kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование притч на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация - попытка поделиться опытом использования притч на уроках. В презентации указаны сайты, которыми очень удобно пользоваться при подготовке к урокам. Данная презентация может помочь не только преподавателям ОРК, но и учителям-словесникам, а также учителям начальных классов. Кроме того в презентацию вставлен фрагмент урока, который сопровождается песней-притчей Светланы Копыловой. Песни Копыловой - очень хороший материал для использования на уроках ОРК.

Просмотр содержимого презентации
«Работа с притчами»

Использование притч  в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Притча -  литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость).

Притча -  литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость).

Функции притч   1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

Функции притч

1. Функция зеркала.

Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. 

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. 

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. 

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:  - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Функции притч 2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

Функции притч

2. Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь.  Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.  Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

—  Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь .

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь .

Функции притч 3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым, родителем - ребёнком) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Функции притч

3. Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым, родителем - ребёнком) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Светлана Копылова «Бабочка»

Светлана Копылова

«Бабочка»

Всё в твоих руках

Всё в твоих руках

Функции притч 4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Функции притч

4. Функция хранения опыта.

Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Существенным моментом при работе с притчами является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы эти притчи. Например, притча о мытаре и фарисее.

Существенным моментом при работе с притчами является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы эти притчи. Например, притча о мытаре и фарисее.

Способы использования притч в учебном процессе 1. Обсуждение основной идеи и смысла истории. 2. Название притчи. 3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. 4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения). 5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. 6. Выделить ключевые понятия. 7. Инсценировка по рассказу (истории) 8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать) 9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова. 10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). 11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)

Способы использования притч в учебном процессе

1. Обсуждение основной идеи и смысла истории.

2. Название притчи.

3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).

5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

6. Выделить ключевые понятия.

7. Инсценировка по рассказу (истории)

8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать)

9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)

  • 12. Сравнение нескольких притч
Раввин и мыловар   Шли однажды вместе раввин и мыловар. -Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо? Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин: - Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло? -Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться. -Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь! • Сформулируйте основную мысль притчи.

Раввин и мыловар

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

-Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

- Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

-Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться.

-Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

Сформулируйте основную мысль притчи.

Путешествовали по миру два монаха. Однажды на своём пути они встретили очень красивую женщину. Она была просто неземной красоты. Женщина стояла возле реки и пыталась её пересечь. Ей необходимо было попасть на другой берег. Но течение реки было настолько сильным, что у неё никак не получалось сделать это самостоятельно.  Тогда один из монахов без промедления и каких-либо вопросов быстро подошёл к женщине, взял её на руки и перенёс на другой берег реки. Затем он вернулся к своему спутнику, и они молча продолжили свой путь.  Так они шли какое-то время. Вдруг второй монах не выдержал и спросил:  - Мы же принесли обет не касаться женщины. Как ты мог посадить её себе на плечи?  Другой монах серьёзно посмотрел на своего спутника и ответил:  - Я поставил женщину на берег час назад, а ты, судя по всему, всё ещё несешь её с собой.

Путешествовали по миру два монаха. Однажды на своём пути они встретили очень красивую женщину. Она была просто неземной красоты. Женщина стояла возле реки и пыталась её пересечь. Ей необходимо было попасть на другой берег. Но течение реки было настолько сильным, что у неё никак не получалось сделать это самостоятельно. Тогда один из монахов без промедления и каких-либо вопросов быстро подошёл к женщине, взял её на руки и перенёс на другой берег реки. Затем он вернулся к своему спутнику, и они молча продолжили свой путь. Так они шли какое-то время. Вдруг второй монах не выдержал и спросил: - Мы же принесли обет не касаться женщины. Как ты мог посадить её себе на плечи? Другой монах серьёзно посмотрел на своего спутника и ответил: - Я поставил женщину на берег час назад, а ты, судя по всему, всё ещё несешь её с собой.

http://www.smisl-zhizni.ru/ http://www.mamashkam.ru/ http://www.mirpozitiva.ru/ http://nsportal.ru/ http://www.reshma.nov.ru/ http://lohmatik.ru/

http://www.smisl-zhizni.ru/

http://www.mamashkam.ru/

http://www.mirpozitiva.ru/

http://nsportal.ru/

http://www.reshma.nov.ru/

http://lohmatik.ru/

http ://www.smisl-zhizni.ru/  http://www.mamashkam.ru/  http://www.mirpozitiva.ru/  http://nsportal.ru/  http://www.reshma.nov.ru/  http://lohmatik.ru/

http ://www.smisl-zhizni.ru/ http://www.mamashkam.ru/ http://www.mirpozitiva.ru/ http://nsportal.ru/ http://www.reshma.nov.ru/ http://lohmatik.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Использование притч на уроках ОРКСЭ

Автор: Пономарёва Ирина Владимировна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127384

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока ОРКСЭ по теме "Совесть" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-orkse-po-tiemie-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "104738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755000"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока ОРКЭ. Основы светской этики. "Добро и зло""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokaorkeosnovysvietskoietikidobroizlo"
    ["file_id"] => string(6) "275923"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452634347"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Технологические карты уроков"
    ["seo_title"] => string(34) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "262892"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449422309"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства