Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях. Развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.
Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют устные диалогические высказывания, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь проявлять внимание и милосердие.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: Открытие новых знаний (ОНЗ)
По способу организации: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Средства обучения: Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., Просвещение, 2014г.с. 90—93
Ход урока:
Этапы
урока
Методы обучения
УПЗ урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Методы оценки, самооценки.
1
2
3
4
5
6
I. Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Словесныйнаглядный практический
Звучит симфония «Нежность» Шопена
Наш урок мы начнем с «Искорки добра». В одном городе люди умели дарить друг другу добро. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Посмотрите друг другу в глаза и скажите такие слова: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно- я тебе помогу.
И я вам желаю добра и мира!
Дети проговаривают, касаясь по одному пальчику своего соседа, в конце хлопают в ладоши.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
-выражение положительного отношения к процессу познания.
Коммуникативные:
-формирование умения слушать и слышать
II. Мотивация к учебной деятельности
Цель –
осознанное вхождение в учебную деятельность.
Словесныйнаглядный
Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
«Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви»
-Как вы понимаете это высказывание?(учит людей любить, чтобы не быть черствыми, потому что таких другие не ценят и не принимают.)
III. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений
Цель повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Словесный
наглядный
Работа с информацией. Прием «Инсерт»
А сейчас вспомним то, что мы с вами узнали на предыдущих уроках .Для этого используем прием «Инсерт».
+ это мне известно
! я этого не знал
? об этом хочется узнать подробней.
(приложение1)
- Что мы уже знаем по этой теме?
- Какую информацию вы дописали?
Посмотрите на выставку ваших работ. О каких качествах вы написали свои сказки?( приложение 2)
Создание проблемной ситуации
Ребята, предлагаю вам посмотреть ролик.
-как поступил мальчик
-каким качеством обладал мальчик?
Работают с информацией
честность, забота, уважение, доброта, любовь…
показ видеоролика
ответы детей
Регулятивные:
- постановка учебной задачи
Познавательные:
- постановка и решение проблемы.
Личностные:
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные:
-умение ясно и четко излагать свое мнение. Выстраивать речевые конструкции.
Жетоны в виде белой ромашки
III.Этап
формулированиятемы урока,постановка цели
Цели:
организовать работу по определению темы урока учащимися;
-организовать постановку цели урока учащимися.
Проблемный
Предлагаю вам составить из букв слово.
Слайд 3 На доске буквы: МОСРИДЕЛЕ
Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
Исходя из темы урока чтобы вы хотели узнать?
*что такое милосердие
*все ли люди могут быть милосердными
*как научиться быть милосердным
* какими качествами должен обладать милосердный человек
Цель урока :
Узнать определение слова «милосердие»
научиться быть милосердным
Каким образом мы будем добывать знания? Что нам поможет в достижении цели?
- слаженность
- умение работать в группах
- умение слушать товарища
Девизом нашего урока станут строки: «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его».
Как вы понимаете слово «милосердие»?
Давайте произнесем слово «милосердие» и выделим корни в нём.
МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)
- Здесь два корня -мил и –серд.
- Какие слова можно образовать от этих корней? Назовите.
- Сердечный, милый, сердце
составляют слово МИЛОСЕРДИЕ
Называют тему «Милосердие»
Задают вопросы:
Высказывания детей
Высказывания детей
Выделяют корни
Называают родственные слова
Оценка
«Лист самооценки»
(приложение 7)
IV.Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.
Цель: открытие детьми нового знания, обдумывание учащимися в коммуникативной форме учебных действий для достижения цели.
Где мы можем найти значение данного слова?
Обратимся за помощью к словарям.
«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». ( Даль)
А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова)
- Какое из определений вам ближе?
- А кто может быть милосердным?
-А часто ли вы бываете милосердны?
Итак, слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Давайте и мы будем милосердны к себе и немного отдохнем.
В словаре
Читает 1 ученик
Читает 2ученик
Читает 3 ученик
Отвечают и обосновывают ответ
(спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей)
VI. Реализация построенного проекта ( работа в группах)
Словесный
Наглядный
Проблемный
поисковый
Итак, мы выяснили, что означает понятие «милосердие». А в чем проявляется милосердие?
По отношению к кому проявляют милосердие?
Обратимся к учебнику. Стр. 91.
Опишите ситуацию, изображенную на странице учебника.
- что случилось с дедушкой
- что делает девочка
- почему она отложила свои дела
- какими качествами она обладает
- что девочка поставила на первое место
С каким понятием сравнили Милосердие ? СОСТРАДАНИЕ
Прочитаем об этом на стр.92
Приведите примеры, когда вы сами проявили милосердие и к кому?
-можно ли милосердие считать проявлением человечности?
Как вы думаете кто может проявить милосердие?
И когда оно проявляется?
А нужно ли ждать благодарность за проявление милосердия?
Найдите ответ на стр. 92
Ответы детей
Работа по учебнику
Ведут диалог
Читают текст учебника
Ответы детей
Дети читают стр. учебника
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритма деятельности.
Регулятивные:
умение оценивать свою деятельность.
VII. Первичное закрепление
Цель:выявить уровень овладения знаниями и способами
действий
Подумайте , из чего же состоит милосердие?
Предлагаю объединиться в группы и разгадать кроссворд, который поможет ответить на поставленный вопрос.
(приложение 3)
Сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах.
Надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, но помощь эта должна быть незаметной, бескорыстной, благородной.
Символ милосердия – это сердце.
(приложение 6)
Символ милосердия – красный крест.
Во время войны были сестры-милосердия, которые помогали раненым.
Общество «Российский красный крест» и в настоящее время продолжает свою работу: Это доставка медикаментов, розыск людей, оказание помощи после стихийных бедствий и многое другое.
В мирное время милосердие проявляется не меньше, чем в военное время.
1. В Башкирии в многодетной семье, проживающей в деревне Балтай Туймазинского района, произошло несчастье с самым младшим ребенком.
«Мы благодарны всем, кто уже помогает, кто не остался в стороне. Спасибо, что не оставили нас в такую трудную минуту», — поблагодарила неравнодушных людей мама пострадавшего ребенка.
Компания-резидент инновационного центра «Сколково» изготовила функциональные протезы для Ильназа Давлетова из Башкирии, потерявшего обе руки в результате несчастного случая.
2. Наш класс принял участие в Акции милосердия «Поможем братьям нашим меньшим» ( приложение 5). Участвовали в акции милосердия «Помоги ученику-инвалиду».
3. 18 февраля началась эвакуация жителей ЛНР и ДНР на территорию России. В рамках проекта «Дети России – детям Донбасса» собирают учебные принадлежности, канцтовары, учебники, книги, развивающие игры, спортинвентарь, предметы первой необходимости, продукты питания, одежду и многое другое.
Давайте составим портрет Милосердия:
- возраст
- место жительства
- качества
- профессия
Сделаем вывод: у Милосердия нет возраста, не имеет значения место, где оно живет. Милосердие не живет по времени- будьте милосердны всегда!
Дети разгадывают кроссворд
Дети описывают милосердие
VIII. Вторичное закрепление
Иллюстративный
поисковый
Работа в парах
Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
(приложение 4)
Работают в парах
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель:
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
«Истинное милосердие- это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении» Хелен Келлер
Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными.
Продолжите предложение:
« Я понял, что….
«Я буду стараться в жизни быть…»
Представьте, что вы на лесной полянке, а милосердие, доброта, любовь- это цветы. Посчитайте, сколько цветов вы собрали на уроке? Давайте заполним наше сердце цветами!
Продолжают предложение:
под музыку «Симфония Шопена» заполняют сердце
Регулятивные: контроль, оценка.
Коммуникативные:
умение излагать свою мысль,
описывать объекты, используя выразительные средства языка.
X. Домашнее задание
Инструктаж.Цель: сообщить учащимся о домашнем задании.
Домашнее задание (на выбор): 1. Ребята, вы наверное обратили внимание на выставку книг о милосердии и сострадании, вы можете пойти в библиотеку, выбрать себе понравившуюся книгу и прочитать ее.
2. Выучить отрывок из стихотворения
Я. Полонского «Умей жалеть…»).,
Спасибо за работу на уроке!
Коммуникативные: умение слушать учителя.
Регулятивные: понимать смысл задания.
Приложение 1
В этике важное место отводится дружбе. Древние философы особенно ценили дружбу, как основу человеческих отношений. Законодатель и поэт Солон Афинский сказал : «Друзей заводить не спеши, а если завел, не бросай» .
Высоко ценили дружбу древнегреческий философ Пифагор и его ученики. Пифагорийцы считали, что в дружбе
должно быть как можно меньше обидного и она должна основываться на честности и верности»
Об отношениях к другим людям много говорится в изречениях основателя религии ислама- пророка Мухаммеда, и в текстах священной
Книги мусульман Корана. Особое место в жизни каждого мусульманина занимают отношения с соседями, независимо от их религии и
Национальности к соседям – одна из мусульманских заповедей.
Главная заповедь христианства «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Согласно религиозным представлениям, Бог создал человека по своему образу и подобию, а значит, без любви к человеку невозможно исполнение заповеди любви к Богу. Поскольку ближних следует любить « как самого себя», собственная жизнь человека для иудеев не меньшее значение, чем чужая.
Отношение человека к себе и другим большое значение придается в этике буддизма- еще одной мировой религии, названной так по имени ее основателя- Будды. Жизнь- главная драгоценность для буддистов. Буддизм учит, что нельзя лениться и все, чему обучаешься, должно использоваться в жизни и быть полезным.
При огромном многообразии разных воззрений и верований главными для человечества остаются ценность добра, любви, уважения, заботы и ответственности.
Взаимоотношения людей строятся на…… ( допиши продолжение сам)….
Приложение 2
Сказки о Добре
Автор
ученица 4 класса А
Богомолова Полина
Автор
ученица 4 класса А
Нагимуллина Самира
Приложение 3
1. Группа живущих вместе родственников.
2. Самое ценное, что есть у человека.
3. Самоотверженная, искренняя привязанность.
4. Проявление внимания к ближнему.
5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.
8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
10. Место обитания всех этих чувств.
Приложение 4
Подать милостыню;
накормить голодного;
подать из-за боязни показаться другим людям жадным;