-Мы с вами познакомились с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте попытаемся разобраться в прочитанном . Для начала определим тему произведения . Вывод: Основная тема повести : крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева . - Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести? Вывод: Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. -Сегодня мы будем с вами говорить о проблеме нравственного выбора героев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Запишите в тетради тему урока и эпиграф. Как вы понимаете слова «честь» , «достоинство», «нравственность»? Какие ассоциации (представления ) вызывают в вас эти слова ? Давайте посмотрим , как эти слова растолковываются в толковом словаре Ожегова . Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы . Достоинство – совокупность высоких моральных качеств , а также уважение этих качеств в самом себе . Нравственность - внутренние , духовные качества , которыми руководствуется человек , этические нормы , правила поведения , определяемые этими качествами . Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. - Давайте определим основных персонажей повести , дадим им краткую характеристику . (Показ иллюстраций к повести : Петр Гринев в родительском доме , Петр Гринев и Маша Миронова ,Пугачев , Маша Миронова и Екатерина 2 , Пугачев и Швабрин) - Кто из них является главным героем ? - Давайте проследим жизненный путь главного героя произведения, что мы о нем узнаем в начале повести . - Расскажите о жизни Петруши в родительском доме. - Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить. Вывод : Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича . Правда для старика- Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству - Что мы можем сказать о матери Гринева? Вывод: О матери сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость. Доброе отношение к крепостному слуге – это также результат воспитания, полученного дома. Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница . - Как представлялась военная служба юному Петруше? Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным. - Что же произошло? - Чем заканчивается эта история? - Какой урок преподал ему Зурин? - Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости? (Зачитайте отрывок из повести .) - Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых? Вывод : Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых. - Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены? - Как ведут себя оба противника во время поединка? Вывод: Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым. Рассказ учащихся о Швабрине , о семействе Мироновых , о Пугачеве . - Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героев? - Как воспринимаются понятия чести и достоинства героями произведения? Честь и достоинство . Гринев Швабрин Капитан Миронов. Пугачев - Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод. Вывод: Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать. - Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников) Вывод: Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни. - Чем различаются Пугачев и Гринев , а что их объединяет ? Пугачев Гринев Беглый каторжник . Молодой дворянин Вожак крестьян офицер царской армии Злодей , самозванец . Добрый , преданный . Вывод : Пугачев и Гринев близки друг другу , так как для обоих самыми важными человеческими качествами являются честность , прямота , умение отвечать за свое слово , смелость , храбрость , великодушие . - На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит? Вывод: В этой ситуации Гринев-человек победил Гринева-солдата. - Что в этом поступке покоряет нас? - Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу? - А что значит честь для семейства Мироновых? Вывод : Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем. - Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте. - Как произошло, что Гринева схватили мятежники? - Какие качества проявил в этой ситуации Гринев? - А есть ли представления о чести у Швабрина? Вывод : Швабрин оказался малодушным трусливым офицером , он предал своего командира , «честь мундира» , перейдя на сторону врагов . По отношению к Маше повел себя недостойно ,бесчестно . - Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту? Вывод: Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому. - Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша. - Что важно для формирования личности человека? ( Попытаемся , тем самым , определить идею произведения.) Вывод: Очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья? Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей . - Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это. - Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком ? Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое. |