Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок. | | - Добрый день, ребята! - Хочу начать наш урок с этих слов: - Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по–вашему это значит? (нужно учить новое, не забывая старое)
| Приветствуют учителя. -Внимательно слушают. -Нужно учить новое, не забывая старое. |
II.Актуализация знаний. 2.1 Задание на соотнесение. 2.2.Разгадывание кроссворда. | | В Римской империи .была распространена вера во многих Богов – Богов войны, земледелия, торговли, домашнего очага и т.д. Предлагаю вспомнить римских Богов, которых изучили на прошлом уроке. -Соотнесите изображения римских богов и их предназначения соотнести. Венера- Римская богиня любви и красоты. Марс- Римский Бог войны, и один из самых видных богов, которым когда-либо поклонялись. Март месяц называют в честь него. Меркурий- Бог торговли и прибыли, торговцев и путешественников Сатурн- Бог сельского хозяйства и урожая. Юпитер- Бог света и неба, защитник государства и его законов. -Кроссворд. | | 1 | и | с | Ц | е | л | Е | н | и | е | | | | | | | | | | | | 2 | к | р | Е | с | т | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | Р | а | с | П | я | т | и | е | | | | | | | | | 4 | к | А | т | а | К | о | м | Б | ы | | | | | | | | | | | | | | | 5 | м | О | н | а | Х | и | | | | | | | | | | | | | | | | 6 | В | и | з | А | н | т | и | я | | | | | | | | | | 7 | К | е | л | Ь | и | | | | | | | | | | | | | | | 1)Одно из чудес, которое совершал Иисус? 2) Христианский символ 3) Смерть Иисуса Христа 4) Подземные пещеры, в которых скрывались христиане. 5)Христиане, которые хотели уйти от мирной суеты и посвятить себя служению Богу 7) Какое название получила Восточная часть Римской империи? 7) Как по-другому называют комнату монахов? | -По цепочке читают и соотносит иллюстрации к понятиям. -Заполнение кроссворда на доске. Исцеление. Крест. Распятие. Катакомбы. Монахи. Византия. Кельи. |
2.3 Проверка домашнего задания. | | Индивидуальное задание: Обучающиеся рассказывают сообщения . Сообщение по теме: «Святые пещеры в Оренбургской области», «Свято-Андреевский мужской монастырь (Андреевка)», «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь» Творческое задание: Нарисовать катакомбы. Выставка. Спасаясь от преследований, первые христиане укрывались в КАТАКОМБАХ (подземных пещерах). | -Проверка домашнего задания. -Проверка сообщений. |
III.Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание. 3.1 Работа с иллюстрациями, схемой «церковь» как организация. | | -Какие два значения имеет слово «церковь»? Церковь Иллюстрация христианского Иллюстрация церкви как организация верующих. Храма. -Мы продолжаем знакомиться с христианской церковью как организацией верующих. -Тема нашего урока: Христианская церковь. Крещение Руси. Запишите её в информационный лист Задачи: - как устроена христианская церковь как организация верующих; - чем отличаются Западная и Восточная христианские церкви; -как Русь приняла христианство; -языческие верования славян. | 1.Христианский храм, православная церковь. 2.Церковь как организация верующих. -Христианская церковь Записывают тему урока в информ.лист. |
IV.Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока. 4.1.Работа по карте. | | -Вскоре после смерти Константина Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя была завоёвана дикими племенами и погибла. Восточная получила название Византия. Главным городом Византии, и её столицей, был город Константинополь. Он на долгое время стал одним из центров мирового христианства. | -Внимательно слушают учителя. |
4.2. Объяснение учителем опорной схемы об устройстве христианской церкви как организации верующих. | | По мере того, как число верующих росло, организация христианской Церкви усложнялось. -Как вы уже знаете, во главе христиан, живших на определенной территории ( как правило, крупный город с прилегающими землями), стоял епископ, (епископ-главный священнослужитель), а сама эта область называлась епархией. Помогали ему священники и диаконы. (Священник - представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие. Помощник епископа. Диа́кон — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диакон помощник священника). Не сколько епархий образовывали митрополию во главе с митрополитом. Важнейшие церковные области получили название патриархатов. В Византии их было четыре. Самым главным был Константинопольский патриархат. Руководили патриархатами патриархи. | -Внимательно слушают учителя. |
4.3 .Поэтапное закрепление. Устный фронтальный опрос. | | -Кто стоял во главе церкви? -Как называлась область в Христианской церкви во главе, которой стоял епископ? -Что образовали несколько епархий? Во главе с кем? -Назовите важнейшие церковные области ? -Сколько было их в Византии? -Кто руководил патриархатами? Патриархи Митрополит Митрополия Патриархат Епархии | -Епископ. -Епархией. -Митрополию. Митрополитом. -Патриархаты. -4. -Патриархи. |
4.4. Работа с текстом учебника о разделении христианской церкви. Заполнение тематических таблиц учителем на доске. | | - Как развивалась в дальнейшем христианская церковь, мы узнаем из текста учебника. -Стр.31 читаем по цепочке со слов «Постепенно на Западе…» цепочке. Как называли главу церкви в Риме? Как называли главу церкви Византии? Обратите внимание на иллюстрации внизу на стр.31, где изображены Папа Римский и Православный патриарх. Чем они отличаются внешнее? -В конце концов накопившиеся различия привели к разделению единой христианской Церкви на две-Западную, которую стали звать Католической, и Восточную или Православную. Случилось это в 1054г. Продолжение чтения по цепочке. 1054 г. Папа Римский Православный патриарх Западная Восточная Католическая Православная Давали обед безбрачия Иметь жену и детей Брать оружие и брить бороду | -Читают по цепочке. -Папа Римский. -Православный патриарх. -По одежде и головному убору. |
4.5.Решение хронологической задачи. Заполнение информационного листа задание №1. | | -Как узнать сколько лет назад христианская церковь разделилась на Западную и Восточную ? Почти тысячу лет назад церковь разделилась на Западную и Восточную. -Ребята, выполните задание в информационных листах №1. -Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 1 круг, закрасьте зеленым карандашом если у вас получилось выполнить задание под №1 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки. | -2018-1054=964. -Выполняют задание в и информационных листах. |
4.6. Поэтапное закрепление. Работа в информационных листах, схем с пропусками задание №2. | | Папа Римский | Различия | 2.Православный патриарх | 2.Западная | | 4.Восточная | 5.Католическая | | 6.Православная | Иметь жену и детей Давали обед безбрачия Брать оружие и брить бород 1.Как звали епископа, который возглавлял Западную церковь? 2.Кто стоял во главе Восточной церкви? 3.На какие 2 части разделилась христианская церковь? 4.Как стали называть Западную церковь? 5.А как по- другому стали называть Восточную? 4.В каком году христианская церковь разделилась на Западную и Восточную? -Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 2 круг, закрасьте зеленым карандашом если у вас получилось выполнить задание под №2 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки. | -Заполнение информационных листов. -Папа Римский. -Патриарх. -Западная и Восточная. -Католической. -Православной. -1054г. |
Мини – итог урока. | | -Какие задачи мы выполнили? | -как устроена христианская церковь как организация верующих; - чем отличаются Западные и Восточные христианские церкви. |
Физминутка. | | Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали. Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют движения вместе с учителем. |
4.7.Объянение учителем происхождении православия на Руси | | -Несмотря на то, что Западная и Восточные Церкви отличаются, верующие люди почитают одного Бога и стараются жить по его заветам. -Когда произошел раскол, уже существовала и наша страна- Россия, в которой мы с вами живем. Правда, занимала он гораздо меньшую территорию, нежели сейчас, и называлась Русь. Христианство пришло на Русь из Византии, а значит главной религией наших предков стало православие. Ему суждено было сыграть выдающуюся роль в вашей истории и культуре. | -Слушают внимательно учителя. |
4.8.Рассказ учителя о языческих верованиях славян. | | -Мы отправляемся в гости к восточным славянам и познакомимся с их верованием. Основным занятием восточных славян было земледелие. Вот только хорошей, удобной земли было у них мало, так как вблизи их поселений были дремучие леча. -Догадайтесь, как древние славяне могли быстро освободить и очистить от деревьев большие участки земли, не пользуясь топорами и пилами?( мнение детей) -Действительно, чтобы подготовить после для посева, лес сначала выжигали, а потом выкапывали пни. К земле славяне относились как к животному существу. Они разговаривали с ней, со слезами на глазах прося прощение за то, что они ранят ее, делают ей больно во время пахоты. Дух Земли славяне называли богиней Мокушь , от слова мокрая Мать- сырая земля. -Действительно. Самой надежной и страшной клятвой у них была та, при которой славяне если землю и целовали мать – сырую землю. Поклонялись славяне и другим богам природы. -Дух какого объекта неживой природы славяне называли Даждь- бог, если от него зависела смена времен года и он постоянно вел борьбу с тьмой и холодом (Бог Солнца) -Даждь – бог, или бог Солнца, каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях и своими стрелами прогоняет ночь, весной плавит лед и снег. Благодаря его силе расцветают цветы, плодятся растения. -Но если он рассердится на людей, то пошлет на землю засуху, а значит, страшный голод. Чтобы задобрить Даждь-бога, славяне приносили ему в жертву домашних животных, сжигая их на костра. - Занимались славяне скотоводством. Богом, который покровительствовал домашних животных, был Велес. Славяне представляли этого бога в виде медведя. Возможно , и мы потомки этого божества, ведь славяне считали его своим предком. -Коледовали славяне рядились в звериные маски и меховые шубы. Ряжеными они ходили с песнями по домам и собирали подарки для богов. - Самым главным и самым грозным богом у славян был Перун, вызывающий гром и посылающий на землю молнии. -Жертвоприношения славяне приносили на особых огороженных площадках – святилищах, на которых стояли вырезанные из дерева или камня идолы - изображения богов славян. Жертвоприношениями ведали особые люди – кудесники и волхвы. | -Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. |
4.9.Поэтапное закрепление. Работа в информационных листах, задание №3. | | -Определите, как называли бога ветра и бури , установив соответствие между словами первого и второго столбика в информационных листах. - Итак, как называли бога ветра и бури? -Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 3 круг, закрасьте зеленым карандашом, если у вас получилось выполнить задание под №3 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки. | -Заполнение в информационном листе. -Стрибог. |
4.10. Рассказ учителя о причинах выбора князя Владимира новой религии. | | - Несмотря на свои огромные размеры, Киевская Русь не признавалась с соседними странами великим государством, потому что она была языческой. Это первая причина. | Слушают внимательно учителя. |
4.11. Практическая работа на восстановление последовательности предложений. | | - Вы догадаетесь, почему князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов, если установите смысловые связи между следующими суждениями и пронумеруете их. №1 Как-то раз в июле не выпало дождя. №2 Посевы начали засыхать. №3 Наступил страшный голод. №4 Дождя по – прежнему не было, посевы погибли. №5 Люди принесли в жертву языческим богам много юношей и девушек. - Итак, какова же была вторая причина, по которой князь Владимир решил крестить Русь (Языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им жертву юношей и девушек. Древние славяне перестали верить в языческих богов). | -Работа у доски восстановление последовательности предложений. -Языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им жертву юношей и девушек. Древние славяне перестали верить в языческих богов. |
4.12. Инсценировка о выборе веры Князя Владимира. | | - Соседи, узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов. Ребята, давайте послушаем разговор, который смог состояться между князем Владимиром и послами из разных стран. Автор: Пришли к князю мусульмане Мусульманин: Ты – князь мудрый, а закона не знаешь. Прими нашу веру и поклянись нашему богу Аллаху. Князь Владимир: А какова же ваша вера? Мусульманин: Наш Бог учит нас не есть свинины и не пить вина. Князь Владимир: Веселие Руси – в еде и питье. Не может наш народ жить без этого. Идите с миром. - Итак, ребята, как вы думаете, почему князь Владимир отослал мусульман домой. Автор: Пришли к князю Владимиру евреи. Еврей: Прими, князь Владимир, нашу веру. Князь Владимир: А где же ваша земля? Еврей: в Иерусалиме. Князь Владимир: но там ли вы живёте теперь? Еврей: Нет, Бог разгневался на отцов наших и разбросал нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал христианам. Князь Владимир: Зачем же нам вера людей, отверженных Богом? Если бы Бог любил вас вы бы не жили в чужих странах. Вы что, хотите, что бы и с нами было то же? - Итак, ребята, почему князь Владимир решил не принимать веру евреев? (мнения детей.) - Что бы узнать о других верах отправил князь Владимир послов в дальние страны. Побывав в католической церкви, вернулись послы из Рима. Давайте послушаем, что они сказали. Посол из Рима: Красива католическая церковь и внутри, и снаружи, священники носят богатые одежды, но не понравилось нам то, что в церкви поют на непонятном для верующих языке. Автор: Вернулись послы и от немцев. Послушаем речь. Посол от немцев: Бедна, некрасива их церковь. Автор: Возвратились послы и от греков. Давайте послушаем, что они сказали. Посол от греков: В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… Чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их Бога, хоть умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно. Автор: Веру у греков, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа. - Поясните, ребята, почему? | -Инсценировка о выборе веры Князя Владимира. -Читают по ролям. |
4.13.Рассказ учителя о Крещении Руси. | | - И Владимир сделал выбор в пользу восточного христианства – православие. Вскоре он не только крестился, но и женился на дочери византийского императора. А затем началось крещение русских людей – Крещение Руси. В летний день все жители Киева пришли к берегам реки Днепр – старые и малые. Священники совершили над ними обряд крещения. Произошло это в 988 году, то есть более тысячи лет назад. Христианство стало распространяться по всей Руси. | -Слушают внимательно учителя. |
4.14.Поэтапное закрепление. Заполнение информационного листа, задание №4,№5. | | Задание №4. -Ответь на вопрос, обведи правильный ответ в круг. 1)Какой бог был одним из главных у древних славян? а. Зевс в. Ра б. Перун г. Иисус Христос 2)Какое историческое событие произошло во времена правления Владимира? а. освобождение Руси от монголо – татар б. Куликовская битва в. Крещение Руси г. нашествие Золотой Орды 3)Когда произошло Крещение Руси? а. в 988 году в. в 1240 году б. в 1147 году г. в 1237 году -Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 4 круг, закрасьте зеленым карандашом, сли у вас получилось выполнить задание под №4 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки. Задание №5. Подчеркните одной линией Римских богов, двумя линиями Славянских богов. Юпитер, Меркурий, Сатурн, Венера, Даждь- бог, Марс, Мокошь, Перун, Стрибог, Велес. -Ребята, обратите внимание на информационный лист, в самом внизу изображены нумерованные круги, найдите 5 круг, закрасьте зеленым карандашом, если у вас получилось выполнить задание под №5 и у вас не было ошибок, красным карандашом если у вас были ошибки. | -Выполнение задания в информационном листе. -Проверка по эталону на доске: 1) . 2)в. 3)а. -Проверка по эталону на доске: Юпитер, Меркурий, Сатурн, Венера, Даждь- бог, Марс, Мокошь, Перун, Стрибог, Велес. |
V. Подведение итогов. | | -Назовите мне тему нашего урока. - Как устроена христианская церковь как организация верующих? - Чем отличаются Западная и Восточная христианские церкви? -Языческие верования славян? -Как Русь приняла христианство? | -Христианская церковь -Отвечают на вопросы. |
VI.Рефлексия | | Сегодня на уроке я узнал о … Я смогу рассказать… Мне было интересно на уроке, потому что … Данная тема была для меня … | -Заканчивают предложения на доске. |
VII.Инструктаж домашнего задания. | | -Задание для всех: подготовить рассказ, ответив на вопросы 3,4, страница 33. - Индивидуальное задание: подготовить сообщение по теме: «О древних христианских святых». | -Внимательно слушают инструктаж домашнего задания. |