kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Христианская церковь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; воспитать в себе ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию; понимать необходимость  бережного  отношения  к духовным и материальным ценностям:  доверия и уважения к истории и культуре всех народов, уважительного  отношение к различиям  культур, как к норме человеческой жизни.

Регулятивные: определять общую цель и пути ее достижения; формировать умение работать по плану; контролировать и оценивать учебные действия; корректировать выполнение заданий в соответствии с результатом действий; принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся; формировать умение анализировать, синтезировать и оценивать прочитанное.

Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическо - доказательное высказывание; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь слушать и слышать других; пытаться принимать иную точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; продолжить формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Христианская церковь»

Конспект урока по основам религиозных культур народов России

Класс

4 «Б»

Учитель

Словохотова Ирина Валерьевна

Предмет

Основы мировых религиозных культур народов России

Дата проведения

24 декабря 2018 года

Тема

Христианская церковь

Тип урока

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Цель урока

Организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных ЗУН по основам православной культуры, и способствовать духовно – нравственному развитию личности обучающихся.

Методы обучения

Словестный, наглядный, практический

Формы организации

Фронтально – индивидуальная.

Задачи формирования УУД

Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; воспитать в себе ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию; понимать необходимость  бережного  отношения  к духовным и материальным ценностям: доверия и уважения к истории и культуре всех народов, уважительного  отношение к различиям  культур, как к норме человеческой жизни.

Регулятивные: определять общую цель и пути ее достижения; формировать умение работать по плану; контролировать и оценивать учебные действия; корректировать выполнение заданий в соответствии с результатом действий; принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся; формировать умение анализировать, синтезировать и оценивать прочитанное.

Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическо - доказательное высказывание; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь слушать и слышать других; пытаться принимать иную точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; продолжить формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Планируемые результаты

Знать: основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства; устройство церкви как организация верующих, религиозное верование славян принятие христианства на Руси.

Уметь: характеризовать основные различия между православием католичеством; передать главное из прочитанного, осуществлять запись выборочной информации по заданной теме.

Образовательные ресурсы

Оборудование для педагога: ноутбук, наглядный материал: иллюстрации римских богов, Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. «Основы религиозных культур и светской этики: основы религиозных культур и народов России» учебник для 4 класса общеобразовательных организаций / А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров; под общ. ред. чл.-корр. РАН. А.Н. Сахарова. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. – 128 с. – (Начальная инновационная школа), карта: «Вторжение племен в Римскую империю в IV -Vвв.

Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.:BAKO, 2006.-320 с.-(Мастерская учителя).

Контрольно- измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс/Сост. И.Ф. Яценко.- 3-е изд., перераб.-М.:BAKO,2012.-96с.-(Контрольно- измерительные материалы).

Оборудование для обучающихся: Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. «Основы религиозных культур и светской этики: основы религиозных культур и народов России» учебник для 4 класса общеобразовательных организаций / А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров; под общ. ред. чл.-корр. РАН. А.Н. Сахарова. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. – 128 с. – (Начальная инновационная школа), информационные листы.



Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.


- Добрый день, ребята!

- Хочу начать наш урок с этих слов:

- Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по–вашему это значит? (нужно учить новое, не забывая старое)




Приветствуют учителя.



-Внимательно слушают.




-Нужно учить новое, не забывая старое.

II.Актуализация знаний.

2.1 Задание на соотнесение.













2.2.Разгадывание кроссворда.

















В Римской империи .была распространена вера во многих Богов – Богов войны, земледелия, торговли, домашнего очага и т.д.

Предлагаю вспомнить римских Богов, которых изучили на прошлом уроке.

-Соотнесите изображения римских богов и их предназначения соотнести.

Венера- Римская богиня любви и красоты.

Марс- Римский Бог войны, и один из самых видных богов, которым когда-либо поклонялись. Март месяц называют в честь него.

Меркурий- Бог торговли и прибыли, торговцев и путешественников

Сатурн- Бог сельского хозяйства и урожая.

Юпитер- Бог света и неба, защитник государства и его законов.


-Кроссворд.




1

и

с

Ц

е

л

Е

н

и

е












2

к

р

Е

с

т


















3

Р

а

с

П

я

т

и

е









4

к

А

т

а

К

о

м

Б

ы















5

м

О

н

а

Х

и
















6

В

и

з

А

н

т

и

я










7

К

е

л

Ь

и















1)Одно из чудес, которое совершал Иисус?

2) Христианский символ

3) Смерть Иисуса Христа

4) Подземные пещеры, в которых скрывались христиане.

5)Христиане, которые хотели уйти от мирной суеты и посвятить себя служению Богу

7) Какое название получила Восточная часть Римской империи?

7) Как по-другому называют комнату монахов?








-По цепочке читают и соотносит иллюстрации к понятиям.










-Заполнение кроссворда

на доске.









Исцеление.
Крест.
Распятие.
Катакомбы.

Монахи.

Византия.
Кельи.




2.3 Проверка домашнего задания.



Индивидуальное задание: Обучающиеся рассказывают сообщения . Сообщение по теме: «Святые пещеры в Оренбургской области», «Свято-Андреевский мужской монастырь (Андреевка)», «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь»

Творческое задание: Нарисовать катакомбы. Выставка. Спасаясь от преследований, первые христиане укрывались в КАТАКОМБАХ (подземных пещерах).


-Проверка домашнего задания.


-Проверка сообщений.

III.Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание.

3.1 Работа с иллюстрациями, схемой «церковь» как организация.







-Какие два значения имеет слово «церковь»?

Церковь


Иллюстрация христианского Иллюстрация церкви как организация верующих.

Храма.


-Мы продолжаем знакомиться с христианской церковью как организацией верующих.

-Тема нашего урока: Христианская церковь. Крещение Руси.

Запишите её в информационный лист

Задачи: - как устроена христианская церковь как организация верующих;

- чем отличаются Западная и Восточная христианские церкви;

-как Русь приняла христианство;

-языческие верования славян.



1.Христианский храм, православная церковь.

2.Церковь как организация верующих.



-Христианская церковь

Записывают тему урока в информ.лист.

IV.Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.

4.1.Работа по карте.









-Вскоре после смерти Константина Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя была завоёвана дикими племенами и погибла. Восточная получила название Византия. Главным городом Византии, и её столицей, был город Константинополь. Он на долгое время стал одним из центров мирового христианства.


-Внимательно слушают учителя.












4.2. Объяснение учителем опорной схемы об устройстве христианской церкви как организации верующих.



По мере того, как число верующих росло, организация христианской Церкви усложнялось.

-Как вы уже знаете, во главе христиан, живших на определенной территории ( как правило, крупный город с прилегающими землями), стоял епископ, (епископ-главный священнослужитель), а сама эта область называлась епархией. Помогали ему священники и диаконы. (Священник - представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие. Помощник епископа.

Диа́кон — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диакон помощник священника).

Не сколько епархий образовывали митрополию во главе с митрополитом. Важнейшие церковные области получили название патриархатов.

В Византии их было четыре. Самым главным был Константинопольский патриархат.

Руководили патриархатами патриархи.


-Внимательно слушают учителя.


4.3 .Поэтапное закрепление. Устный фронтальный опрос.


-Кто стоял во главе церкви?

-Как называлась область в Христианской церкви во главе, которой стоял епископ?

-Что образовали несколько епархий? Во главе с кем?

-Назовите важнейшие церковные области ?

-Сколько было их в Византии?

-Кто руководил патриархатами?

Патриархи

Митрополит



Митрополия


Патриархат





Епархии



-Епископ.

-Епархией.


-Митрополию. Митрополитом.

-Патриархаты.

-4.

-Патриархи.

4.4. Работа с текстом учебника о разделении христианской церкви.

Заполнение тематических таблиц учителем на доске.



- Как развивалась в дальнейшем христианская церковь, мы узнаем из текста учебника.

-Стр.31 читаем по цепочке со слов «Постепенно на Западе…» цепочке.

Как называли главу церкви в Риме?

Как называли главу церкви Византии?

Обратите внимание на иллюстрации внизу на стр.31, где изображены Папа Римский и Православный патриарх.

Чем они отличаются внешнее?

-В конце концов накопившиеся различия привели к разделению единой христианской Церкви на две-Западную, которую стали звать Католической, и Восточную или Православную. Случилось это в 1054г.

Продолжение чтения по цепочке.


1054 г.

Папа Римский Православный патриарх

Западная Восточная

Католическая Православная

Давали обед безбрачия Иметь жену и детей

Брать оружие и брить бороду


-Читают по цепочке.




-Папа Римский.

-Православный патриарх.


-По одежде и головному убору.


4.5.Решение хронологической задачи. Заполнение информационного листа задание №1.


-Как узнать сколько лет назад христианская церковь разделилась на Западную и Восточную ?

Почти тысячу лет назад церковь разделилась на Западную и Восточную.

-Ребята, выполните задание в информационных листах №1.

-Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 1 круг, закрасьте зеленым карандашом если у вас получилось выполнить задание под №1 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки.

-2018-1054=964.




-Выполняют задание в и информационных листах.




4.6. Поэтапное закрепление. Работа в информационных листах, схем с пропусками задание №2.




1054г.

  1. Папа Римский


Различия

2.Православный патриарх

2.Западная


4.Восточная

5.Католическая


6.Православная






Иметь жену и детей

Давали обед безбрачия

Брать оружие и брить бород



1.Как звали епископа, который возглавлял Западную церковь?

2.Кто стоял во главе Восточной церкви?

3.На какие 2 части разделилась христианская церковь?

4.Как стали называть Западную церковь?

5.А как по- другому стали называть Восточную?

4.В каком году христианская церковь разделилась на Западную и Восточную?

-Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 2 круг, закрасьте зеленым карандашом если у вас получилось выполнить задание под №2 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки.


-Заполнение информационных листов.













-Папа Римский.

-Патриарх.

-Западная и Восточная.

-Католической.

-Православной.

-1054г.


Мини – итог урока.



-Какие задачи мы выполнили?


-как устроена христианская церковь как организация верующих;

- чем отличаются Западные и Восточные христианские церкви.


Физминутка.



Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют движения вместе с учителем.


4.7.Объянение учителем происхождении православия на Руси



-Несмотря на то, что Западная и Восточные Церкви отличаются, верующие люди почитают одного Бога и стараются жить по его заветам.

-Когда произошел раскол, уже существовала и наша страна- Россия, в которой мы с вами живем. Правда, занимала он гораздо меньшую территорию, нежели сейчас, и называлась Русь. Христианство пришло на Русь из Византии, а значит главной религией наших предков стало православие. Ему суждено было сыграть выдающуюся роль в вашей истории и культуре.


-Слушают внимательно учителя.


4.8.Рассказ учителя о языческих верованиях славян.



-Мы отправляемся в гости к восточным славянам и познакомимся с их верованием. Основным занятием восточных славян было земледелие. Вот только хорошей, удобной земли было у них мало, так как вблизи их поселений были дремучие леча.


-Догадайтесь, как древние славяне могли быстро освободить и очистить от деревьев большие участки земли, не пользуясь топорами и пилами?( мнение детей)


-Действительно, чтобы подготовить после для посева, лес сначала выжигали, а потом выкапывали пни. К земле славяне относились как к животному существу. Они разговаривали с ней, со слезами на глазах прося прощение за то, что они ранят ее, делают ей больно во время пахоты. Дух Земли славяне называли богиней Мокушь , от слова мокрая Мать- сырая земля.

-Действительно. Самой надежной и страшной клятвой у них была та, при которой славяне если землю и целовали мать – сырую землю. Поклонялись славяне и другим богам природы.


-Дух какого объекта неживой природы славяне называли Даждь- бог, если от него зависела смена времен года и он постоянно вел борьбу с тьмой и холодом (Бог Солнца)

-Даждь – бог, или бог Солнца, каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях и своими стрелами прогоняет ночь, весной плавит лед и снег. Благодаря его силе расцветают цветы, плодятся растения.

-Но если он рассердится на людей, то пошлет на землю засуху, а значит, страшный голод. Чтобы задобрить Даждь-бога, славяне приносили ему в жертву домашних животных, сжигая их на костра.

- Занимались славяне скотоводством. Богом, который покровительствовал домашних животных, был Велес. Славяне представляли этого бога в виде медведя. Возможно , и мы потомки этого божества, ведь славяне считали его своим предком.

-Коледовали славяне рядились в звериные маски и меховые шубы. Ряжеными они ходили с песнями по домам и собирали подарки для богов.

- Самым главным и самым грозным богом у славян был Перун, вызывающий гром и посылающий на землю молнии.

-Жертвоприношения славяне приносили на особых огороженных площадках – святилищах, на которых стояли вырезанные из дерева или камня идолы - изображения богов славян. Жертвоприношениями ведали особые люди – кудесники и волхвы.


-Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы.


4.9.Поэтапное закрепление.

Работа в информационных листах, задание №3.



-Определите, как называли бога ветра и бури , установив соответствие между словами первого и второго столбика в информационных листах.

- Итак, как называли бога ветра и бури?

-Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 3 круг, закрасьте зеленым карандашом, если у вас получилось выполнить задание под №3 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки.


-Заполнение в информационном листе.


-Стрибог.

4.10. Рассказ учителя о причинах выбора князя Владимира новой религии.



- Несмотря на свои огромные размеры, Киевская Русь не признавалась с соседними странами великим государством, потому что она была языческой. Это первая причина.


Слушают внимательно учителя.


4.11. Практическая работа на восстановление последовательности предложений.



- Вы догадаетесь, почему князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов, если установите смысловые связи между следующими суждениями и пронумеруете их.

№1
Как-то раз в июле не выпало дождя.

№2
Посевы начали засыхать.

№3
Наступил страшный голод.

№4
Дождя по – прежнему не было, посевы погибли.

№5
Люди принесли в жертву языческим богам много юношей и девушек.


- Итак, какова же была вторая причина, по которой князь Владимир решил крестить Русь (Языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им жертву юношей и девушек. Древние славяне перестали верить в языческих богов).

-Работа у доски восстановление последовательности предложений.










-Языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им жертву юношей и девушек. Древние славяне перестали верить в языческих богов.


4.12. Инсценировка о выборе веры Князя Владимира.













































- Соседи, узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов. Ребята, давайте послушаем разговор, который смог состояться между князем Владимиром и послами из разных стран.

Автор: Пришли к князю мусульмане

Мусульманин: Ты – князь мудрый, а закона не знаешь. Прими нашу веру и поклянись нашему богу Аллаху.

Князь Владимир: А какова же ваша вера?

Мусульманин: Наш Бог учит нас не есть свинины и не пить вина.


Князь Владимир: Веселие Руси – в еде и питье. Не может наш народ жить без этого. Идите с миром.

- Итак, ребята, как вы думаете, почему князь Владимир отослал мусульман домой.

Автор: Пришли к князю Владимиру евреи.

Еврей: Прими, князь Владимир, нашу веру.

Князь Владимир: А где же ваша земля?

Еврей: в Иерусалиме.

Князь Владимир: но там ли вы живёте теперь?

Еврей: Нет, Бог разгневался на отцов наших и разбросал нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал христианам.

Князь Владимир: Зачем же нам вера людей, отверженных Богом? Если бы Бог любил вас вы бы не жили в чужих странах. Вы что, хотите, что бы и с нами было то же?

- Итак, ребята, почему князь Владимир решил не принимать веру евреев? (мнения детей.)

- Что бы узнать о других верах отправил князь Владимир послов в дальние страны. Побывав в католической церкви, вернулись послы из Рима. Давайте послушаем, что они сказали.

Посол из Рима: Красива католическая церковь и внутри, и снаружи, священники носят богатые одежды, но не понравилось нам то, что в церкви поют на непонятном для верующих языке.

Автор: Вернулись послы и от немцев. Послушаем речь.

Посол от немцев: Бедна, некрасива их церковь.

Автор: Возвратились послы и от греков. Давайте послушаем, что они сказали.

Посол от греков: В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… Чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их Бога, хоть умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно.

Автор: Веру у греков, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа.

- Поясните, ребята, почему?




-Инсценировка о выборе веры Князя Владимира.









-Читают по ролям.





































4.13.Рассказ учителя о Крещении Руси.


- И Владимир сделал выбор в пользу восточного христианства – православие. Вскоре он не только крестился, но и женился на дочери византийского императора. А затем началось крещение русских людей – Крещение Руси. В летний день все жители Киева пришли к берегам реки Днепр – старые и малые. Священники совершили над ними обряд крещения. Произошло это в 988 году, то есть более тысячи лет назад. Христианство стало распространяться по всей Руси.

-Слушают внимательно учителя.

4.14.Поэтапное закрепление. Заполнение информационного листа, задание №4,№5.



Задание №4.

-Ответь на вопрос, обведи правильный ответ в круг.

1)Какой бог был одним из главных у древних славян?

а. Зевс в. Ра

б. Перун г. Иисус Христос

2)Какое историческое событие произошло во времена правления Владимира?

а. освобождение Руси от монголо – татар

б. Куликовская битва

в. Крещение Руси

г. нашествие Золотой Орды

3)Когда произошло Крещение Руси?

а. в 988 году в. в 1240 году

б. в 1147 году г. в 1237 году

-Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 4 круг, закрасьте зеленым карандашом, сли у вас получилось выполнить задание под №4 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки.

Задание №5. Подчеркните одной линией Римских богов, двумя линиями Славянских богов.

Юпитер, Меркурий, Сатурн, Венера, Даждь- бог, Марс, Мокошь, Перун, Стрибог, Велес.

-Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 5 круг, закрасьте зеленым карандашом, если у вас получилось выполнить задание под №5 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки.

-Выполнение задания в информационном листе.


-Проверка по эталону на доске:

1) .

2)в.

3)а.









-Проверка по эталону на доске: Юпитер, Меркурий, Сатурн, Венера, Даждь- бог, Марс, Мокошь, Перун, Стрибог, Велес.


V. Подведение итогов.


-Назовите мне тему нашего урока.

- Как устроена христианская церковь как организация верующих?

- Чем отличаются Западная и Восточная христианские церкви?

-Языческие верования славян?

-Как Русь приняла христианство?

-Христианская церковь



-Отвечают на вопросы.

VI.Рефлексия


  • Сегодня на уроке я узнал о …

  • Я смогу рассказать…

  • Мне было интересно на уроке, потому что …

  • Данная тема была для меня …

-Заканчивают предложения на доске.

VII.Инструктаж домашнего задания.


-Задание для всех: подготовить рассказ, ответив на вопросы 3,4, страница 33.

- Индивидуальное задание: подготовить сообщение по теме: «О древних христианских святых».


-Внимательно слушают инструктаж домашнего задания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Христианская церковь

Автор: Словохотова Ирина Валерьевна

Дата: 21.02.2019

Номер свидетельства: 500788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация на тему: "Христианская церковь в раннее Средневековье""
    ["seo_title"] => string(66) "prezentatsiia_na_temu_khristianskaia_tserkov_v_rannee_srednevekove"
    ["file_id"] => string(6) "519282"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1567961450"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация к уроку по истории по теме: "Христианская церковь в раннее Средневековье""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_po_istorii_po_teme_khristianskaia_tserkov_v_rannee_srednev"
    ["file_id"] => string(6) "529258"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1574959082"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "«Королевство франков и христианская церковь в 6 - 8 веках”"
    ["seo_title"] => string(57) "korolevstvo_frankov_i_khristianskaia_tserkov_v_6_8_vekakh"
    ["file_id"] => string(6) "573548"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647445"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Христианские святые. Православный храм. "
    ["seo_title"] => string(42) "khristianskiie-sviatyie-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "127772"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415372691"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Христианские святые.Православные храмы. "
    ["seo_title"] => string(44) "khristianskiie-sviatyie-pravoslavnyie-khramy"
    ["file_id"] => string(6) "127806"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415377562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства