Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | 1) Приветствие детей, создание позитивного настроя на учебную деятельность (метод управления, создание эмоциональной мотивации). 2) Учитель организует создание четырёх групп с использованием карточек со словами (Россия, патриот, Отечество, традиции, культура, нация, обычаи, Отчизна, книга, Священное Писание, Ветхий Завет, Евангелие, притча, Новый Завет, обращение к Богу, просьба, благодарение, славословие, благодать, «Отче наш», мольба, икона, Иисус, Нагорная проповедь, завет, наставление, призыв, учение, совет) Детям предлагается с помощью игры «Магнит» (гностический, проблемно-поисковый) определить к какой из предложенных тем: «Родина», «Библия», «Православная молитва», Проповедь Христа», относится слово, записанное на его карточке. | 1) «Возьмемся за руки, друзья» (игровая деятельность) 2) Образование групп нового состава с использованием карточек со словами (фронтальная работа) | 1) Взаимодействие со сверстниками (коммуникативные УУД); волевая саморегуляция (регулятивные УУД). 2) Анализ с выделением существенных и несущественных признаков, подведение под понятия (познавательные УУД); нравственно-этическое оценивание понятий с точки зрения моральных норм (личностные УУД). |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | 1) Учитель предлагает детям в образовавшихся группах составить «Словарик» изученных по заданной теме понятий. 2) Учитель организует подведение работы в группах , демонстрацию группового «продукта» | 1) Записывают понятия (групповая) 2) Дети осуществляют защиту своего «продукта» (взаимообъяснение, формы межгруппового диалога) | 1) Синтез как составление целого из частей (познавательные УУД); умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество (коммуникативные УУД). 2) Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД); осознанное построение логического речевого высказывания (познавательные УУД). |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | 1) Чтение учителем стихотворения К.Бальмонта (перцептивный-словесный) Одна есть в мире красота: Любви, печали, отреченья И добровольного мученья За нас распятого Христа.
2) Учитель предлагает детям заполнить первые два столбца таблицы, отвечая на вопрос: Что ты знаешь о Христе и Его кресте? (технология развития критического мышления)
| 1) Дети слушают стихотворение, дают оценку (фронтальная)
2) Определяют область своего знания и незнания (индивидуальная) | 1)Извлечение информации из прослушанного текста (познавательные УУД); выделение морально-этического содержания событий (личностные УУД).
2) Постановка учебной задачи на основе умения соотносить известное и неизвестное (регулятивные УУД); инициативное сотрудничество в ходе учебного диалога (коммуникативные УУД). |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | 1) Постановка учебной задачи. Комментированное чтение статьи из учебника (с.24-26) с просмотром иллюстраций и презентации учителя к уроку (объяснительно-иллюстративный); Чтение с пометами ( «+» знал, «н» – новая информация, «?» –не понял, «-» - думал иначе. (технология развития критического мышления)
2) Организация работы в группах с материалами рубрики «Вопросы и задания» (методы управления и обучения, частично-поисковые) | 1) Комментированное чтение статьи, просмотр презентации (фронтальная); чтение статьи с пометами (индивидуальная)
2) Распределение заданий в группах (групповая) 1 гр. Готовит вопросы к части «Боговоплощение»; 2 гр. – к части «Голгофа»; 3 гр. – к части «Жертва Христа»; 4 гр. – к части «Распятие» | 1) Постановка учебной задачи (регулятивные УУД); смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного и прослушанного текста (познавательные УУД); выделение морально-этического содержания событий и действий (личностные УУД). Соотнесение известного и неизвестного (регулятивные УУД);
2) определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество (коммуникативные УУД); выдвижение гипотез и их обоснование (познавательные УУД). |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Организует подведение итогов работы в группах (перцептивные методы; аналитические)
Проводит физкультминутку. | Осуществляют защиту своего «продукта», взаимообъяснение, межгрупповой диалог (фронтальная) | Внесение необходимых дополнений и корректив (регулятивные УУД); умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД); осознанное построение логического речевого высказывания (познавательные УУД). |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Учитель организует работу с сигнальными карточками (зелёный – «да», красный – «нет») по учебной статье «Символика креста» с помощью вопросов: - Крест состоит из четырёх перечных перекладин? - К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – его ноги? - Перекладина на кресте поднята слева от Христа и опущена справа от него? - Средняя перекладина перекошена потому, что вместе с Христом были казнены ещё два человека? (технология развития критического мышления) | Дети поднимают выбранную ими карточки, обосновывают своё решение (фронтальная, индивидуальная) | Знаково-символические действия, анализ объекта с выделением признаков для сравнения (познавательные УУД); |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Просмотр мультфильма-притчи «Твой крест» Работа с отрывком из романа В.Дудинцева «Не хлебом единым» Выбор креста (метод создания ситуации эмоционально нравственных переживаний)
| Просматривают мультфильм с параллельным заслушиванием отрывка из романа (фронтальная) | Извлечение информации из прослушанного текста (познавательные УУД); нравственно-этическое оценивание понятий с точки зрения моральных норм (личностные УУД);
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | 1) Учитель организует работу по составлению «Словарика» к уроку
2) Организует для проверки индивидуальной работы учащихся фронтальную работу с кроссвордом для создания модели урока
Б о Г о л г о ф а о в о р а с п я т и е л о ж щ е н р и т е в а | 1) Записывают в «Словарик» основные понятия урока (индивидуальная)
2) Отвечают на вопросы кроссворда, соотносят записанные ими слова с работой класса, осуществляют самоконтроль (фронтальная, индивидуальная) | 1) Синтезируют полученные знания (познавательные УУД);
2) Контролируют сою деятельность в форме сличения её результата с заданным эталоном (регулятивные УУД) |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | 1) Подводит учащихся к ситуации оценки результатов деятельности. Создаёт ситуацию успеха.
2)Организует запись домашнего задания: - заполнить третий столбец таблицы, начатой на уроке, ответив на вопрос: Что нового я узнал на уроке о Христе и Его кресте?; по выбору: - найти пословицы и поговорки со словом «крест»; - составить Сиквейн на тему Христос и Его крест. - выучить стихотворение А.Солодовникова (с.26)
| 1)Выявляют положительные стороны урока, пробуют объяснить причины промахов и ошибок (фронтальная, индивидуальная)
2) Участвуют в разработке домашнего задания | 1) рефлексия способов и результатов деятельности, их контроль и оценка; критичность (познавательные УУД); оценка результатов собственных деятельности, составление плана последующих действий избегания неудач (регулятивные УУД); построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку, ориентирование в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе (личностные УУД);
2) планирование собственной внеурочной деятельности (регулятивные); взаимодействие со взрослыми (коммуникативные УУД); применение методов информационного поиска (познавательные УУД). |