kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности морали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательная:

- достичь понимания учащимися основных особенностей морали.

  1.  Воспитательная: - воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в  своих силах.

- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения

  1. Развивающая: - развить мышление (умение анализировать, выделять часть, сравнивать)

- развить мировоззрение

- развить навыки устной речи,  способности четко формулировать свои мысли

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности морали»


Конспект урока

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики».

Урок № 4

Класс: 5

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Стовбур А.В


Тема: Особенности морали.

Цели:

  1. Образовательная:

- достичь понимания учащимися основных особенностей морали.

  1. Воспитательная: - воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах.

- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения

  1. Развивающая: - развить мышление (умение анализировать, выделять часть, сравнивать)

- развить мировоззрение

- развить навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли


Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления

Виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, обсуждение, самостоятельная работа в тетради

Основные термины и понятия: «Мораль», «Нормы морали»


Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие учителя.


II. Повторение изученного.

- Сегодня мы будем говорить об особенностях морали. Давайте вспомним. Что такое мораль?

-Но есть ещё много различных ценностей и норм. Какие?

( законы, правила поведения, заповеди, права и обязанности).

Мораль тоже система ценностей, регулирующих поведение людей.

Так чем же мораль отличается от законов, кодексов, сводов правил?


III. Изучение нового материала.

Формулирование темы урока:

- Отличие морали от других носителей норм и правил, т. е. её особенности нам необходимо сегодня узнать. «В чем особенности морали?»

-Мы можем где-нибудь прочитать законы, правила поведения, права и обязанности? Где?

А о моральных нормах, где можно прочитать?


-Так что же такое моральные нормы?


Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.

Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.


Моральные нормы не имеют документального оформления, т.у. нет единого свода (списка) моральных норм.

-Так как же нам о них узнать?


Попробуем это доказать.

Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.

Зато наступит другая ответственность – моральная.

Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу.

Ещё говорят: Единожды солгав – кто тебе поверит?».

Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью.


Другая моральная норма гласит: «Не завидуй».

Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют

ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать?

Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах.

С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми.

А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери». В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту.


Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи, когда из-за жадности предавали товарищество, дело, и даже близких.

И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут,

подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей, и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах:

жаден, как волк, а труслив, как заяц;

жадное брюхо ест по ухо;

жадный сам себе покою не даёт.

Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.


Какие ещё моральные нормы вы знаете?

-А какие литературные произведения всегда содержат мораль?

- Притчи. Басни.


Обратимся к тетради.

Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!


Притча о лени.

Итак, однажды рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел».

Потер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо размером с блюдце.

- Кто ты? – спросил человек.

Существо зевнуло в ответ и умиленно попросило:

- Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька.

- Минуточку можно, - пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку.

Снова проснулся человек через час. Взглянул на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. Существо потерло пухлыми ручками глаза-щелочки и пробормотало:

- Куда спешить, человек!?  Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать.

- Кто ты? – удивился человек.

Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилось на подушку.

Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако.

- Кто ты? – закричал человек.

- Не узнал?! Ты сам меня вырастил. Я – твоя Лень, - захохотало существо и добавило:

- Мы сегодня славно провели время!

- Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, - возразил человек.

- Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, - радостно предложила Лень.

- У меня же дела, - не согласился человек.

- У тебя нет никаких дел, - засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и даже сама жизнь.


Притча об обмане.

Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему

неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:

- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.

Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.

Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился.

А ведь я тебя обманул, - сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает.


Что же такое басня? (ответы детей)

Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль.

Обратимся к тетради.

Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными


Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.


-Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?

-С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)


Конкурс «Мораль сей басни такова»


Угадайте, в какой басне такая мораль и ее героев?

  • « Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона!»

(Слон и Моська)

  • « Чем кумушек считать – трудиться,

Не лучше ль на себя, кума оборотиться»

(Зеркало и Обезьяна)


  • «Ты, все пела, это дело

Так, поди же, попляши»

(Стрекоза и Муравей)


Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова.


-Можно ли мораль назвать народной мудростью?


-А народную мудрость, где ещё можно встретить?

В пословицах.

Обратимся к тетради.


-Что обозначают пословицы?


Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Лучше молчать, нежели врать.

Завистливому и свой хлеб не сладок.

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке - медок, а на сердце- ледок.


Что мы узнали сегодня? Ответите правильно на вопросы познакомитксь с героем, который всегда служит только добру.

- В чем особенность морали?

- Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?

- Нужны ли специальные смотрители за моралью?

-Где мы можем взять информацию о моральных нормах?

-А как по вашему мнению зачем вообще людям нужны моральные нормы?


Домашнее задание.

Подумайте и ответьте, чему учат данные сказки?


Дополнительный материал.


Как я понимаю моральные нормы?

Выбери правильный ответ.


1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустить с миром;

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;

в) отрубить руки.


2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то

а) забросаете живодеров камнями ;

б) попросите отпустить собаку ;

в) присоединитесь к ним.


3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:


а) вы сделаете это;

б) вы этого не сделаете и получите « 2»;

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.


4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:


а) внимательно выслушаете и благодарите;

б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;

в) хамите в ответ.


5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:


а) это доставляет вам неприятные ощущения;

б) у вас появляется желание унизить отличника;

в) вы радуетесь его успехам


6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:


а) испытываете неловкость;

б) просите изменить лексикон;

в) поддерживаете разговор в том же духе.


7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:


а) категорически отказываете;

б) спрашиваете «а что мне за это будет?»

в) выполняете просьбу с легкой душой.


8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:


а) у вас возникает неприятное чувство;

б) не обращаете внимания;

в) смеётесь над ним.

Оценка ответов




Ответ

Вопрос

1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос

4

Вопрос

5

Вопрос

6

Вопрос

7

Вопрос

8

а

10

5

3

10

5

5

3

10

б

5

10

10

5

10

10

5

5

в

3

3

5

3

3

3

10

3

Результаты


60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.


33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.


24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,

поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.


IV. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке?

- Как вы можете объяснить моральные нормы?


Домашнее задание.

Напишите десять качеств человека, необходимых для того, чтобы его уважали люди.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности морали

Автор: Свовбур Алина Владимировна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по светской этике "Особенности морали" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-svietskoi-etikie-osobiennosti-morali"
    ["file_id"] => string(6) "112795"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408949187"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок географии в 8 классе по теме "Моря России""
    ["seo_title"] => string(46) "urok_geografii_v_8_klasse_po_teme_moria_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "651661"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1716923623"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» урок 8кл. МОРЯ РОССИИ. "
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhiia-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-urok-8kl-moria-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "140530"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417964646"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Географическое положение и размеры Тихого океана. История  исследований. Особенности строения дна океана.Климатические пояса "
    ["seo_title"] => string(143) "gieoghrafichieskoie-polozhieniie-i-razmiery-tikhogho-okieana-istoriia-issliedovanii-osobiennosti-stroieniia-dna-okieana-klimatichieskiie-poiasa"
    ["file_id"] => string(6) "140262"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417910486"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект на тему "Море в произведениях искусства" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-na-tiemu-morie-v-proizviedieniiakh-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "112999"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409058916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства