kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заповеди блаженств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа способствует воспитанию нравственности, морально-ответственного поведения личности в жизни семьи и общества.

Просмотр содержимого документа
«Заповеди блаженств»

Тема урока: Заповеди блаженств.

Цель урока

воспитание нравственности, морально-ответственного поведения личности в жизни семьи и общества

Задачи урока

  • Обучающая: познакомиться с текстом Заповедей блаженств; понять, что означает «нищета духа»; узнать, кого Библия называет миротворцем; научиться понимать смысл евангельских выражений «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «изгнанные за правду», «наследовать землю», «чистые сердцем»; узнать значение слов «кротость», «милость».

  • Воспитательная: осознать, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах; осознать, что призыв евангельских заповедей блаженств зачастую несовместим с привычными представлениями человека о счастье.

  • Развивающие: усвоить разницу в приобретении земных благ и духовных благ в христианской культуре; усвоить разницу в понимании счастья людьми как норму человеческих взаимоотношений; совершенствовать устную речь и умение мыслить самостоятельно,

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия

Нищие духом, Царство Небесное, миротворец, кротость, милость, зависть, чистота сердца, плач о Боге, алчущие и жаждущие правды, изгнанные за правду

Словарик к уроку

  • Нагорная проповедь - проповедь Иисуса Христа о «блаженствах», в которой выражена сущность новозаветного закона в отличие от ветхозаветного. Н. П. была произнесена на горе, которую исследователи отождествляют с горой Курн-Хаттин (на полдороге между Фавором и Капернаумом, в двух часах пути от Галилейского озера), вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Евангелиях от Матфея, гл. 5-7, и Луки, гл. 6:17-49.

Средства наглядности (оборудование): Евангелие, Библия.





Ход урока

1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши доброжелательные и улыбающиеся лица.

2. Актуализация опорных знаний по теме: «Подвиг»

Вопросы для повторения:

Беседа.

  • Объясните значение слова подвиг.

  • Как связаны подвиг и подвижничество?

3. Постановка учебной задачи

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

  • Итак, ребята, сегодня я предлагаю поговорить о Заповедях, о Заповедях... Блаженства.

  • А как вы думаете, ребята, что такое счастье? Кого можно назвать счастливым человеком?

  • Что же нужно соблюдать, чтобы жизнь наша оказалась счастливой?

4. Открытие новых знаний

а) Беседа.

Помните, мы с вами читали слова Иисуса Христа о сокровищах: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Что такое сокровища на Небе? Перечислите эти сокровища. (дети отвечают)

Сокровища на Небе - это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог.

А где это на Небе хранятся наши добрые сокровища? (дети отвечают)

В Царстве Небесном, Царстве Божием. Иисус Христос сказал, что «Царство Божие внутри вас».

А где в нас начинается Царство Божие, как вы думаете? (дети отвечают)

Царство Божие начинается в земной жизни человека и продолжается на небе в Вечности. А искать Царство Божие нужно в своем сердце. Т.е. если в сердце мы будем почитать важным вечные ценности, то в нем будет Царство Божие. А если всем сердцем будем прикипать к вещам преходящим - к славе, богатству – то в сердце нашем поселится мрак.

Богатство, которое осуждает Евангелие - это не количество денег, не социальное или политическое положение человека, а его отношение ко всем этим благам. И миллионер может щедрым, а бедный думать, что счастье в богатстве. Поэтому Иисус Христос и сказал: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".


Подготовительная беседа

Но чтобы делать добро, собирая сокровища на Небе, нашей душе нужно понуждать себя к движению от эгоизма к любви, т.е. совершать подвиг.

Подвиг (Алексей Хомяков)

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе.

Если скорби земные

Жалом в душу впились, -

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них,

Без труда, без усилья -

Выше мраков земных.

А вы знаете, что в древности подвиг назывался также радение?

Какой корень у этого слова? - «рад». Наши предки слово «рад» употребляли, когда хотели сказать, что они охотно и добровольно, с веселием, старательно и прилежно что-то делают. А заботиться о ком-то значило радеть об этом человеке.

Посмотрите внимательно на слово «радение», вам оно ничего не напоминает? (дети отвечают)

Слово «радение» родственник слову «радость». Т.е. наши предки считали, что подвиг приносит радость.

Как вы думаете, кому и почему подвиг приносит радость? (дети отвечают)

Подвиг приносит радость и тому, кто совершил его и тому, ради кого он был совершен. А радость подвиг приносит потому, что настоящий подвиг основывается на любви и направлен на совершение добра.

А когда человек находится в состоянии радости, то, что обычно про него говорят? (дети отвечают)

Что он счастливый человек. Состояние радости – это счастье.

Счастье – тоже очень древнее слово. Оно образовано при помощи приставки с- и слова часть. Его буквальное значение в прошлом - "хорошая часть, доля". Это было связано с охотой и военной добычей. На картине древние славяне, еще до Крещения Руси, делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода. Т.е. тот, кто получил свою долю от добытого, был человеком с частью – счастливым.

Как вы думаете, с позиции современного человека, можно ли назвать это настоящим счастьем? (дети отвечают)

Постепенно слово счастье стали употреблять и в духовном значении. Но смысл его не поменялся.

Как вы думаете, почему эти люди так радостны? (дети отвечают)

Счастье - это иметь часть с людьми, быть причастным людям в их жизни.

И что же у нас получилось? Подвиг доставляет радость. Радостные чувства делают нас счастливыми. Значит, чтобы быть счастливым, нужно потрудиться над собой.

Давайте посмотрим, что о счастье говорит народная мудрость?

Счастье не птица: само не прилетит.

Всякий счастья своего кузнец.

За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.

Как вы понимаете эти пословицы? (дети отвечают)

  • Счастье за деньги не купишь.

  • Счастье и труд рядом живут.

  • Счастье не ищут, а делают.

Как вы понимаете эти пословицы? (дети отвечают)

  • Не бросай друга в несчастье.

  • На чужом горе счастье не построишь.

  • Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Как вы понимаете эти пословицы? (дети отвечают)

Давайте с вами вспомним заповеди о любви к ближнему. (дети отвечают)

За выполнение какой заповеди Бог дает счастливую и долгую жизнь на земле? (дети отвечают)

Пятая заповедь: Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет

и долголетен будешь на земле.

Подумайте, какое слово здесь означает счастье? (дети отвечают)

Православные христиане счастье именуют благом. А слово блаженный на старославянском языке означает счастливый.

Когда человек преисполнен радости, когда он очень счастлив, то испытывает чувство блаженства. Высшее счастье, т.е. высшее благо для верующего человека – это быть частью с Богом, быть причастным Богу.

До нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа, сказанные Им на Нагорной проповеди, называются «Заповеди Блаженств».

Вспомните, что вы уже знаете из того, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди? (дети отвечают)

Не отвечай злом на зло.

Любите врагов ваших.

Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе.

Не судите, да не судимы будете.

Золотое правило этики: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

А Нагорная проповедь Иисуса Христа с провозглашения заповедей блаженств. Эти заповеди для христиан как лестница в Царствие Небесное.

Первая из них – «Блаженны нищие духом».

Самостоятельное чтение

Первая из них – «Блаженны нищие духом». Она говорит о людях, которые стали «нищими» по велению своего духа. Дух – это то стремление души, которое влечет человека к Богу (соответственно, духовность – это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью). Нищие духом сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что:

Лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому без любви.

Лучше отказаться от карьеры, если для нее надо предать своих друзей или свои убеждения.

Лучше копить друзей, чем деньги.

Лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.

В первой заповеди Христа есть очень важная подробность. Она говорит о настоящем времени, а не о будущем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолжение этой заповеди звучит опять же в настоящем времени: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

«Царство Небесное» - это то же самое, что рай. Многие легенды говорили о рае как о какой-то очень далекой и недостижимой стране или как о месте, в которое души летят после смерти тела.

Христос сказал иначе: «Царство Божие – внутри вас». Значит, Его ученики рай ищут не с помощью космической разведки.

А слова Христа о том, что для «нищих духом» Царство Божие есть, а не просто будет, означают, что для входа в рай нужна не смерть, а вера. Во что верит человек - это владеет его душой.

Если человек решил поступить по заповеди Христа – значит, он признал Христа своим Учителем, Господом. Тогда он – в царстве Христа, в царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.

Анализ текста

Кто такие – нищие люди? (дети отвечают)

Нищие люди – это те, кто ничего не имеет.

Как вы думаете, к такой нищете призывает Иисус Христос? (дети отвечают)

Нет, конечно. Но почему же тогда условием блаженства, счастья, называется нищета? Давайте подумаем, какими душевными качествами обладают нищие. (дети отвечают)

Так как у нищих ничего своего нет, они просят помощи у других, принимают пищу и одежду как дар и за все благодарят. Они кроткие и смиренные.А смирение противоположно гордости. От гордости же произошло все зло в мире. Т.е. духовная нищета – это смирение. А смирение – это значит жить с миром в душе.

