kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема чести, достоинства, нравственного   

                        выбора  в  повести А.С. Пушкина

                                                                      «Капитанская дочка».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».»

Урок литературы в 8 классе

Тема урока : Проблема чести, достоинства, нравственного

выбора в повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка». Цель:

обучающая : проверить сформированность умений выявлять систему

образов – персонажей художественного произведения , описывать и сопоставлять героев , давать оценку их поступкам ; выявлять и анализировать значение важнейших эпизодов повести ; сжато пересказывать эпизоды текста; выразительно читать текст ; пользоваться словарем русского языка Ожегова .

воспитательная : проследить по тексту путь духовного становления Гринева ; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства.

развивающая : развивать коммуникативные навыки устной речи , умение рассуждать , доказывать свои мысли .

Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации к повести , интерактивная доска «Презентация к уроку –обобщению по повести А.С.Пушкина .

Используемая методика : методика критического мышления ,

компьютерные технологии .

Методические приемы: сжатый пересказ, групповая дискуссия,

чтение эпизодов , эссе .

Эпиграф урока:

«Береги честь смолоду»

(пословица)



Этапы урока.

Ход урока.

1 Организационный

момент .


2 Осмысление

изученного .






Проблемный вопрос .












Методика КМ

Прием «Ассоциации»


Работа со словарем

Ожегова .


















Компьютерные технологии.

Использование

интерактивной доски . Показ иллюстраций к повести.


Сжатый пересказ.


Работа с текстом .








Сжатый пересказ основных эпизодов.










Работа с текстом.


















Сжатая характеристика героев .


Методика К.М.

Прием

«групповая дискуссия».



Работа с текстом .







Методика К.М

Прием «Диаграмма Венн»




































Методика К.М.

Прием

«Групповая дискуссия»









-Мы с вами познакомились с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте попытаемся разобраться в прочитанном . Для начала определим тему произведения .

Вывод: Основная тема повести : крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева .

- Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести?

Вывод: Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.

-Сегодня мы будем с вами говорить о проблеме нравственного выбора героев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Запишите в тетради тему урока и эпиграф.

Как вы понимаете слова «честь» , «достоинство», «нравственность»?

Какие ассоциации (представления ) вызывают в вас эти слова ?

Давайте посмотрим , как эти слова растолковываются в толковом словаре Ожегова .

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы .

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств , а также уважение этих качеств в самом себе .

Нравственность - внутренние , духовные качества , которыми руководствуется человек , этические нормы , правила поведения , определяемые этими качествами .

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

- Давайте определим основных персонажей повести , дадим им краткую характеристику . (Показ иллюстраций к повести : Петр Гринев в родительском доме , Петр Гринев и Маша Миронова ,Пугачев , Маша Миронова и Екатерина 2 , Пугачев и Швабрин)

- Кто из них является главным героем ?

- Давайте проследим жизненный путь главного героя произведения, что мы о нем узнаем в начале повести .

- Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.

- Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.

Вывод : Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича . Правда для старика- Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству

- Что мы можем сказать о матери Гринева?

Вывод: О матери сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость. Доброе отношение к крепостному слуге – это также результат воспитания, полученного дома.

Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница .

- Как представлялась военная служба юному Петруше?

Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.

- Что же произошло?

- Чем заканчивается эта история?

- Какой урок преподал ему Зурин?

- Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?

(Зачитайте отрывок из повести .)

- Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?


Вывод : Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.

- Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?

- Как ведут себя оба противника во время поединка?

Вывод: Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.

Рассказ учащихся о Швабрине , о семействе Мироновых , о Пугачеве .

- Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героев?

- Как воспринимаются понятия чести и достоинства героями произведения?

Честь и достоинство .


Гринев Швабрин Капитан

Миронов.

Пугачев


- Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод.

Вывод: Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать.

- Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников)

Вывод: Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни.

- Чем различаются Пугачев и Гринев , а что их объединяет ?

Пугачев Гринев

Беглый каторжник . Молодой дворянин

Вожак крестьян офицер царской армии

Злодей , самозванец . Добрый , преданный .

Вывод : Пугачев и Гринев близки друг другу , так как для обоих самыми важными человеческими качествами являются честность , прямота , умение отвечать за свое слово , смелость , храбрость , великодушие .

- На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит?

Вывод: В этой ситуации Гринев-человек победил Гринева-солдата.

- Что в этом поступке покоряет нас?

- Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?

- А что значит честь для семейства

Мироновых?

Вывод : Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.

- Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.

- Как произошло, что Гринева схватили мятежники?

- Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?

- А есть ли представления о чести у Швабрина?

Вывод : Швабрин оказался малодушным трусливым офицером , он предал своего командира , «честь мундира» , перейдя на сторону врагов . По отношению к Маше повел себя недостойно ,бесчестно .

- Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту?

Вывод: Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому.

- Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша.

- Что важно для формирования личности человека?

( Попытаемся , тем самым , определить идею произведения.)

Вывод: Очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья? Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей .

- Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.

- Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком ?

Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.

Рефлексия .

Что важного для себя вы узнали на уроке ?

Давайте обратимся к эпиграфу урока , как вы его понимаете ?

Оценки за урок .

Спасибо за сотрудничество . Оценки за работу на уроке .


Домашнее задание:

Методика К.М

Прием «Эссе ».

Подготовиться к сочинению .

1 Гринев и Пугачев .

2 Женские образы в повести А.С.Пушкина.

3 Семья Мироновых .

4 Проблема чести, достоинства , нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Байгужинова Гульжан Асетовна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и тест к произведению"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_tvorchestvu_a_s_pushkina_kapitanskaia_dochka_i_test"
    ["file_id"] => string(6) "511816"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1558511004"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе. "
    ["seo_title"] => string(72) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-8-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "224580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438940129"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства