kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКСЭ Модуль Православная культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. ( слайд 1)

-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца.

2.Повторение изученного.

В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.          

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?

/  учебник, альбом, …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/ 

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!

-На столах у вас лежат карточки с вопросами. Чтецы  прочтут их, а вы вместе вспомните ответ. Пользуйтесь  при  необходимости альбомами, учебниками.

Вопросы блиц - опроса:

1.Что такое Божья  благодать?

2. Кто такие святые?

3. Что значит молиться?

4. Какие бывают молитвы?

Отчёт групп:

 1 гр. Божья благодать- действие Бога, меняющее человека. (слайд 2)

 2гр. Святые- люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (слайд 3)

 3гр. Молиться- обращаться к Богу. (слайд 4)

 4гр. Виды молитв : просьба, благодарение, славословие. (слайд 5)

Отчёт групп.

3. Сообщение темы.

-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как  обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы. ( см приложение №1)

/ Ребятам предлагаются репродукции картин и  икон/

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ Модуль Православная культура»

Методическая разработка урока по теме:

«Икона»

( модуль «Основы православной культуры»)



учителя православной культуры

МОУ»СОШ № 8»

г.о.Саранск

Цель:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».

Задачи:

-формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

-овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;

- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.


Оборудование:


учебник; рабочие альбомы; компьютер; презентация; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.




















Ход занятия.



1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. ( слайд 1)

-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца.

2.Повторение изученного.

В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?

/ учебник, альбом, …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!

-На столах у вас лежат карточки с вопросами. Чтецы прочтут их, а вы вместе вспомните ответ. Пользуйтесь при необходимости альбомами, учебниками.

Вопросы блиц - опроса:

1.Что такое Божья благодать?

2. Кто такие святые?

3. Что значит молиться?

4. Какие бывают молитвы?

Отчёт групп:

1 гр. Божья благодать- действие Бога, меняющее человека. (слайд 2)

2гр. Святые- люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (слайд 3)


3гр. Молиться- обращаться к Богу. (слайд 4)


4гр. Виды молитв : просьба, благодарение, славословие. (слайд 5)



Отчёт групп.

3. Сообщение темы.

-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы. ( см приложение №1)

/ Ребятам предлагаются репродукции картин и икон/


- А теперь дайте название каждой группе. / 2.картины, 2. иконы/

Учитель открывает записи на доске:

картины

иконы



- По 2 человека от каждой группы выйдут к доске и прикрепят репродукции в соответствии с записями.

картины

иконы










- Вы правильно распределили репродукции.

- Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.

- Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры : об иконах или картинах? /конечно об иконах/ 2 слайд

- Проверим, откройте учебник на странице 54. Прочтите тему. / «Икона» /

-Откройте альбомы, запишите тему занятия. (слайд 6 )

- Кто из вас попытается объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./

- Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/

4. Работа со словарями.

- На столах у каждой группы разные словари:

1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4. Этимологический словарь русского языка Семенова.

- Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:

1 группа.

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./


- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде/(слайд 7)


2 группа.

Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/(слайд 8)


- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/

3 группа.

Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия/(слайд 9)


- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер –святыня/

4 группа.

Икона -изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./ Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/(слайд 10 )


- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/

Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона». Это определение мы поместим в альбом. (слайд 11)




Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.






Данная распечатка вклеивается ребятами в альбомы. (слайд 12)



5. Актуализация знаний по теме.

- Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?

-Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого в альбомах у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.


вопросы

+ -

ответы

1. Где можно встретить иконы?





2. Когда появились первые иконы?




3. Может ли икона излучать свет?




4. Что такое нимб? Каково его значение?



5. Что самое поразительное есть в иконах?



6. Зачем нужны иконы?




Читаем вопрос и если на него есть полный точный ответ, ставим рядом +, записываем ответ в 3-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора и записывать в 3–ю колонку.

- Дети наверняка дадут точный ответ на вопрос : «Где можно встретить иконы?» / дома, в храме/

1. Где можно встретить иконы?




+

В храме, дома, в автомобилях

/ По остальным вопросам мнения расходятся, дети не уверены в своих ответах. Следовательно на них ответим по ходу работы./

- Вы верно сказали, что иконы можно встретить дома, в храмах, иногда даже в автомобилях. (слайд 13)


-Основным местом нахождения икон является храм, церковь. Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?»

/ предположительный ответ : чтобы молиться./

-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.

Отчёт групп о проделанной работе.

/Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./ (слайд14)



6. Зачем нужны иконы?





Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.


-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна. Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.

6. Дидактическая игра.

-Молодцы. Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, на слайде(слайд 15), в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет используется на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:

чёрный

красный

золотой

синий


/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./

-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? (слайд 15) / Можно/

-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. (слайд 16) На какой вопрос мы нашли ответ?/ Может ли икона излучать свет?/

-Какой ответ запишем?

3. Может ли икона излучать свет?





Свет исходит от образа, а не падает на него.


- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. /

- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? (слайд 17) / на солнце/.

- А что даёт солнце всему живому? /тепло, свет, уют, радость/. А как всё перечисленное назвать одним словом? /благодать/

- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/.(слайд 18)


4. Что такое нимб? Каково его значение?


Знак Божией благодати.


- Один из вопросов сегодняшнего занятия- что самое поразительное есть в иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?

-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха –святогорца. (приложение 2)



Смотрю в глаза Христа,

как в Океан Вселенной,

Смотрю и погружаюсь вся

в Гармонии покой.

Елена Резник «Глаза Христа»






1 группа

(слайд 19),







В пустыньку он помолиться бредет;…

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

Вглубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза

Леонид Денисов «Моление о чаше»

/ о Сергии Радонежском/








2 группа

(слайд 20),






На иконе глаза Божией Матери.

Я смотрю в них и таю, как льдина.

Это боль о земле, что погрязла в грехах.

И святая любовь в этих чудных глазах.


монах –святогорец.






3 группа

(слайд 21),










За окном моим – беспроходица,

В небесах – непроглядная даль,

А в глазах больших Богородицы

Светлой радости вижу печаль.


Людмила Щербакова «Светлой печали радость»,




4 группа

(слайд 22),







-Прочтите, определите, что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов?

/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?


-Четвёртая группа. Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/

- В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./


5. Что самое поразительное есть в иконах?


Глаза выражают радостопечалие.

7. Просмотр фильма «Перед святыми иконами»


8. Рефлексия урока.

- Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры?

-Почему икона для православного христианина –это святыня?

-Что вы расскажите своим близким о иконе?

- Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? (Нет, остался вопрос : Когда появились первые иконы?

9. Домашнее задание

- Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)

(слайд 23)





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по ОРКСЭ Модуль Православная культура

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Монастырь"презентация к уроку по предмету ОРКСЭ модуль "Православная культура"4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "monastyr_priezientatsiia_k_uroku_po_priedmietu_orkse_modul_pravoslavnaia_kul_tur"
    ["file_id"] => string(6) "402830"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490297004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Храм""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_orkse_modul_osnovy_pravoslavnoi_kultury_po_teme_khram"
    ["file_id"] => string(6) "505642"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554141544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiektzaniatiiapoorksemodulpravoslavnaiakulturapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "268951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718193"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация урока ОРКСЭ, "Основы православной культуры" по теме : Иконы "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-uroka-orkse-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-po-tiemie-ikony"
    ["file_id"] => string(6) "142853"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418379372"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок по ОРКСЭ.Модуль Православная культура."
    ["seo_title"] => string(42) "urok_po_orkse_modul_pravoslavnaia_kul_tura"
    ["file_id"] => string(6) "384660"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485543684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства