Мотивационный этап Организационный момент Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. - Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому, называется – природа. У природы есть свои законы, правила, по которым она живет? (Да, есть свои правила и законы.) - Какие? (Смена времен года, круговорот воды в природе, земля вращается вокруг солнца, мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит и многие другие.) - А что будет, если эти законы нарушатся? ( Ученики высказывают предположения о том, какие могут быть последствия . Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. ) Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле. У людей есть свои законы, свои правила жизни? ( Да, есть.) - Какие законы и правила жизни человека вы знаете? (Правила для учащихся, правила этикета, законы страны.) - Как должны люди относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.) Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок. - Попытайтесь и вы сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь. (Высказывания детей.)
Выявление места и причины затруднения. - Ребята, вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу. - А можно ли среди них выделить основные, главные правила? (Мнения детей разные.) - Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? Какие? 4. Построение проекта выхода из затруднения Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех законах, которые люди получили от Бога, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Операционно-исполнительский этап Реализация построенного проекта У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. Работа с учебником, с. 40. Прочитайте 2 абзац и по ходу чтения заполните таблицу, которая лежит у каждого на парте.( Дети заполняют таблицу.) Кто? | Когда? | Где? | Зачем? | Что? | Моисей | 3000 лет назад | Гора Синай | Получить от Бога заповеди | Заповеди | После этого обсуждение прочитанного. Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке. Словарная работа. Как вы понимаете слово «заповедь»? (Ответы детей) Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. - Выделите главные слова в этом определении (религиозное предписание, моральная норма). - Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея? У учащихся на парте тексты десяти заповедей. Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой. Эти пять заповедей мы рассмотрим более подробно. 5 заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. - Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. - Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание? 6 заповедь. Не убивай. - Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как вы думаете, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? (Злобой, жестокими, несправедливыми словами.) 7 заповедь. Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких). -Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен ей всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой. 8 заповедь. Не кради. - Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. - Что общего у убийства и воровства? 9 заповедь. Не лги. -Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. - Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? (Они верят, что Бог видит и знает всё. Бог видит любой обман.) 10 заповедь. Не завидуй Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. - Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. - Как зависть мешает радости, гасит её? 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах (3 группы). Каждая группа получает свой библейский рассказ. Пока дети читают, учитель показывает слайды. Ной и его сыновья Авель и Каин Исав и Иаков Вопрос: Иллюстрацией к какой заповеди может служить эта история? Обоснуйте свой ответ. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Заполнение таблицы, устная проверка, исправление ошибок. заповедь | от чего предостерегает заповедь | как советует поступить любящее сердце | «Почитай отца твоего и мать твою» | от неуважения к родителям и вообще к старшим | слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости | «Не убий» | | | | | прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть | | от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека | | | | не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью |
Регулирующий этап 9. Рефлексия учебной деятельности. - Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя. - В чем смысл соблюдения заповедей? - Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни? - Какие заповеди вам были известны? - О каких вы узнали на этом уроке? - Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем? - Понравилось ли вам выполнение заданий на уроке? Каких? - Что показалось наиболее трудным? - Что было самым интересным? Просмотр клипа «Дорогою добра» Домашнее задание: с. 41 «Вопросы и задания» |