Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по выбору модуля учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»»
Родительское собраниепо выбору модуля учебного курса«Основы религиозных культурисветской этики»
МБОУ СОШ №100 г. Новосибирск
Оксана Александровна Гребенникова
учитель начальных классов ВКК
Цель родительского собрания:
Познакомить родительскую общественность:
- с курсом «Основы религиозных культур и светской этики»;
- его структурой;
- целями и задачами;
Оказать помощь в определении выбора модуля обучения по курсу ОРКСЭ.
Нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ
Поручение Президента РФ и Распоряжения Председателя Правительства РФ
Закон «Об образовании»
ФГОС начального общего образования
Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ
С 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях введён новый учебный курс ОРКСЭ:
который включает в себя 6 модулей:
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
Эти предметы введены в учебный процесс благодаря тому, что Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 69 от 30 января 2012 года утвержден
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Назначение предмета
Помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
Воспитание ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи.
Преподавание направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий
Цель комплексного учебного курса«Основы религиозных культури светской этики»
Формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу
с представителями других культур
и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
модуль
Основы православной культур ы
Основы православной культур ы
модуль
Основы исламской культуры
Основы исламской культуры
модуль
Основы буддийской культуры
Основы буддийской культуры
модуль
Основы иудейской культуры
Основы иудейской культуры
модуль
Основы мировых религиозных культур
Основы мировых религиозных культур
модуль
Основы светской этики
Основы светской этики
Структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
Первые четыре модуля ориентированы на запросы последователей соответствующих религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе соответствующих религиозных ценностей и традиций.
Остальные два модуля.
Один из них направлен на расширение знаний школьников о религии на основе нерелигиозных, неконфессиональных подходов.
Другой по основам светской (гражданской) этики направлен на нравственное воспитание ребенка на основе нерелигиозной этики и морали.
Учебный курс ОРКСЭ - единая комплексная
учебно-воспитательная система
8
Структура комплексного учебного курса
4 класс
34 часа
Содержание модулей курса: - ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой; - не включает специальных богословских вопросов; - не содержит критических оценок других религий и мировоззрений
Три
базовые национальные ценности
Отечество
Семья
Религия
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Учебно-методическое обеспечение курса
Интегрированный вариант(учебник Виноградовой Н. Ф и др. ИЦ ВЕНТАНА_ГРАФ)
1 полугодие– I часть, 17час.
ОБЩАЯ ЧАСТЬЦель:формирование представлений об источниках культуры российского общества
Идея:Гражданская идентификация.Источниками возникновения и становления нравственной культуры общества являются национальные традиции и религиозная культура.Основу нравственности общества составляют общечеловеческие ценности.
Основы религиозных культур и светской этики
Учебник. Часть 1.
Основы религиозных культур и светской этики
Россия—многонациональное государство.
Народы Северного Кавказа. Народы Сибири.
Народы Севера. Народы Поволжья.
Культура каждого народа неповторима.
Особенности строительства жилищ у разных народов
Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол.
Что такое вера?
Народные и религиозные праздники народов России.
Какие ценности есть у человечества? Добро и зло.
Отношения между детьми и родителями.
Общечеловеческие ценности и религиозные заповеди. Будь честным.
Во втором полугодии обучение осуществляется по второй части
«Основы мировых религиозных культур», которая позволяет формировать представления младших школьников о мировых религиях, воспитывать толерантные чувства, развивать навыки нравственного поведения и взаимоотношений в обществе.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Что такое религия?
Какие религии называют мировыми?
Основы христианской культуры.
Христианство – мировая религия
Православное христианство в России
Сын Божий Иисус Христос
Священная книга христиан. Православный храм
Ценности христианской семьи
Христианские праздники.
Во втором полугодии обучение идет по второй части "Основы православной культуры», которая даёт возможность углубить знания детей о православной культуре, осознать её вклад в развитие культуры России и всего мира, сформировать толерантные чувства по отношению к представителям других религиозных культур. Предлагаемые задания развивают умения школьников использовать приобретенные знания в учебных и жизненных ситуациях .
Основы исламской культуры
Во втором полугодии обучение осуществляется по второй части «Основы исламской культуры», которая знакомит учащихся с основами исламской культуры и помогает оценить ее вклад в развитие мировой культуры .
Основы исламской культуры
Ислам – мировая религия. Чему учит ислам.
Пророки ислама. Главная книга ислама.
«Место, где совершаются земные поклоны…»
Ислам о семье и семейной жизни.
Особенности исламского искусства. Праздники в исламе.
Основы буддийской культуры
Буддизм – мировая религия.
Кто основал буддизм? Чему учит буддизм .
Буддийские храмы и монастыри.
Семья – это доверие и любовь.
Буддийские праздники.
Основы светской этики
Во втором полугодии обучение осуществляется по второй части «Основы светской этики», которая позволяет расширить и углубить знания детей о светской культуре, о нравственных качествах личности, осознать источники возникновения и развития светской этики. Предлагаемые задания формируют практические умения и навыки выполнения правил поведения в обществе, воспитывают добрые чувства к окружающим людям.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным
В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
Организация свободного выбора модуля родителями Образец заявления
Директору
МБОУ СОШ№100 …………………………………
____________________________________
(от) __________________________________
проживающих(его) по адресу:
____________________________________
заявление.
Мы, родители (законные представители) учащегося ______ класса _______________________Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики»
выбираем для своего ребёнка изучение модуля: _______________________________________________________
Протокол родительского собрания ___«____»класса МБОУ СОШ №100
(образовательное учреждение)
Результаты выбора родителями (законными представителями) учащихся ____ « ____ » класса модулей комплексного курса « Основы религиозных культур и светской этики » :