «Поможем братьям нашим меньшим» ( приложение 5). Участвовали в акции милосердия «Помоги ученику-инвалиду».

3. 18 февраля началась эвакуация жителей ЛНР и ДНР на территорию России. В рамках проекта «Дети России – детям Донбасса» собирают учебные принадлежности, канцтовары, учебники, книги, развивающие игры, спортинвентарь, предметы первой необходимости, продукты питания, одежду и многое другое.

Давайте составим портрет Милосердия:

- возраст

- место жительства

- качества

- профессия

Сделаем вывод: у Милосердия нет возраста, не имеет значения место, где оно живет. Милосердие не живет по времени- будьте милосердны всегда!

Дети разгадывают кроссворд




























































Дети описывают милосердие










VIII. Вторичное закрепление

Иллюстративный

поисковый

Работа в парах

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

(приложение 4)



Работают в парах

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.


IX. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


«Истинное милосердие- это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении» Хелен Келлер

Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными.

Продолжите предложение:

« Я понял, что….

«Я буду стараться в жизни быть…»

Представьте, что вы на лесной полянке, а милосердие, доброта, любовь- это цветы. Посчитайте, сколько цветов вы собрали на уроке? Давайте заполним наше сердце цветами!







Продолжают предложение:



под музыку «Симфония Шопена» заполняют сердце

Регулятивные: контроль, оценка.

Коммуникативные:

умение излагать свою мысль,

описывать объекты, используя выразительные средства языка.


X. Домашнее задание

Инструктаж. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании.


Домашнее задание (на выбор): 1. Ребята, вы наверное обратили внимание на выставку книг о милосердии и сострадании, вы можете пойти в библиотеку, выбрать себе понравившуюся книгу и прочитать ее.

2. Выучить отрывок из стихотворения

Я. Полонского «Умей жалеть…»).,

Спасибо за работу на уроке!


Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: понимать смысл задания.




Приложение 1


  1. В этике важное место отводится дружбе. Древние философы особенно ценили дружбу, как основу человеческих отношений. Законодатель и поэт Солон Афинский сказал : «Друзей заводить не спеши, а если завел, не бросай» .

Высоко ценили дружбу древнегреческий философ Пифагор и его ученики. Пифагорийцы считали, что в дружбе

должно быть как можно меньше обидного и она должна основываться на честности и верности»

  1. Об отношениях к другим людям много говорится в изречениях основателя религии ислама- пророка Мухаммеда, и в текстах священной

Книги мусульман Корана. Особое место в жизни каждого мусульманина занимают отношения с соседями, независимо от их религии и

Национальности к соседям – одна из мусульманских заповедей.

  1. Главная заповедь христианства «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Согласно религиозным представлениям, Бог создал человека по своему образу и подобию, а значит, без любви к человеку невозможно исполнение заповеди любви к Богу. Поскольку ближних следует любить « как самого себя», собственная жизнь человека для иудеев не меньшее значение, чем чужая.

  2. Отношение человека к себе и другим большое значение придается в этике буддизма- еще одной мировой религии, названной так по имени ее основателя- Будды. Жизнь- главная драгоценность для буддистов. Буддизм учит, что нельзя лениться и все, чему обучаешься, должно использоваться в жизни и быть полезным.

  3. При огромном многообразии разных воззрений и верований главными для человечества остаются ценность добра, любви, уважения, заботы и ответственности.

  4. Взаимоотношения людей строятся на…… ( допиши продолжение сам)….











Приложение 2


Сказки о Добре

Автор

ученица 4 класса А

Богомолова Полина









Автор

ученица 4 класса А

Нагимуллина Самира











Приложение 3




1. Группа живущих вместе родственников.

2. Самое ценное, что есть у человека.

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.

4. Проявление внимания к ближнему.

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.

10. Место обитания всех этих чувств.



Приложение 4

Подать милостыню;

накормить голодного;

подать из-за боязни показаться другим людям жадным;

предупредить об опасности;

подарить то, что самому не нужно;

утешить печального, плачущего;

не мстить за зло;

дать в обмен на что-то;

одеть бедного;

сделать доброе ради похвалы или благодарности;

помочь слабому по хозяйству;

отдать игрушку брата;

поделиться последним куском хлеба;

творить добро не на показ;

посетить больного;

дать добрый совет.













Приложение 5




Приложение 6











Приложение 7

Лист самооценки

Критерии оценивания

Оценка



Все получилось

Не совсем все получилось

Не получилось

1

Работа в паре




2

Работа с текстом




3

Оцени свой вклад в работе группы




4

Работа на уроке + фишки








Критерии оценивания

Оценка



Все получилось

Не совсем все получилось

Не получилось

1

Работа в паре




2

Работа с текстом




3

Оцени свой вклад в работе группы




4

Работа на уроке + фишки









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Милосердие- закон жизни

Автор: Ирина Викторовна Лысенкова

Дата: 20.03.2022

Номер свидетельства: 602708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по предмету ОРКиСЭ Тема "Милосердие - закон жизни""
    ["seo_title"] => string(52) "urok_po_predmetu_orkise_tema_miloserdie_zakon_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "561493"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603797385"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация "Десять законов жизни" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-diesiat-zakonov-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "165780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422874092"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Милосердие и состродание "
    ["seo_title"] => string(27) "milosierdiie-i-sostrodaniie"
    ["file_id"] => string(6) "131137"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416080838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Социокультурные Истоки. "Милосердие " "
    ["seo_title"] => string(37) "sotsiokul-turnyie-istoki-milosierdiie"
    ["file_id"] => string(6) "110713"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406473991"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Социокультурные Истоки. "Милосердие в деле " "
    ["seo_title"] => string(46) "sotsiokul-turnyie-istoki-milosierdiie-v-dielie"
    ["file_id"] => string(6) "110715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406477769"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства