2. Мотивационный этап (постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся) (5 мин.) | Звучит музыка . …Когда- то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Сейчас я тебе семь вопросов задам: -Кто деток родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила «Я». - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все также ответила: "Я". Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? - «Я, я, я» - Ева молвила «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась … (семья). Назовите тему урока? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Давайте составим план урока? (учитель прикрепляет листочки с планом урока на доску) Что такое семья? - А бабушки и дедушки будут являться членами семьи? - Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? -(СЛОВАРНАЯ РАБОТА(У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖАТ разные СЛОВАРИ ) - Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах. - Ребята, правильно мы дали с вами определение понятию «семья»? -Назовите всех членов вашей семьи? -Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью?(дружная, большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…) .Посмотрим на 1 пункт плана. Мы узнали Что такое семья? | Ответ учащихся: СЕМЬЯ. Ответы учащихся. 1.что такое семья? 2.Что такое семейные ценности? 3. Семейные ценности в разных религиозных культурах. Ответы учащихся. Учащиеся работают со словарями и сравнивают определения, которые дали в словарях и то, которое они дали сами.(разные определения, читают по очереди) Ответы учащихся. Вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Учащиеся перечисляют членов семьи, характеризуют свою семью Ответ: Да |
3. Актуализация знаний учащихся (15 мин.) | - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас и познакомитесь. Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств. Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба -На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье: Пользуясь учебником на странице 74. Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и если надо простить. Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников. Почитайте родителей, и т. д. _Работа с учебником Стр.74 Как вы думаете, на чём держится семья? - « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… - Какое это слово? У нас остался один лепесток неоткрытый (учитель показывает) «лепесток», скажите какоеэто слово, которое, по- вашему мнению, написал старец. - Старец на бумаге написал слово «ПОНИМАНИЕ» (если учащиеся слово «понимание» не указали, то учитель добавляет слово к «ромашке»). Как вы думаете почему? - Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось? - Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Символом семьи в России считается ромашка. - На чём держатся лепестки? - Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? - Что же символизирует сердцевинка? - Для чего человеку нужна семья? - Посмотрите на фотографии, скажите, какой вы видите семью? (фото на слайдах) (Каждый ответит по-своему,на вопрос: «для чего человеку нужна семья», но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.) - Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. .- Посмотрите на план урока. Мы с вами выполнили 2 пунк нашего плана? Физкультминутка _давайте и мы с вами вместе немного отдохнем. (видео). | Ответы учащихся: на семейных ценностях. Учащиеся работают на месте, называют слова , а учитель прикрепляет слово, на «лепестке» на доску. Ответы учащихся. Учащиеся ищут правила в учебнике и перечисляют их. Ответ учащихся: на семейных ценностях. Ответ: ромашка Ответ: На сердцевине. Ответ: Он погибнет. Ответ: Ценности, на которых основывается семья. Ответы учащихся. Предполагаемый ответ: на всех фотографиях семья изображена счастливой Ответ:да Учащиеся под музыку выполняют упражнения |
4. Усвоение новых знаний (20 мин.) | - О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке? - Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Чтобы узнать нам нужно открыть учебники на стр.74-76 - На слайде записаны слова. Что это? - Как вы считаете одинаково ли религии относятся к семье? - Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах? - нам нужно будет проверить и доказать - Для того чтобы проверить ваши преположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно поработать с различными источниками и представить свою работу. - Работая индивидуально с учебником стр. 74,75,76 каждая из вас представляет религиозную культуру; в рабочих листах вы должны будете записать семейные ценности религии, с которой вы работали Работа с источниками . (Приложение) Ислам, иудаизм, православие, буддизм | Чем является семья | Как должны жить люди в браке | Отношения к старшим | Обязанности родителей перед детьми | | | | | - Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?(обращается внимание учащихся на таблицу - ) - Как вы считаете, почему? - Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (обращается внимание учащихся на таблицу - - Молодцы! Вывод: В каждой религии семейные ценности одинаковы. Во всех религиях семья играет огромную роль в жизни человека. Основными ценностями семьи является любовь мужа и жены друг к другу, к детям, почитание родителей, согласие , забота, терпение, уважение, ответственность друг перед другом Вернемся к 3 пункту нашего плана. Ответили мы на этот вопрос? | Ответ: Что такое семья, на каких семейных ценностях держится семья. Ответы учащихся: о религиях; о том, как религии относятся к семье. Учащиеся читают: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм. Это религии. Предположения учащихся. Предположения учащихся. Каждая ученица это отдельная группа, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности религиозных культур. Затем идёт обмен информацией.(выдаются листы с подготовленной таблицей) По ходу проверки задания на экране выводится таблица. «Христианская культура»: почитать родителей, заботиться о пожилых родителях,слушаться своих родителей,говорить о родителях уважительно. «Исламская культура»:почитать и уважать родителей, молиться за родителей, слушаться своих родителей и выполнять их просьбы и поручения. «Буддийская культура»:поддерживать своих родителей, исполнять свои обязанности по отношению к родителям, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции. «Иудейская культура»:чтить отца и мать, заботиться о своих родителях, прислушиваться к мнению старших, благословлять и уважать родителей. Ответы учащихся: Да, совпадают. Предполагаемый ответ: Семья – это свято для всех Предполагаемый ответ: да, но они незначительны. |
5. Закрепление (1 мин.) | – Знакомство с повестью о Петре и Февронии Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день. Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии. Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно.( Краткий пересказ одним из учащихся или видео посмотреть) Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, -Назовите , какие качества святых Петра и Февронии позволили сохранить семью? | Учащиеся смотрят и слушают видео о Петре и Февронии Ответ:взаимная мудрость, терпение, любовь |
7. Рефлексия (2 мин.) | Организует рефлексию - сегодня на уроке вы узнали, что семья – это любовь и обязанность, нежность и справедливость. У нас была возможность высказаться, послушать других. А сейчас я предлагаю вам выполнить задание которое вы видите на слайде Продолжи предложение: - я хочу чтобы моя семья была…. Родным я хочу пожелать… Оцените свою работу на уроке - Я предлагаю подарить нашей ромашке солнышко. .(У вас лучики желтого и голубого цветов). Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось, получил много интересной информации; голубого цвета - было не интересно, не было никакой полезной информации.. Наш урок мне бы хотелось закончит стихотворением: Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом. Пусть дети и взрослые помнят всегда- Семья-это главное! Через года Сумейте вы счастье свое пронести, Пускай только лучшее ждет впереди Всем большое спасибо за работу на уроке! И в память о нашем уроке давайте подарим нашим гостям по ромашке- символу семьи (Звучит ГИМН семьи видеоролик) | Продолжают предложения по очереди. Осуществляют самооценку деятельности: Оцени свою работу на уроке по следующим критериям Критерии оценки эффективности работы на уроке(вы видите на слайде): лучики желтого цвета – мне очень понравилось, получил много интересной информации; лучики голубого цвета - было не интересно, не было никакой полезной информации.. Дарят гостям ромашки |