Урок-беседа с просмотром презентации и видеоматериала.Учащииеся знакомятся с понятиями милосердие и благотворительность, работают с иллюстративным материалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать; воспитывать доброжелательность и сострадание к людям; развивать навыки трудолюбия и помощи близким; формировать желание быть милосердным и терпимым к окружающим.
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, «Памятки жизненных правил».
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, просмотр презентации и видеоматериала, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Добрый день, ребята!
- Ребята, давайте настроимся на хорошую работу на уроке. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь и порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь и порадуйтесь за себя
А сейчас послушайте одну притчу: (слайд 1)
«Если ты такой милосердный, то забирай даром»
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.
– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты. (слайд 2)
- Какие чувства вы испытали, когда слушали?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как назвал продавец мальчика?
II. Целепологание. Работа над понятием Милосердие и сострадание.
- Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ.У каждого из вас есть маленькое доброе сердце - милосердие.
- Ребята, как вы понимаете словоМИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце) (слайд 3)
- А где еще можно узнать значение этого слова? (словарь) (слайд 4)
Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.
- Давайте обратимся за помощью к словарю С.И.Ожегова.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Как вы понимаете слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ? (слайд 5)
Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости. (Словарь С. И.Ожегова)
«Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» День благотворительности 22 августа. День милосердия и благотворительности (в России).
Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г.
III. Самоопределение к деятельности (слайд 6)
Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал?» (Все ученики класса стоят в кругу и отвечают на вопрос, передают фишку соседу.) Учитель обращает внимание на самые ценные и интересные высказывания детей.
Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные. Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – Богадельни. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (Милостыней).
IV. Диалог с учителем и просмотр слайдов «Учись милосердию»
- А слышали ли вы когда-нибудь про движение волонтеров? Кто такие волонтеры?
Волонтеры – это добровольцы, безвозмездно (без денег) оказывающие самые разные услуги нуждающимся людям: одиноким старикам, детям-сиротам, больным и всем, кто требует заботы, участия и сострадания.
- Прочитайте в учебнике на с. 119 - 121 про движение волонтеров.
- А вы бы хотели стать волонтерами?
- Вы, ваши друзья и родители тоже можете стать членами уже созданной организации или создать волонтерское движение в школе, в доме, на улице.
- Что бы вы могли предложить? ( Обсуждение, ответы детей)
(Праздничные концерты, помощь животным, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей нуждающимся и т. д.)
- Оглянитесь вокруг и увидите, как много можно сделать для других.
V. Работа в группах.
1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.
Хлеб больной
Утешение сирота
Приют обиженный
Покаяние нищий
Прощение провинившийся
Целебный сок
2. Что лучше?
Ответ подчеркните в каждой паре глаголов
Выслушать – закричать
Поделиться – отобрать
Позавидовать – порадоваться
Поссориться – уступить
Обидеться – простить
Протянуть ладонь – показать кулак
Утешить - промолчать
3. Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:
4. Выберите семь особенностей, которые должны быть в человеке, совершающем благотворительность:
Быть верным слову и делу.
Иметь уважение к покупателям и партнёрам.
Заниматься благотворительностью.
Стремиться только к накоплению богатства.
Уметь рисковать с умом.
Работать с выгодой только для себя.
Хорошо знать свой товар.
Уметь обмануть или польстить конкуренту.
Иметь острый и дальновидный ум.
Иметь расторопность.
VII. Подведение итогов
- Ждёшь ли ты похвалы за свои добрые дела?
- Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?
- Размышляешь ли прежде – благо ли это?
- Легко ли быть добрым человеком?
VIII. Рефлексия
- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из вас?
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
-Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.
Делами милосердия можно достичь очень многого! Спешите делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!
-Я надеюсь, что сегодняшний урок что-то изменит в душах каждого из вас.
IX. Домашнее задание.
Подумайте над проектом «Мы - волонтеры», кому нужна ваша помощь сейчас, чтобы оказать её во время. Придумайте свою эмблему волонтерской организации и нарисуйте ее.
-Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна.
-Наш урок я хочу закончить словами – пожеланиями: (слайд7)