умения работать с разными видами текстов – учебным, художественным, словарной статьей
Личностные
формировать ответственное отношение к учебе
прививать любовь к животным.
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о культуре. Что такое культура?
Дети: Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Какой бывает культура?
Дети: Культура бывает духовной и материальной.
Что относится к духовной культуре?
Все что вы назвали можно назвать, одним словом.
Мотивация познавательной деятельности
Учитель: Соберите слово из букв.
Дети: Получилось слово – искусство.
Учитель: Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока.
Дети: высказывают свои предположения
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Искусство – как часть духовной культуры»
О том, что искусство возникло 30 тыс.лет назад стало известно не так давно, после посещения археологами пещеры Альтамира. А произошло это так:
Сто лет назад археолог Саутуола в поисках, орудий древних людей обследовал находящуюся в Испании подземную пещеру Альтамира. Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Девочка прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Быки, быки, нарисованные быки!» И в самом деле, почти весь потолок пещеры был покрыт красочными изображениями диких быков - бизонов. Звери будто застыли на бегу в странных и причудливых позах.
Археолог, открывший пещерную живопись, предположил, что она создана первобытными охотниками много тысяч лет назад. Однако никто из тогдашних ученых не верил в то, что изображения бизонов созданы первобытными людьми. Предположите, почему.
Какие возражения возникли у ученых?
(«ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»)
«Ученым казалось, что «дикари», не знавшие земледелия и скотоводства, не умевшие читать и писать, делать глиняную посуду и выплавлять металлы, не были способны воссоздать с таким мастерством мощную фигуру животного, крутизну его хребта, все выпуклости массивного тела».
Так и зародилось искусство у первобытных людей.
К какому виду искусства относятся наскальные рисунки первобытных людей? (живопись)
Говорят, что искусство – это диалог. Как вы думаете, между кем проходит диалог?
В искусстве важны две фигуры, тот, кто создает, и тот кто воспринимает произведение. Между ними возникает диалог, однако это особый диалог, потому что между людьми встает посредник – произведение искусства. Любой художник, писатель, композитор желает быть понятым, услышанными другими людьми, он творит, чтобы поделиться своими мыслями чувствами. Тем самым пробуждая в нас высокие чувства: восхищение, радость, сопереживание, сочувствие, - искусство воспитывает нас, делает лучше.
Многие скульптуры изображают не только великих людей, но и... животных.
Сегодня мы рассмотрим образ собаки в разных видах искусства.
Иван Петрович Павлов первым в России выступил с идеей поставить памятник собаке - как верному соратнику и помощнику учёных. Российские чиновники восприняли идею в штыки. Когда Иван Петрович ходил по инстанциям с прошением по поводу устройства памятника, про это узнали западные учёные. И сказали, что дадут денег для того, чтобы поставить такой памятник во Франции или Германии. Павлов отказался. Он считал, что такой памятник должен стоять только в России и только в Петербурге. В итоге хлопот академика Павлова Петербург стал первым в мире городом, где был установлен памятник безымянной собаке.
Памятники ставятся не только знаменитостям, пусть и среди животных. Например, на Малой Садовой улице стоит памятник никому не известной бродячей собаке Гаврюшке. Он напоминает нам о том, что животные наши друзья, и их нельзя оставлять в беде.
Многие художники изображают собак в качестве главных героев в своих произведениях, и отводят им особую роль – роль миротворца, психолога.
Например, картина Ф. П. Решетникова “Опять двойка”, где мы видим, как из школы домой вернулся нерадивый ученик с “двойкой”. Мама очень расстроена; сестра, похоже, отличница, смотрит презрительно; младший брат ехидно улыбается. Видно, что вся семья, не взирая на его раскаяние, отвернулась от двоечника, лишив его семейной опоры и поддержки, что так необходимо ребенку в период становления личности. Психолог бы посоветовал маме в этой ситуации не отворачиваться от сына и не осуждать, а, наоборот, приласкать, подбодрить, что в следующий раз обязательно все получится, главное, верить в себя и в свои силы. Именно так поступает в картине собака, лаская мальчика, она, как профессиональный психотерапевт, пытается наладить испорченные отношения в семье.
Вот другая картина Ривьера “Сочувствие”. Маленькая девчушка демонстративно обиделась на “весь белый свет”, усевшись одиноко на лестнице. Похоже, что взрослые слишком заняты и не замечают этого протеста. Зато маленькая собачка осталась неравнодушной к детской обиде и с провинившимся видом кладет ей на плечо свою мордочку. Песик всем своим видом просит обратить на нее внимание и простить за все грехи мира, призывает к сочувствию и милосердию. И кажется, что девичье сердце вот вот растает, и снова будет звучать радостный детский смех.
Давайте вспомним художественные произведения о преданности собак (Белый Бим черное ухо)-эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.
Человек должен помнить, что в отношениях с животными у него много прав и еще больше обязанностей. Особенно перед теми, кого он приручил и ввел в свой дом, сделал "домашними. История хранит немало примеров искренней доброты и благодарности человека по отношению к братьям нашим меньшим. Эти примеры говорят о душевном облике самого человека.
"Если зверь не боится вас, то уже это говорит о благородстве ваших чувств",- утверждал известный русский писатель М.М.Пришвин.
А о благотворном влиянии искусства на здоровье заметили еще в древности. Известную пословицу «В здоровом теле – здоровый дух» можно перефразировать иначе: «Здоровый дух делает и тело здоровым». Все взаимосвязано! Чтобы иметь физическое и психическое здоровье, нужно жить в позитиве. Не так уж сложно – окружить себя гармонией и красотой, тем более, что человек инстинктивно стремится к красоте.
Закрепление знаний
Учитель: Давайте познакомимся с притчей Василия Александровича Сухомлинского «Красота»
Учитель: Как ты думаешь, чем отличались эти два путника?
Дети: (высказывают свое мнение)
Учитель: Искусство очень субъективно – отражает взгляд только одного человека. Каждый зритель и слушатель становится соавтором, так как воспринимает, сопереживает, формирует свое отношение.
Подведение итогов
Учитель: Перед вами 3 высказывания об искусстве. Прочитайте их. Каким высказыванием вы бы завершили сегодняшний урок и почему?
«Задача искусства – волновать сердца» Гельвеций
«Каждое произведение искусства, ваяния или живописи должно выражать какое-нибудь правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо» Дени Дидро
«Искусства смягчают нравы» Овидий
Дети: (высказывают свое мнение)
Рефлексия
Учитель:
Душа человека ассоциируется с бабочкой. Раскрасьте бабочку, передайте свое настроение, свои чувства.
Дети раскрашивают бабочку под музыку Моцарта.
Домашнее задание.
Есть ли такое произведение искусства: книга, картина, музыкальное сочинение, спектакль, фильм, - которое заставило тебя думать о том, что раньше казалось неважным, малозначительным? Подготовь об этом рассказ.