Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семья, дом. Святые семьи. »
Занятие 3. Семья, дом. Святые семьи.
Цели:
• познакомить обучающихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
• воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
•способствовать сплочению семей обучающихся;
•развивать устную речь обучающихся, способность анализировать.
Оборудование:
• учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы;
• мультимедийный проектор, доска, компьютер;
•презентация «Семья»;
• вырезанные из бумаги части дома, таблички со словами «любовь», «прощение», «терпение», магниты
К уроку по данной теме обучающимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья».
Ход урока
1. Определение темы урока
- Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты- внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
-Что является опорой в жизни каждого человека?
Если в ответах обучающихся не прозвучит слово «семья», учитель предлагает разгадать ребус: 7Я (семья).
Сегодня на уроке мы поговорим о семье. (слайд 1)
2. Понятие слова «семья»
- Как вы понимаете слово «семья»? (слайд2)
Пока обучающиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников ищет определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова.
1.Это группа живущих вместе близких родственников;
2.Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, доме, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
3. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество
- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.
- Почему же возникла необходимость жить семьёй?
Дети предлагают варианты ответов.
Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
Работа в тетради.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
(слайд 3)
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
4. Работа с учебником.
Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.
– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
– Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: О́тчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на
«-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей. (слайд 4)
5. Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.
6. Работа с пословицами
- О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?
Объясните смысл данных пословиц: (слайд 5)
- Не нужен клад, когда в семье лад.
- В семье и каша гуще.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.
7. Рассказ о своей семье
- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?
Обучающиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей обучающихся.
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- А какие традиции есть в ваших семьях?
8. Игровое Задание «Строительство дома»
Предлагаю вам сейчас на уроке построить дом. Брёвнышки и крышу я вам дам, а вы договоритесь и сообща соберите их вместе.
Ученики собирают на доске дом, брёвна и крыша которого изготовлены из картона, используя магниты. Задание выполняется под песню «Родительский дом» Л. Лещенко.
- Дом построен. А что самое главное в доме?
Учитель выслушивает мнения обучающихся и зачитывает стихотворение.
А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь?
(Дети предлагают свои варианты ответов.
Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.
9. Притча о ладной семье
- Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?
Обучающиеся предлагают свои варианты.
- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
(китайская притча)
- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? (Слайд 6)
Напечатанные на табличках слова «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ» прикрепляются на брёвнышки дома.
Предлагаю вам прочитать правила (слайд 7), которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:
- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
- Не причиняй боли родному человеку.
- Помогай родителям.
- Уважай старость.
- Дари радость членам своей семьи.
10. Обобщение материала (слайд 8)
- Что означает слово семья?
- Что такое генеалогическое дерево?
- Какие семейные традиции вы можете назвать?
11. Домашнее задание (слайд 9)
Выберите одно из предложенных заданий на выбор:
- составь генеалогическое древо своей семьи,
- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.
12. Рефлексия.
1.
На уроке я работал
активно / пассивно
2.
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.
Урок для меня показался
коротким / длинным
4.
За урок я
не устал / устал
5.
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.
Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Используемые пособия и материалы сайтов при разработке урока:
1.- Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы светской этики. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011
2.- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999