kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка к рабочей программе по основам религиозных культур и светской этики (модуль: Основы православной культуры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

           С 2012 - 2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

         Преподавание исторических и нравственных основ православной культуры осуществляется в   4 классе в течение всего года обучения — 34часа  в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по основам религиозных культур и светской этики (модуль: Основы православной культуры)»

  1. Пояснительная записка

С 2012 - 2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Преподавание исторических и нравственных основ православной культуры осуществляется в 4 классе в течение всего года обучения — 34часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю.




  1. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;

– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.


Метапредметными результатами (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.


Предметные результаты. 

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.


К 1-й линии развития относятся следующие из них:

– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.


Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми  друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.





  1. Содержание учебного предмета

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (16 часов).

1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

3. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовнойтрадиции православия.

4. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры

6. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

8. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

13. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

14. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

15. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Раздел II. Православие в России. (18 часов)

17. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

18. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

19. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

20. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

21. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

22 .Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

24. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

25. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

26. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

27. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

28. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

29. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

30. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

31. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранной теме.

32-34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

35. Обобщение курса за год


4. Формы реализации учебного предмета

Рабочая программа предполагает использование следующих методов обучения:

- методы организации и осуществления учебной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учения;

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

- дидактической системы деятельностного метода;

- проблемно-диалогического обучения;

- технология коллективного способа обучения;

- технология оценивания образовательных достижений;

- технология проектной деятельности;

- технология развития критического мышления.

Содержание материала представляется как индуктивным, так и дедуктивным методом. При этом весь теоретический материал сопровождается большим количеством аргументов, создаются условия для рассуждения детей, активно привлекаются результаты наблюдения обучающихся. Основными методами  при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. Кроме того, предполагается использование разнообразных методов и форм обучения:

-  эвристические беседы;

-  различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);

-  учебные и социальные проекты;

-  уроки-экскурсии;

-  деловые и ролевые игры;

-  практикумы;

-  различные викторины и другие конкурсные события;

-  творческие мастерские.

При организации учебного процесса на уроках используются следующие формы обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, коллективные.

Основные способы освоения содержания программы: репродуктивный и творческий.

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками)



  1. Тематическое планирование


Четверть

Раздел

Кол-во часов

I

Введение в православную духовную традицию

8

II

Введение в православную духовную традицию

7

III

Православие в России

11

IV

Православие в России

8


Итого:

34




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шведова Ирина Александровна

Дата: 31.08.2020

Номер свидетельства: 556757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по Основам Православной Культуры 4 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammapoosnovampravoslavnoikultury4klass"
    ["file_id"] => string(6) "300004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456652252"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Рабочая программа по ОПК "
    ["seo_title"] => string(27) "rabochaia-proghramma-po-opk"
    ["file_id"] => string(6) "144753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418787209"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Программа по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(19) "proghramma-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "188913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426772635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства