Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. К 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по ОРКСЭ (выбор модуля) »
О введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Место учебного курса ОРКСЭ в учебном плане
С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года.
Место учебного курса ОРКСЭ в учебном плане
учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы.
предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.
Причины выбора ОРКСЭ в 4 классе
социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ
Причины выбора ОРКСЭ в 4 классе
к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ
Причины выбора ОРКСЭ в 4 классе
в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.
Цель учебного курса ОРКСЭ
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, и формирование у них мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Андре́й Вячесла́вович Кура́ев
( 15 февраля 1963 , Москва ) — священнослужитель Русской Православной Церкви , протодиакон ; профессор Московской духовной академии ; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист , светский и церковный учёный
С 1997 г. — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.
Основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария
Заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , является старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ .
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ
по делам общественных организаций и религиозных объединений.
В 2008 г. стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года».
27 марта 2009 года награждён орденом «Миротворец»
29 июня 2009 года Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
протодиакон Андрей Кураев назначен секретарем Редакционного Совета и председателем Редакционной коллегии по написанию
учебника « Основы православной культуры » для средней школы.
Структура учебного курса ОРКСЭ
Курс включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики» .
Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ
Результаты выборародителями (законными представителями) обучающихся модуля изучения курса ОРКСЭ должны бытьзафиксированы протоколами родительских собранийиписьменными заявлениями родителейо выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
Учебно-методическое обеспечение курса
Учебник для учащихся
Книга для родителей
Методическое пособие для учителя
Электронное пособие к каждому модулю курса
Состав комплексного учебного курса ОРКСЭ
1. Программа курса
2. Учебные пособия для учащихся
3. Книга для учителя
4. Книга для родителей
5.Электронные приложенияк каждому модулю курса
Экспертиза учебников курса ОРКСЭ
Учебники курса ОРКСЭ :
прошли апробацию в школах 21 субъекта РФ
получили положительные экспертные заключения в РАН и РАО
включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию
Учебный курс ОРКСЭ состоит из четырех блоков:
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (12 часов).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов).
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога
как фактора общественного согласия.
Межпредметное взаимодействие
Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы.
Курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Предметные результаты изучения курса
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
Осознание ценности человеческой жизни
Творческие проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
На презентацию проектов приглашаются родители.
Преподают курс учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
В помощь учителю
На сайте «Просвещение» раздел
«УМК «Основы религиозных культур и светской этики»»
http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
Апробация Издательства «Просвещение» осуществляется в два этапа:
→ первый этап → 4 класс (2009/2010 уч. год; 17 уроков);
→ второй этап → 5 класс (2010/2011 уч. год; 17 уроков).
Апробация Министерства → также два этапа: первый → преподавание полного курса (34 урока) в 2010 г.;
второй → преподавание полного курса (34 урока) в 2011 г.
Роль родителей в изучении курса
Выбор модуля курса
Обсуждение вопросов, проблем
Обращение к опыту родителей
Изучение семейных традиций
Помощь в создании проектов
Помощь в подготовке и проведении
итогового мероприятия
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Анкетирование родителей по выбору модулей.
Уважаемые родители!
С I четверти 2013-2014 учебного года в соответствии с учебным планом образовательного учреждения будет введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Изучение этого предмета будет проводиться по модулям:
Основы мировых религиозных культур
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы светской этики
Пожалуйста, выберите модуль, который будет изучать ваш ребенок ( отметьте его в списке)
родители __________________________ / ___________________________________
(подпись) (ФИО)
Советы родителям
Отнеситесь к новому курсу как к одному из средств воспитания ребенка.
Разговаривайте с детьми о том, что они узнали на уроке.
Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
Создавайте в общении с ребенком воспитывающие ситуации