-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. ( слайд 1)
-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца.
2.Повторение изученного.
В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.
-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?
/ учебник, альбом, …./
- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/
-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!
-На столах у вас лежат карточки с вопросами. Чтецы прочтут их, а вы вместе вспомните ответ. Пользуйтесь при необходимости альбомами, учебниками.
Вопросы блиц - опроса:
1.Что такое Божья благодать?
2. Кто такие святые?
3. Что значит молиться?
4. Какие бывают молитвы?
Отчёт групп:
1 гр. Божья благодать- действие Бога, меняющее человека. (слайд 2)
2гр. Святые- люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (слайд 3)
3гр. Молиться- обращаться к Богу. (слайд 4)
4гр. Виды молитв : просьба, благодарение, славословие. (слайд 5)
Отчёт групп.
3. Сообщение темы.
-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы. ( см приложение №1)
/ Ребятам предлагаются репродукции картин и икон/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ Модуль Православная культура»
Методическая разработка урока по теме:
«Икона»
( модуль «Основы православной культуры»)
учителя православной культуры
МОУ»СОШ № 8»
г.о.Саранск
Цель:
формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».
Задачи:
-формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;
-овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;
- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Оборудование:
учебник; рабочие альбомы; компьютер; презентация; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. ( слайд 1)
-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца.
2.Повторение изученного.
В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.
-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?
/ учебник, альбом, …./
- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/
-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!
-На столах у вас лежат карточки с вопросами. Чтецы прочтут их, а вы вместе вспомните ответ. Пользуйтесь при необходимости альбомами, учебниками.
Вопросы блиц - опроса:
1.Что такое Божья благодать?
2. Кто такие святые?
3. Что значит молиться?
4. Какие бывают молитвы?
Отчёт групп:
1 гр. Божья благодать- действие Бога, меняющее человека. (слайд 2)
2гр. Святые- люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (слайд 3)
3гр. Молиться- обращаться к Богу. (слайд 4)
4гр. Виды молитв : просьба, благодарение, славословие. (слайд 5)
Отчёт групп.
3. Сообщение темы.
-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы. ( см приложение №1)
/ Ребятам предлагаются репродукции картин и икон/
- А теперь дайте название каждой группе. / 2.картины, 2. иконы/
Учитель открывает записи на доске:
картины
иконы
- По 2 человека от каждой группы выйдут к доске и прикрепят репродукции в соответствии с записями.
картины
иконы
- Вы правильно распределили репродукции.
- Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.
- Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры : об иконах или картинах? /конечно об иконах/ 2 слайд
-Откройте альбомы, запишите тему занятия. (слайд 6 )
- Кто из вас попытается объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./
- Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/
4. Работа со словарями.
- На столах у каждой группы разные словари:
1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.
2.Толковый словарь Ушакова
3.Большая советская энциклопедия
4. Этимологический словарь русского языка Семенова.
- Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:
1 группа.
Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде/(слайд 7)
2 группа.
Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/(слайд 8)
- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/
3 группа.
Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия/(слайд 9)
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер –святыня/
4 группа.
Икона -изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./ Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/(слайд 10 )
- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/
Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона». Это определение мы поместим в альбом. (слайд 11)
Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.
Данная распечатка вклеивается ребятами в альбомы. (слайд 12)
5. Актуализация знаний по теме.
- Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?
-Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого в альбомах у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.
вопросы
+ -
ответы
1. Где можно встретить иконы?
2. Когда появились первые иконы?
3. Может ли икона излучать свет?
4. Что такое нимб? Каково его значение?
5. Что самое поразительное есть в иконах?
6. Зачем нужны иконы?
Читаем вопрос и если на него есть полный точный ответ, ставим рядом +, записываем ответ в 3-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора и записывать в 3–ю колонку.
- Дети наверняка дадут точный ответ на вопрос : «Где можно встретить иконы?» / дома, в храме/
1. Где можно встретить иконы?
+
В храме, дома, в автомобилях
/ По остальным вопросам мнения расходятся, дети не уверены в своих ответах. Следовательно на них ответим по ходу работы./
- Вы верно сказали, что иконы можно встретить дома, в храмах, иногда даже в автомобилях. (слайд 13)
-Основным местом нахождения икон является храм, церковь. Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?»
/ предположительный ответ : чтобы молиться./
-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.
Отчёт групп о проделанной работе.
/Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./ (слайд14)
6. Зачем нужны иконы?
Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.
-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна. Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.
6. Дидактическая игра.
-Молодцы. Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, на слайде(слайд 15), в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет используется на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:
чёрный
красный
золотой
синий
/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./
-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? (слайд 15) / Можно/
-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает нанего. (слайд 16) На какой вопрос мы нашли ответ?/ Может ли икона излучать свет?/
-Какой ответ запишем?
3. Может ли икона излучать свет?
Свет исходит от образа, а не падает на него.
- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. /
- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? (слайд 17) / на солнце/.
- А что даёт солнце всему живому? /тепло, свет, уют, радость/. А как всё перечисленное назвать одним словом? /благодать/
- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/.(слайд 18)
4. Что такое нимб? Каково его значение?
Знак Божией благодати.
- Один из вопросов сегодняшнего занятия- что самое поразительное есть в иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?
-Прочтите, определите, что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов?
/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?
-Четвёртая группа. Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/
- В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./
5. Что самое поразительное есть в иконах?
Глаза выражают радостопечалие.
7. Просмотр фильма «Перед святыми иконами»
8. Рефлексия урока.
- Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры?
-Почему икона для православного христианина –это святыня?
-Что вы расскажите своим близким о иконе?
- Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? (Нет, остался вопрос : Когда появились первые иконы?
9. Домашнее задание
- Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)