kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии в 8 классе по теме "Моря России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке в интерактивной форме учащиеся познакомятся с особенностями морей, омывающих территорию России; научатся давать характеристику морей, оценивать природные ресурсы российских морей, раскрывать экологические проблемы морей России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе по теме "Моря России"»

Учитель географии мбоу «школа № 24 города тореза»

Пахоменкова Татьяна Александровна

Урок географии в 8 классе по теме: «Моря России»

Цели урока:

  • познакомить с особенностями морей, омывающих территорию России;

  • приводить доказательства того, что Россия - великая морская держава;

  • формировать умение давать характеристику морей;

  • оценить природные ресурсы российских морей;

  • раскрыть экологические проблемы морей России.

Планируемые результаты обучения

Личностные: осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.

Предметные: формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании, об экологических проблемах российских морей и путях их решения.

Метапредметные: формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути; 2) работать с текстом и географическими картами; 3) создавать таблицы и схемы.

Основное содержание: особенности российских морей; моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов; ресурсы морей и их использование человеком; экологические проблемы морей.

Оборудование: базовый учебник География. 8 класс. Под редакцией А.И. Алексеева.- М.: «Просвещение» 2019, физическая карта России, атласы, учебники, контурные карты, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

  1. Мотивация

Эпиграфом к нашему урока я выбрала такое высказывание:

РОССИЯ - МОРСКАЯ ДЕРЖАВА!

  • Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

  • Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

  1. Целеполагание

  2. Актуализация знаний

  • Что называют морем? (часть океана)

  • Какие бывают моря? (внутренние и окраинные)

Прием «Ассоциативный куст».

Какое значение имеют моря в жизни людей? (на доске).

  • Транспортные пути

  • Биологические ресурсы

  • Морские приливы

  • Полезные ископаемые

  1. Изучение нового материала

На Земле 54 моря. Наша страна омывается 12 из них. Сегодня мы с вами совершим путешествие по всем морям России, выйдя из порта Севастополь, а конечным пунктом будет порт Владивосток.

Работа на уроке будет осуществляться в группах. Для каждой из групп приготовлено задание. (Далее класс нужно разделить на 5 групп).

Задания для групп.

1 группа рассматривает моря Северного Ледовитого океана – 5 человек

2 группа рассматривает моря Атлантического океана – 5 человек

3 группа рассматривает моря Тихого океана – 5 человек

4 группа рассматривает ресурсы морей - 4 человека

5 группа рассматривает экологические проблемы морей – 3 человека.

Задания для групп.

1 группа. Моря Северного Ледовитого океана

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Северного Ледовитого океана в виде плана.

Алгоритм работы на уроке

План.

  1. Назвать и показать на физической карте России моря Северного Ледовитого океана.

  2. На контурной карте обозначить моря Северного Ледовитого океана.

  3. Внутренние или окраинные моря.

  4. По приложения в учебнике на стр. 237 назвать самое глубокое и самое мелкое море.

  5. Главные особенности.

  6. Климат.

  7. Почему порт Мурманск, который расположен намного севернее порта Архангельск зимой не замерзает?

  8. Сделайте вывод.

Вывод: Все моря_________________________, кроме _____________ моря. Моря расположены на ________________________ отмели. Климат__________________, не замерзает только __________ море, благодаря поступлению____________ вод ___________течения. Через моря Северного Ледовитого океана проходит_____________________________________ путь. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда___________________________.


2 группа. Моря Атлантического океана

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Атлантического океана в виде плана.

Алгоритм работы на уроке

  1. Назвать и показать на карте моря Атлантического океана.

  2. На контурной карте обозначить моря Атлантического океана.

  3. Внутренние или окраинные моря?

  4. По приложения в учебнике на стр. 237 назвать самое глубокое и самое мелкое море.

  5. Почему черное море называют природным «уникумом»?

  6. Сделайте вывод.

Вывод: Все моря Атлантического океана______________________, т.е., соединяются узкими проливами. Например, Азовское море, соединяется с Черным _______________ проливом. Черное море со Средиземным через проливы____________________________и далее, через _____________________пролив с Атлантическим океаном. Самым глубоким морем является _____________, а самым мелководным ________________. У Балтийского моря самая ______________________соленость на планете, потому что во времена последнего обледенения, впадина моря была заполнена ледником, который после потепления начал отступать и заполнять впадину талой пресной водой. Так образовалось Балтийское пресное ледниковое озеро, которое в процессе развития Земли соединилось с Мировым океаном и образовалось самое пресное море. Также в него впадает около двухсот пятидесяти пресных рек, которые не дают возможности водам Мирового океана, увеличить соленость Балтийского моря. Черное море является природным «уникумом», потому что _________________________________________________________________.


3 группа. Моря Тихого океана

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Тихого океана в виде плана.

Алгоритм работы на уроке

План.

  1. Назвать и показать на физической карте моря Тихого океана.

  2. Обозначить на контурной карте моря Тихого океана.

  3. Внутренние или окраинные моря?

  4. Где расположены и чем отделены от океана?

  5. По приложения в учебнике на стр. 237 назвать самое глубокое и самое мелкое море.

  6. Почему моря Тихого океана являются самыми глубокими морями у берегов России?

  7. Почему часты природные явления – цунами?

  8. Сделайте вывод.

Вывод: Все моря Тихого океана _______________________________________ и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово ______________________, Охотское - ________________________________,

Японское ______________________________________. У них почти отсутствует _______________________зона.

Все моря имеют __________________________________глубину. Все моря расположены в зоне __________________________ огненного кольца, поэтому здесь часты ____________________.


Группа 4. Ресурсы морей

Изучите фрагмент текста «Что дают моря и люди друг другу?» в учебнике на стр. 124 – 125, охарактеризуйте природные ресурсы морей России.

Алгоритм работы на уроке

План.

  1. Как человек использует моря?

  2. Какие моря имеют промысловое значение для нашей страны?

  3. Что такое марикультура и где она развивается?

  4. Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Охотского моря? Почему их разработка экономически не выгодна?

  5. Как используются побережья теплых морей?

  6. Сделайте вывод:

Издавна для человека моря были ____________________путями и источником ___________________. Также люди научились добывать со дна __________________________________________, используя энергию приливов и отливов, получать_________________________________________. Огромное значение приобрели __________________________ на морских берегах и ______________________морской водой. Главное промысловое значение для нашей страны имеют моря______________________________________________________. В теплых бухтах Дальнего Востока развивается ____________________________ - искусственное выращивание ______________________, на шельфе Охотского моря добывают ________________, но из-за труднодоступности их разработка ____________________. Курортными зонами являются Черноморское побережье _____________ и Кавказа.


Группа 5. Экологические проблемы морей

Изучите фрагмент текста «Что дают моря и люди друг другу?» в учебнике на стр. 124 – 125, охарактеризуйте экологические проблемы морей

Алгоритм работы на уроке

  1. Назовите главные экологические проблемы морей.

  2. Что несет основную угрозу морям России?

  3. Предложите свои пути улучшения экологической ситуации.

  4. Сделайте вывод.

Вывод. Главные экологические проблемы морей - _____________________________________________________________________________________________.

Основную угрозу морям России создают ___________________воды, т.к. они несут в моря мусор, _______________________________________________________. Другая опасность - _______________________________, которые образуются в результате _______________________. Нефть, растекаясь тонкой пленкой по водной поверхности, препятствует_____________________________________, приводит к __________________________________________________. Пути улучшения экологической ситуации:

Использование безотходного производства на побережьях морей и рек.

Строительство _____________________сооружений. Необходимо избегать скопления промышленных предприятий на ________________________морей. Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).

6.Закрепление

Задание 1. Из перечня перечисленных морей выбрать моря:

Вариант 1. Тихого и Атлантического

Вариант 2. Северного Ледовитого и Атлантического.

Белое, Черное, Баренцево, Охотское, Сибирское, Карское, Балтийское, Чукотское, Азовское, Японское, Лаптевых, Берингово, Восточно-Сибирское.

Задание 2. Разгадать кроссворд




1

М









2



О











3

Р











4

Я










5


Р











6

О











7

С








8




С









9



И









10



И








Вопросы.

  1. Незамерзающий порт на Баренцевом море.

  2. Внутреннее море Северного Ледовитого океана.

  3. Участок водной поверхности, соединяющий 2 акватории.

  4. Море, расположенное в Тихом океане.

  5. Море, омывающее Крымский полуостров.

  6. На шельфе этого моря добывают нефть.

  7. Крупный остров в Тихом океане.

  8. Нагромождение льдин в Северном Ледовитом океане высотой от 3 до 20 метров.

  9. Пролив, соединяющий 2 океана Северный Ледовитый и Тихий.

  10. Залив в Охотском море.


Задание 3. Изучите текст сказки «Анцитрус», найдите ложные высказывания.

Жил - был в Черном море конек, которого звали Анцитрус. Он был весельчаком и выдумщиком. “Фантазер!” - так его называла мама. Жил он в красивых коралловых рифах, где ему было очень удобно.

Однажды Анцитрус поплыл погулять. Особенно любил кататься в водах течения Гольфстрим, которое само несло его вперед. А еще любил опускаться на большую глубину. Вот плывет он, рассматривает скалистое дно моря, по сторонам поглядывает. Чисто, свежо и светло, хорошо!

Конек и не заметил, что оказался в очень темном месте. Ему стало очень страшно. Анцитрус задрожал всем своим небольшим тельцем, когда вдруг увидел впереди себя огромного осьминога. Вирус - так его называли морские жители между собой - славился очень дурным характером.

Осьминог стал медленно приближаться к коньку, который успел спрятаться в густых зарослях морских водорослей и зажмурил от страха глаза. Вирус нагнулся над Анцитрусом и вдруг произнес очень вежливым голосом: “Пожалуйста, морской конек, вытащи из моей ноги-щупальца морского ежа”. Анцитрус ему помог. Осьминог поблагодарил и заплыл к себе в нору.

А конек вернулся домой. Кому бы он ни рассказывал, что с ним приключилось, ему никто не верил. А его соседи, морской омар и хозяин местных вод –рапана так и сказали ему: “Врун!”

Примерные ответы учащихся:

  • Коралловых рифов в Черном море нет, т.к. они живут при температуре воды не ниже +25?

  • Течение Гольфстрим находится в Северной части Атлантического океана, проходит вдоль берегов Северной Америки.

  • Скалистое дно –это не верно т. к. дно Черного моря увидеть нельзя, т. к. оно покрыто мощным слоем донных отложений

  • На большую глубину опуститься он не мог т. к. на глубине 200м сероводород и жизни практически нет..

  • “Густых зарослях морских саргассовых водорослей” –Саргассовы водоросли характерны для Саргассового моря у берегов С. Америки в Атлантическом океане. Это ареал распространения этих водорослей. (Можно спросить учащихся--Вспомните, кто первый встретился и описал это море и обитающие в нем водоросли)

  • Морской омар - не обитает в Черном море, т.к. это теплолюбивое животное. И еще одна причина - в Черном море слой сероводорода, при котором невозможна жизнь.

  • Рапана - не может быть хозяином местных вод т. к. этот моллюск был случайно завезен в Черное море на днищах судов из Японского моря и со временем размножился.

  1. Итог урока

  • Можно ли назвать Россию морской державой? Почему?

  1. Рефлексия (самооценивание и взаимооценивание работы учащихся на уроке)

Д/З: § 32, стр. 125 № 4,5 письменно, подготовить сообщение «Ресурсы Охотского и Баренцева морей»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок географии в 8 классе по теме "Моря России"

Автор: Пахоменкова Татьяна Александровна

Дата: 28.05.2024

Номер свидетельства: 651661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» урок 8кл. МОРЯ РОССИИ. "
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhiia-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-urok-8kl-moria-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "140530"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417964646"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока географии "Рельеф,геологическое строение, полезные ископаемые России, Ставропольского края "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-riel-ief-ghieologhichieskoie-stroieniie-polieznyie-iskopaiemyie-rossii-stavropol-skogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "110703"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406467398"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока географии:«Восточно-Европейская равнина». "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-vostochno-ievropieiskaia-ravnina"
    ["file_id"] => string(6) "231409"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442494569"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Модульный урок по географии России 8 класс по теме "Реки России". "
    ["seo_title"] => string(68) "modul-nyi-urok-po-ghieoghrafii-rossii-8-klass-po-tiemie-rieki-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "126872"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415218324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства