Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс "Культура и религия"»
Тема урока: Культура и религия.
Цель урока: вместе с детьми выяснить, что может быть общего в различных религиях и светской этике, сформулировать цель, к которой все они стремятся, попытаться определиться в выборе личного пути.
Задачи:
Вместе с учениками сформулировать гипотезу исследования и основные вопросы, на которые надо ответить, чтобы выяснить её истинность или ложность.
Знакомясь с содержанием заповедей, используя приёмы драматизации и персонификации, создать модель поведения в различных проблемных ситуациях.
Учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию, сделать вывод о том, чем похожи все пути.
Сформулировать определение понятия «жертва». Конкретизировать понятие через приемы с опорой на опыт и знания учащихся и учителя.
Определить цель, направление пути, по которому идут все участники экспедиции, оценить значимость данной цели.
Сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы.
Поставить перед учениками проблему нравственного выбора жизненного пути.
Форма: урок – экспедиция
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование: компьютер, экран, карточки с заданиями, учебник «Основы мировых религиозных культур»
Ход урока:
1.Вводное слово учителя:
-Сегодня я предлагаю вам поработать учеными и отправиться в научную экспедицию
- Знаете ли вы, кто такие ученые?
- Чем они занимаются?
- Зачем они отправляются в экспедиции?
(Ответы учащихся)
2.Работа со словарем:
(«Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
- Давайте откроем словари, которые лежат у каждого на парте и познакомимся с лексическим значением понятий «Ученые», «Экспедиция», «Гипотеза».
(Дети находят эти понятия и зачитывают их вслух)
- В конце рабочей тетради мы создадим рубрику «Мой словарик», куда мы будем записывать термины, понятия, ключевые слова. И сегодня мы в наш словарик запишем эти понятия.
(Дети записывают)
Вывод: Ученые – это люди, занимающиеся наукой. Их цель – получить новые знания о мире, который нас окружает. Ученые выдвигают научные гипотезы – предположения, догадки, а затем, чтобы проверить их правильность, отправляются в экспедиции.
- Итак, нам нужна гипотеза.
- Скажите, где вы уже встречались со словом «Гипотеза», т.е. при выполнении какой работы?
-Правильно, при выполнении проектных работ.
3.Сообщение темы урока:
- Сегодня мы с вами будем знакомиться с совершенно новым предметом «Основы мировых религиозных культур», чтобы приступить к изучению этого интересного курса и познакомиться с ним.
- Давайте откроем ваши рабочие тетради и запишем тему урока: «Введение. Пути разные – цель одна».
4. Знакомство с учебником:
- Курс, который мы начинаем изучать, состоит из 6 модулей.
Посмотрите на обложку учебника, здесь перечислены эти модули. Прочитайте.
Все они собраны в один учебный предмет не случайно.
Почему в рамках одного предмета мы изучаем христианскую, иудейскую, исламскую и буддийскую культуры, а также основы светской этики
(Предложения детей выслушать, подвести их к гипотезе)
Гипотеза: «Если христианство, буддизм, ислам, иудаизм и светская этика изучаются в рамках одного курса, то все они преследуют одну и ту же цель, хотя идут к ней разными путями».
- На какие вопросы мы должны ответить, чтобы проверить гипотезу?
Вопросы:
Чем похожи пути всех верующих и людей, стремящихся жить по законам морали?
К какой цели все они идут?
5. Групповая работа:
Примечание.
Класс делится на 5 групп. Для этого, заходя в кабинет, каждый ученик выбирал карточку любого из 5-ти предложенных цветов. В момент выбора карточки, дети не знали, зачем она им понадобится. Теперь им предложено сесть группами, по цветам карточек и отправиться в экспедицию.
а) Путешествуем вместе
1 группа
с Мухаммадом
2 группа
с Аристотелем
3 группа
с Моисеем
4 группа
с Буддой
5 группа
с Христом
Слово учителя:
-Ваши попутчики согласились идти вместе с вами, если вы согласитесь выполнить одно правило, которое они вам предложат.
б) Работа в группах: каждая группа получает правило и выполняет задание:
1. Внимательно прочитайте правило.
2. Как вы понимаете, что оно означает?
3. Почему все люди должны выполнять это правило?
4. Разыграйте сценку, придумайте её продолжение.
Путешествие с Мухаммадом
Уважай старших, почитай гостей.
Что означает? Почему так?
Сценка: «Мама сказала...»
Мальчик договорился с друзьями вместе сходить в кино.
Мама: «Никуда не пойдешь, пока не вымоешь посуду и не выучишь уроки!»
Ответ мальчика: «?...»
Путешествие с Аристотелем
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой
Что означает? Почему так?
Сценка: «Опоздание на встречу»
Первый ученик ждет товарища, чтобы вместе пойти в кино.
Второй ученик пришел с опозданием, и в кино они не успевают.
Что они скажут друг другу?
Путешествие с Моисеем
Возлюби ближнего своего как самого себя
Что означает? Почему так?
Сценка: «Заветное желание»
Первый ученик очень любит шоколад и мечтает купить его себе – деньги есть!
Второй ученик: « Я забыл альбом для рисования! Дай, пожалуйста, мне твои деньги, я куплю альбом, а то мне снова поставят двойку».
Первый ученик: «?...»
Путешествие с Буддой
Воздерживайтесь от ответа злом на зло
Что означает? Почему так?
Сценка: «Разговор одноклассников»
Первый ученик: «Помоги мне, пожалуйста, решить задачу. Я её не понял».
Второй ученик: «Какой же ты тупой! Задачка-то простая! Её только такой бестолковый, как ты не может решить!»
Первый ученик: «?..»
Путешествие со Христом
Любите врагов ваших, благоволите ненавидящим вас
Что означает? Почему так?
Сценка: «Испорченная тетрадь»
Первый ученик на обложке тетради второго ученика, которую ему надо сдавать, написал, что он – осёл.
Второй ученик: «?...»
Ход работы:
*Подготовка 5 минут, затем каждая группа представляет результаты работы.
*Группы могут высказывать свое мнение по поводу правильности ответа и правильности поведения актеров
- Что общего во всех правилах?
*Надо уважать других
*Человеку приходится от чего-то отказываться, что-то принести в жертву
6. Словарная работа: (записывают определения в тетрадь)
Жертва – это то, что мы могли иметь, но отказались.
7. Заполните таблицу:
Кто жертвует?
Чем жертвует?
Как жертвует
Ради чего?
Мать
Герой
Я
Верующий
Христос
Кто жертвует?
Чем жертвует?
Как жертвует?
Ради чего?
Мать
время, деньги
забота, воспитание
спасения детей
Герой
жизнь
подвиг в бою
спасения Родины
Я
самолюбие, ценности
прощаю, уступаю
спасения дружбы
Верующий
удовольствия
выполняет заповеди
спасения души
Христос
жизнь
распятие
спасения людей
8.Обобщение:
- Мы возвращаемся к вопросам. В схеме добавляем цель: Самопожертвование ради спасения.
-Ответьте на вопросы и давайте запишем цель.
Вопросы:
Можем ли мы утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась?
Мы выяснили, что эти пути похожи друг на друга. Как вы думаете, на что они больше похожи: на узкую, сложную тропинку над обрывом или на широкую магистраль, по которой можно прокатиться в машине?
Объясните, почему вы так решили.
А вы бы сами, что выбрали: магистраль или тропинку? Почему?
9.Рефлексия: «Градусник»
(На заранее заготовленном большом листе бумаги, помещенном на видном и доступном месте, изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно».)
Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы сегодня с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звездочки и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению.
10. Домашнее задание.
Прочитать п.1 «Культура и религия», ответить на вопросы.