Вводный урок по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», относится к 1 блоку « Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Урок позволяет расширить знания и представления о нашей Родине, ее природе и народах, населяющих Россию. Так как это первый урок, то подготовка в основном ложится на плечи учителя. Можно использовать мультимедийную презентацию о разнообразии природы, о многонациональном составе страны и многообразии конфессий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наша Родина - Россия. »
Предмет – Основы религиозных культур и светской этики
Тема - Россия - наша Родина
Класс – 4
Учитель: Сазонова Наталия Валерьевна.
Место урока в системе курса:
- вводный урок по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», относится к 1 блоку « Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Урок позволяет расширить знания и представления о нашей Родине, ее природе и народах, населяющих Россию.
Цели урока: создать условия для формирования и развития компетенций: историко-культурной, коммуникативной, информационной и нравственной через освоение учащимися знаний о духовном мире человека, культурных традициях нашей многонациональной страны, прививать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Образовательная:
- сформировать у учащихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире.
Развивающая:
- продолжить работу над развитием монологической речи учащихся, умением вести диалог с учителем
Воспитательная:
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине; уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны.
Задачи: формирование начальных представлений о российской духовной традиции;
приобщение к традициям морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам.
Формы и виды деятельности учащихся: слушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: традиции, ценность, духовные традиции, Отечество, патриот.
Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены пейзажи разных уголков страны, города и т.д.
Предварительная подготовка: Так как это первый урок, то подготовка в основном ложиться на плечи учителя. Можно приготовить мультимедийную презентацию о разнообразии природы, о многонациональном составе страны и многообразии концессий.
Оборудование: учебник, карта, символика Российской Федерации, портреты государственных деятелей, мультимедиа, выставка книг о России.
Ход занятия
Мотивация
1. Перед тем, как начать разговор на нашем занятии, я предлагаю разгадать вам кроссворд.
1. Отличительный знак страны. Золотой двуглавый орёл – символ России. (герб)
2. Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
3. Житель страны, который признаёт её законы, любит страну, гордится её, вместе с неё переживает горе и радости. (гражданин)
4. Государственная песня, которую слушают и исполняют стоя. (гимн)
5. Население государства, все жители страны? (народ)
6. Один из основных государственных символов государства, представляющий полотнище определённых цветов? (флаг)
1 г
е
р
б
2 М
о
с
к
в
а
3 г
р
а
ж
д
а
н
и
н
4 г
и
м
н
5 н
а
р
о
д
6 ф
л
а
г
- Какое ключевое слово мы получили? (Родина)
Когда люди говорят о Родине, многие думают о своём дворе, улице, где играли со своими друзьями, о любимом уголке природы, где привык отдыхать. Также Родиной называют город или село, в котором стоит твой дом, и живут твои земляки. Родиной называют ту страну, в которой он родился. Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по – разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
Эпиграф
О, Россия, с нелегкой судьбою страна,
У меня ты, Россия, как сердце, одна,
И я другу скажу, я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.
Ю. Друнина
Россия – Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
Сейчас я прочитаю вам три высказывания, а вы ответьте, какое из них является, на ваш взгляд, верным. (слайд 3)
Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
Родина – это место, где человеку хорошо жить.
Родина – это место, где человек живёт. (Высказывания детей).
- Да, действительно, Родина – это место, где человек родился. Вырос, где живут его родные и близкие.
Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны?
Россия – самая большая страна мира. Давайте вспомним, какие уникальные природные объекты находятся только на территории России.
Наша страна имеет самое большое в мире число соседей, сколько? (18) (карта)
Берега России омывает самое большое количество морей, сколько? (13 Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточносибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское, Каспийское. (карта)
В России находится самое глубокое, старое и чистое озеро в мире, какое? (Байкал) Озеро Байкал - самое великое из всех озёр Земли, ничто не может сравниться с этой сибирской жемчужиной. Это сибирское море бьёт все рекорды. Байкал самое глубокое озеро - его глубина 1636 метров. Байкал - это самые большие запасы поверхностной пресной воды на Земле, они составляют 20% от всех запасов поверхностной пресной воды на планете. В Байкале обитает более 1700 видов флоры и фауны из них две трети встречаются только здесь и нигде больше. Байкал - это самое древнее озеро в истории Земли, его возраст 25-30 миллионов лет (слайд 5)
Самое большое озеро в Европе (Ладожское) (слайд 6)
На территории нашего государства располагается самое холодное обитаемое место в мире, как оно называется? (г. Оймякон) (слайд 7)
Самое мелководное море на земле тоже находится в России, что это за море? (Азовское) (слайд 8)
В России наибольшее количество озер, как вы думаете, сколько их? (более 1 млн.) (слайд 9)
длиннейшая река Европы и река Волга) (слайд 10)
высочайшая вершина (гора Эльбрус) (слайд 11)
Какое чудо-дерево России, единственное в мире, имеет белую кору? (береза) (слайд 12)
Учитель обращает внимание детей на приготовленные к беседе фотографии и репродукции русских пейзажей. (картины на доске)
Посмотрите на эти фотографии красивых русских пейзажей, вспомните места нашего края, в которых вам приходилось гулять.
– Что видим мы на русских пейзажах? На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса.
– Есть ли в русском пейзаже что-нибудь пугающее, будоражащее фантазию: шумные водопады, холодные горы, заснеженные скалы, тропические джунгли? Нет, русская природа исполнена спокойствия и тишины.
– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно; печально или радостно?
Дети размышляют, отвечают на вопросы. Учитель обобщает детские ответы.
В душе человека, смотрящего на русские просторы, рождается радость, восторг, благодарность Богу за то, что мы в таких краях живем.
Вот долина: широкая, зеленеющая летом и взращивающая к осени хлеба. (слайд 13) – Какому доброму качеству может научить внимательного и думающего человека русская долина? Смирению, щедрости, открытости, простоте.
– Попробуете объяснить, почему так? Русская долина (слайд 14)открыта ветрам, снегам и солнечным лучам. Она украшена скромным разнотравьем, ее простые ромашки, колокольчики и васильки, так дороги нашему сердцу.
Теперь давайте посмотрим на русскую речку (слайд 15): мягко и плавно течет она. Прислушайтесь к тихому плеску воды, посмотрите на тихие изгибы реки.
– Каким же добрым чертам характера может научить нас русская речка? Нежности, мягкости, гибкости. Она будто подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими. А еще – обидчивыми, помнящими зло, не умеющими прощать. Пусть наши души будут, как речная вода, (слайд 16) которая только на малое время возмутится от брошенного в нее камня, а потом снова становится мирной и спокойной. Давайте будем учиться не обижать друг друга, любить и прощать.
На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. (слайд 17) Звон их колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство.
Россия отличается величайшим разнообразием природы - здесь есть и равнины, и горы, и реки, и леса, и степи, и выходы к морям и океанам. Наша страна обладает крупнейшими в мире запасами полезных ископаемых. Она является кладовой природных и энергетических ресурсов. Это земля, леса, вода, нефть, газ, уголь, руды, золото, алмазы.
Но главное богатство любой страны - это народ, люди. Россия дала человечеству множество великих людей. Это предводители народа - князья и цари, руководители государства, военачальники и полководцы, защитившие земли от захватчиков, укрепившие страну (киевский князь Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Пётр Первый, генералиссимус Суворов, маршал Жуков). Это путешественники и открыватели новых земель (Пржевальский, Беринг, Миклухо-Маклай). Великие писатели (Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов) и композиторы (Глинка, Чайковский, Рахманинов, Шостакович) прославили нашу страну. Всемирной славы достигли известные российские художники (Айвазовский, Васнецов, Репин, Левитан, Глазунов). Это также ученые и изобретатели (Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Попов, Зворыкин, Курчатов, Королев). И просто работящие, умные и талантливые люди.
Обратим внимание только на некоторых из них.
Александр Невский (слайд 19)
Со сравнительно небольшой дружиною новгородцев Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов, когда они на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение — Невская битва.
Пётр Первый (слайд 20)
Провёл ряд реформ, укрепивших российское государство, приобщил русский народтк европейской культуре. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества.
Суворов Александр Васильевич (слайд 21)
национальный герой России, русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.
Ломоносов Михаил Васильевич (слайд 22)
первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт
Пушкин Александр Сергеевич (слайд 23)
величайший русский поэт и писатель , прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Гагарин Юрий Алексеевич (слайд 24)
лётчик-космонавт СССР, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство
Жуков Георгий Константинович (слайд 25)
советский военачальник, Маршал Советского Союза (с 1943), министр обороны СССР , Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей
Благодаря их труду наша страна всегда входила в десятку самых великих и могущественных стран мира. Во всем мире всегда уважали Россию и российский народ, хотя зачастую и побаивались.
На длинном историческом пути наша страна не раз попадал в труднейшую ситуацию. Это и татаро-монгольское нашествие, и борьба с нашествиями тевтонцев, шведов, поляков, турок.
Это «Невская битва» 1240 год, (слайд 26)
«Ледовое побоище» 1242г., (слайд 27)
Куликовская битва 1380г.(слайд 28)
Отечественная война 1812 года с Наполеоном, (слайд 29)
Великая Отечественная война 1941- 1945 годов с фашистской Германией. (слайд 30) Но благодаря мужеству, упорству и трудолюбию народа, она всегда с честью преодолевала трудные времена.
Государственные символы Российской Федерации
Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки. У каждого государства есть столица. Что это? (слайд 31)
В каждой стране существует триединство отличительных символов: герб, флаг, гимн. Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику.
Государственный герб РФ.(слайд 32)
Он состоит из трех частей. Каких?
- в основании герба лежит красный геральдический щит. Что символизирует цвет щита?
(Красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество)
- в центре – золотой двуглавый орел. Каким смыслом наполнено изображение двуглавого орла? (Мудрость, власть, сила единения народов, живущих в европейской и азиатской частях РФ.) Золотой цвет - символ вечности и постоянства.)
- в его сердце – красный щит с изображением всадника на коне, карающего копьем змея, это Георгий Победоносец. Как можно истолковать это изображение? (Символ борьбы добра со злом, света и тьмы.)
Государственный флаг Российской Федерации
представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос:
- верхняя полоса - белого цвета, что символизирует этот цвет? (вера, чистота помыслов)
- центральная часть флага - синего цвета, каково его символическое звучание? (надежда, согласие, мир)
- нижняя полоса - красного цвета, что означает красный цвет? (слава, мужество, материальное и духовное благосостояние).
Государственный гимн РФ. (слайд 33)
Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.
Парная работа в тетради
Работа с понятиями
Словарная работа Самостоятельная работа - находят значение слов.
ПАТРИОТ -Патриот – человек, который любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защитить её от врагов.
ОТЕЧЕСТВО - Страна, где родился данный человек и к гражданам к-рой он принадлежит. Толковый словарь русского языка Ушакова
РОДИНА - 1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм). 2) Более узко — чьё-либо место рождения. Большая советская энциклопедия
СТОЛИЦА - Большая советская энциклопедия Столица, главный город государства, административно-политический центр страны.
Народы России (картинки)
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
Слайды 35, 36, 37.
Подготовленный ученик читает вслух притчу
- О чем говорится в притче?
- В чем ее смысл? (в единстве, поддержке друг друга, так должно быть в каждой семье)
- Чем определяется единство России?
Дружбой, заботой, уважением, почитанием…
Слайды 38, 39, 40.
Обобщение по беседе
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Мы не можем выбрать своих родителей, не моем выбрать язык, на котором мама пела нам колыбельные песни, не можем выбрать Родину.
С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно круг их расширяется: родственники, друзья, соседи… и однажды приходит понимание, что кроме моего дома, двора, улицы, района, города, есть Моя Страна.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.
И закончить наше занятие хотелось бы такими словами:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём!
6. Рефлексию учащихся можно организовать с помощью упражнения «Градусник».
Учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном и доступном всем месте. На нем изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно».
Учитель даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные аспекты: например, насколько понятным показалось данное занятие.