Но с чем же должны мы смиряться духом?

Давайте опять посмотрим на нищего. В чем он смиренен? (дети отвечают)

В том, что у него ничего нет своего. Все, что он имеет – одежду, еду, деньги – он получает от людей. Не по заслугам, а из милости, как дар.

А как вы думаете, способности и таланты нашей души – это наша заслуга или Кто-то их дал нам в дар? (дети отвечают)

Способности и таланты не наша заслуга, они даны нам Богом. Поэтому смиренные духом – это те, кто не хвалится и не гордится своими способностями и талантами, своим достатком и благополучием. Они проявляют смирение и кротость, доброту и любовь и за все благодарят Бога.

Какую благодарность ждет от нас Бог за свои дары? На что мы должны их употреблять? (дети отвечают)

Благодарность Богу – это проявленное милосердие к другим людям. Это когда ты все, что имеешь, употребляешь на благо ближнему.

Почему нищие духом, т.е. смиренные, уже на земле находятся в Царстве Божием? (дети отвечают)

Счастье, которое состоит в добре, любви, красоте, - это и есть Царство Божие. Для того чтобы быть счастливым, нужно жить с Богом в душе.

Что значит жить с Богом в душе? (дети отвечают)

Это значит жить по Его заветам, служить Богу, делая добрые дела.

Т.е. нищета духовная — это совсем не слабость и униженность, а великая сила. Это победа человека над самим собой, над своим эгоизмом. Это способность открыть Богу свое сердце, чтобы Он воцарился в нем, освящая и преображая нашу жизнь.

1. Какие жизненные выборы совершает «нищий духом»?

(Детям на выбор предоставляется два понятия. Неподходящее слово убирается.)

Любовь – деньги;

слава – друзья;

совесть – карьера;

богатство – честность.

Итак, мы с вами выяснили, что выполнение первой заповеди Блаженства - это главное условие для вступления на путь к Небесному Царству.

Вторая заповедь блаженств – «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».


Самостоятельное чтение

Вторая из прозвучавших в Нагорной проповеди заповедей звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто-то плачет оттого, что у него угнали дорогую машину. Христос не обещает ему награду за такой плач.

А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет плакать о ней – вот тогда он может получить утешение.

Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благодати. Когда-то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерялся… Человек уже знает вкус «Царства Божия», помнит о нем. Но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа и просит Бога вернуться. Вот такой плач точно окажется услышанным.

В библейские времена люди верили, что олени воюют со змеями. Они полагали, что укус змеи для лани опасен, но если лань быстро напьется, то вымоет из себя яд. Поэтому в библейском псалме (гимне) говорится: «как (укушенная) лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Для пророка стремительный бег оленя к реке подобен стремлению души, которая однажды уже пережила встречу с Богом, потом потерялась и вот теперь вновь стремится к Нему, страдая от жала греха.

Анализ текста

Слезы - это не обязательно слабость. Слезы часто помогают нам снять боль, и физическую и душевную. Но всякие ли слезы очищают душу? Оставьте те причины слез, за которые Господь обещает утешение и блаженство.

Оставляем слова «сострадание, раскаяние».

Следующая ступенька - заповедь о кротости.


Самостоятельное чтение

Заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» - самая неочевидная. Она говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал. В жизни так бывает слишком редко.

Значит, слова Христа говорят о том, что произойдет за пределами обычной земной жизни. Убеждение христианина в том, что человека ждет вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что его нынешний конфликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».

Победа, которая досталась нечестным путем, будет причинять боль душе. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал: земля все равно не ваша, и вы на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей пасхи.

Анализ текста

Кротость — это великая способность человека понять и простить другого.

Какие качества человеческой души, которые, по-вашему, характеризуют кроткого человека?

- «великодушие», «незлобивость», «терпение».

Вспомните, что означает слово «пасха»? (дети отвечают)

Пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление». Пасхой называют праздник Воскресения Господня. И воскресение человека в будущей жизни также называют пасхой, как избавление от греха и переход из временной жизни в вечную.

2. Почему именно кротким Христос говорит о власти на земле? (дети отвечают)

Потому что в Царстве Небесном на обновленной земле будет господствовать вечный мир, а именно кротость не вызывает ссор и раздоров.

Следующая, четвертая заповедь блаженства – о стремлении к правде.


Самостоятельное чтение

«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Это не о тех, кто желает разгадать чью-то страшную и скандальную тайну. В Евангелии Истиной называется Сам Христос. Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.

Анализ текста


Может ли человек быть счастливым, живя во лжи? (дети отвечают)

Где ложь, там и ее вечные спутники: небратолюбие, двоедушие, лицемерие, разделение. Говоря неправду, мы как бы разделяемся надвое, начинаем жить двумя жизнями. Человека, желающего жить по правде, можно сравнить с пьющим чистую воду. А человека, который живет во лжи, подобен тому, кто пьет из двух источников – грязного и чистого. И хотя он делает и правду, но ложь загрязняет всю воду и отравляет человека. Потому в заповеди и сказано, что блажен тот, кто алчет правды Божией и стремится к ней, как жаждущий — к источнику чистой родниковой воды.

Как вы думаете, в чем заключается правда Божия? (дети отвечают)

Правда Божия – это праведная жизнь, основанная на справедливости, честности и заповедях Божиих. Правда – это закон, законный поступок, т.е. добродетель. А праведность – это жизнь по правде.

Следующая ступенька – заповедь о милостивых.

Самостоятельное чтение

Заповедь «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Ты уже не считаешь себя совершенством? Ты уже знаешь, что и в тебе есть недостатки? Значит, и тебе нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.

Анализ текста

Как вы думаете, относятся ли эти пословицы к заповеди о милостивых? (дети отвечают)

Помните золотое правило этики: относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе. Что ты делаешь, то в итоге и получаешь. Если ты хорошо относишься к людям, делаешь добро, то добром и возвращается, а если желаешь зла другим, то зло к тебе и придет.

Что сеется милосердными? (дети отвечают)

Быть милосердным – это в первую очередь сострадать людям и помогать им избавиться от греха. И уметь прощать людям, делающим неправду. Милостивые будут помилованы, то есть пожнут (получат) то, что сеют.

Следующая, шестая ступенька – заповедь о чистых сердцем.

Самостоятельное чтение

«Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога». В этих словах Христа – ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни.

Грязь в сердце – это зависть, желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

Чистота сердца – это свобода от упомянутых грязных пятен. Чистое сердце радуется жизни и людям. Чистое сердце не злопамятно: оно не ведет учет – кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Во всех людях и в природе он видит Бога и радуется Ему.

Анализ текста

Откуда исходит добро и зло? (дети отвечают)

Добро и зло исходит из человеческого сердца. Чем наполнено наше сердце, к чему оно привязано, таковы и помыслы и желания наши. Т.е. не только не делать зла не надо, чтобы увидеть Бога, но и помышлять злое в сердце своем.

3. Что такое чистое сердце? (дети отвечают

Чистота сердца – это чистота помыслов и чувств.

Следующая, седьмая заповедь – заповедь о миротворцах.

Самостоятельное чтение

«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

Однажды из Иерусалима в Рим пришел монах. Рим к этому времени еще не успел привыкнуть к своей новой христианской вере. Но Рим привык пышно праздновать свои военные победы. Телемах (так звали этого монаха) шел по городу и вдруг был увлечён толпой горожан на огромный стадион в центре Рима – Колизей. На арене же стадиона началась самая страшная из человеческих игр – бои гладиаторов. Гладиаторы - это рабы, которых на потеху зрителям заставляли драться друг с другом до смерти. Когда Телемах понял, что это всерьез, он выбежал на арену Колизея и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не убивайте другу друга!!!».

Гладиаторы замерли. А зрители разгневались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его камнями.

И все же эти римляне уже были христианами… Властители Рима задумались, покаялись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.

О силе любви напомнила волшебница-финка в «Снежной Королеве». Олень просил ее дать Герде силу двенадцати богатырей. А волшебница призналась, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть: «Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце».

Анализ текста

Какие значения имеет слово «мир»? (дети отвечают)

Первое значение – это мир как вселенная, народы, все, что окружает нас. Второе значение - спокойствие, тишина, благополучие в отношениях между людьми и в душе человека.

4. Сопоставьте две фразы:

Я благодарю миротворца.

Я благодарю Миротворца.

В одном ли и том же значении употребляется слова «мир», «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец? (дети отвечают)

Бог — Творец мира и жизни. А человеку Бог заповедал хранить созданный им мир. Мир Божий – это мир любви. Потому и миротворцы – это люди, которые следуют Божьей заповеди о любви к ближнему и распространяют мир вокруг себя. Но для того, чтобы подавать пример миролюбия окружающим, мирить враждующих, предотвращать ссоры, нужно установить мир Божий в своей душе. Сам миротворец должен поступать с людьми дружелюбно и жить в мире со всеми людьми. Те, кто служит этой цели, являют верность завету Господа и продолжают Его дело и называются сынами Божиими.

Посмотрите, какие еще заповеди блаженств нами не названы?

(на доске запись, дети зачитывают)

Блаженны нищие духом.

Блаженны плачущие.

Блаженны кроткие.

Блаженны алчущие и жаждущие правды.

Блаженны милостивые.

Блаженны чистые сердцем.

Блаженны миротворцы.

Блаженны изгнанные за правду.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

В этих двух заповедях говорится о верности Богу и его заветам, даже если люди будут злословить, гнать и убивать за веру.


Давайте посмотрим, что же происходит с душой человека, который старается выполнять Заповеди Блаженств.

Нищий духом, т.е. смиренный человек, ставит в центр своей жизни не себя, а Бога или другого человека. Такой человек лишен эгоизма, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. В душу такого человека легко проникает Божественный свет. Смиренный человек чувствует легкость на душе, ему радостно.

И если в такую светлую душу заползают грешные помыслы, то они хорошо видны. Человек чувствует тяжесть на душе и плачет об этих грехах. Слезы покаяния очищают душу.

Человек смиренный и плачущий о своих грехах в первую очередь судит себя, требует с себя, с себя спрашивает. Он приобретает кротость. Ведь именно кроткий человек на себя перекладывает тяжелое бремя с другого, а другого прощает. Так зарождается любовь к ближнему.

Сердце человека становится больше и его душа начинает испытывать жажду добра – правды Божией – праведности.

Душа человека, светлая и преисполненная любовью и благодатью стремится поделиться своей радостью. Сердце желает миловать. И чем больше милосердия к другим проявляет человек, тем больше и вместительнее становится его сердце.

Человек, нищий духом, т.е. открывающий свою душу Богу, простой и искренний, кроткий, жаждущий добра, милосердный уже не только не хочет совершать недобрых поступков, он и думать о плохом не желает. Его сердце становится недоступно и греховным помыслам.

Чистое сердце несет в себе Божественный свет, неся мир вокруг себя. Такой человек не может без боли и слез видеть зло не только в себе, но и вокруг себя. Он стремится предотвращать несправедливость, разногласия и ссоры.

И вот уже душа человека, пребывая в блаженстве, не мыслит себя без Бога, она растворяется в Нем. Человек достигает истинного счастья, истинной радости — в любви Божией, в пребывании с Ним.

Но преодолеть все эти ступеньки счастья очень и очень трудно. Для этого нужно каждодневно, ежечасно и ежеминутно проявлять решимость к подвигу, к победе над самим собой. Иисус Христос сказал своим ученикам: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10-11).


Слушаем текст

ВРЕЗКА

Замечательный артист и умный человек Иннокентий Смоктуновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел… Мне было шесть лет, и в какой-то праздник тетя дала мне тридцать рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. И тем не менее почему-то все равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, твердо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подошел к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуйста»… С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».

Анализ текста

5. Какое искушение преодолел Иннокентий Смоктуновский?

5. Закрепление новых знаний

а) первичное закрепление

  • Какие заповеди близки, понятны твоей душе?

  • Какие заповеди вызывают вопросы, даже отторжение?

- А какой это «Счастливый человек» с точки зрения православного человека? (негордый, кроткий, умеющий владеть собой, совестливый, живущий в мире с собой и с другими, помогающий другим)

- Кто способен так воспринимать счастье? Кого можно назвать счастливым человеком? (Ответ может быть только такой – того, кто любит Бога; для кого Христос – идеал)

- Сложно ли исполнять Заповеди Блаженства? Как вы думаете, почему?

- Ребята, а вы можете себя назвать счастливыми, блаженными с этой точки зрения?

-А что надо сделать, чтобы быть счастливыми?

б) творческая работа

К следующему уроку создай копилку доводов, с помощью которых можно убедить людей творить добро и жить по совести. Также можно подумать над словами немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам».

- Представь, что у вас в школе открывается детский клуб «Миротворец». Придумай и запиши 5 основных законов, которым обязательно должны следовать члены этого клуба.


Вывод к уроку: Бог заботится о нас даже тогда, когда нам кажется, что мы одиноки, когда мы несчастны или нас никто не понимает. Но Он всегда рядом с нами. Особенно Господь слышит Вас, дети. Ведь Он вас очень любит! Вот и вы не забывайте этого, старайтесь помнить о заповедях блаженства. Будьте добрыми, любите и слушайтесь родителей, почитайте старших, никого не обманывайте, не обижайте, не воруйте, не ленитесь, не бранитесь, будьте со всеми ласковыми, говорите правду.

Итог урока.

- Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям?

- А что для этого нужно сделать?

Дополнительный материал

1. Блаженными называют святых подвижников, которые принимают на себя подвиг ради Христа и спасения своей души путём отказа от обычного образа жизни. Они делаются скитальцами, нищими, принимают образ человека, как бы лишённого здравого ума, но при этом остаются мудрыми, и люди их особо уважают за внутреннюю чистоту и свободу от всяких житейских умствований и недостойных поступков. Такое служение требует от святых великого самоотвержения, чтобы своё «бесславие» обращать во славу Господа: в смешном не допускать ничего греховного, в обличении — ничего несправедливого. Таким юродивым (их ещё так называют) был, например, святой Василий Блаженный, московский чудотворец. Василий родился в подмосковном тогда селе Елохово (это название осталось за Елоховским проездом в Москве и сегодня). Совсем юным шестнадцатилетним отроком он отказался от мирского ради духовной чистоты и служению Господу. Василий был настолько беден, что не имел ни жилища, ни даже одежды. За чистоту жизни, веру и великое терпение его очень почитали в народе. Блаженный прожил долгую жизнь, несмотря на все её внешние тяготы. В последний путь провожала его вся Москва. В похоронах принял участие и сам царь Иоанн Васильевич Грозный. По повелению сына Иоанна IV — царя Фёдора Иоанновича — над местом погребения Василия Блаженного был построен храм, который вошёл в общий ансамбль великолепного храма Покрова Богородицы на Красной площади, возведённого по приказу Грозного в честь покорения им Казани. Мощи святого до настоящего времени пребывают в Покровском храме, названном в народе его именем — храмом Василия Блаженного.

2.Город (Под небом голубым)

Слова Анри Волохонского, музыка Владимира Вавилова, исполняют Елена и Александр Михайловы.


В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10) и из видения Иоанна Богослова (Откр.4:7). Изображения четырех живых существ древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.


Под небом голубым есть город золотой

С высокими воротами, с прозрачною стеной.

В том городе сады: то травы, то цветы.

В саду гуляют звери нездешней красоты:


Одно там - дивный огнегривый лев,

Другое - вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.


А в небе голубом горит одна звезда.

Она твоя, о ангел мой, она с тобой всегда.

Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,

Пускай звезда ведет тебя дорогой в дивный сад.


Тебя там встретит огнегривый лев,

И чудный вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

Полезные материалы

  1. Методическое обеспечение экспериментальных уроков ОРКСЭ для 4-5 классов

  2. Учебник А.Кураева по основам православной культуры

  3. Библейские заповеди

  4. Слепорожденный

  5. О заповедях Блаженств

  6. Цикл ссылок, посвященных Заповедям блаженства






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Заповеди блаженств

Автор: Лаппо Светлана Александровна

Дата: 16.06.2016

Номер свидетельства: 334952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок по ОРКСЭ "Заповеди блаженства.""
    ["seo_title"] => string(36) "urok_po_orkse_zapoviedi_blazhienstva"
    ["file_id"] => string(6) "426066"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503504674"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Презентация к уроку основ религиозных культур и светской этики на тему "Заповеди блаженств.""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_osnov_religioznykh_kultur_i_svetskoi_etiki_na_temu_zapoved"
    ["file_id"] => string(6) "483148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1541082747"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект занятия по внеурочной работе "Заповедь: Чти отца твоего и мать твою" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-zaniatiia-po-vnieurochnoi-rabotie-zapovied-chti-ottsa-tvoiegho-i-mat-tvoiu"
    ["file_id"] => string(6) "228128"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441121709"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Заповеди блаженств"
    ["seo_title"] => string(21) "zapoviediblazhienstv1"
    ["file_id"] => string(6) "327860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463502124"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок по ОПК "Заповеди блаженств""
    ["seo_title"] => string(33) "urok_po_opk_zapoviedi_blazhienstv"
    ["file_id"] => string(6) "395764"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488108626"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства