Система интегрированных уроков «Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания»
Система интегрированных уроков «Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания»
Цель педагогической разработки: разработка системы интегрированных уроков к рабочим программам курсов «Основы православной культуры» (Основы религиозных культур и светской этики) и «Серебряный пояс России» (краеведение) на общую тему «Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания» для обеспечения преемственности, стимулирования интереса учащихся к гражданско-патриотической и духовной тематике и создания условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
Разработка педагогических элементов системы преемственности.
Включение системы интегрированных уроков в учебный процесс.
Организация деятельности учащихся 2-го класса в курсе «Истоки-2. Региональный компонент» на итоговых уроках по темам: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души» для последующего применения знаний в преемственном курсе «Истоки-3. Региональный компонент».
Организация деятельности учащихся 3-го класса в курсе «Истоки-3. Региональный компонент» на итоговых уроках по темам: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София» для последующего применения знаний в курсе «Основы православной культуры».
Организация деятельности учащихся 5-го класса на интегрированных уроках краеведения и ОПК для создания и последующей защиты творческих работ с применением приобретённых ранее знаний.
Стратегия достижения поставленных задач
Система интегрированных уроков к рабочим программам курсов «Основы православной культуры» (Основы религиозных культур и светской этики) и «Серебряный пояс России» (краеведение) на общую тему «Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания» спроектирована для учащихся 5-го класса с учётом преемственности знаний из курса «Истоки. Региональный компонент» (2 и 3 классы). Реализация системы рассчитана на учебный год (сентябрь – май) и может быть использована в дальнейшем.
Проведение уроков по заданному модулю (5 часов).
Консультирование учащихся по выбору тем творческих работ.
Помощь в подготовке и защите творческих работ.
Рефлексия проделанной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система интегрированных уроков «Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания» »
Землянкина Ирина Николаевна – учитель истории и обществознания МОУ Шугозерская СОШ Тихвинского района Ленинградской области
Муниципальное образовательное учреждение
«Шугозерская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования
«Тихвинский муниципальный район»
Система интегрированных уроков
«Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания»
(5 класс – 11 лет, срок реализации 1 год)
Землянкина Ирина Николаевна
учитель истории и обществознания
п. Шугозеро
2013 г.
Система интегрированных уроков
«Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания»
Пояснительная записка.
Актуализация проблемы
Наблюдая за современной молодежью в образовательных учреждениях, на улице, в социальных сетях, можно убедиться, что культура подрастающего поколения далеко не отвечает тем моральным нормам, которые лежат в основе духовно-нравственного воспитания; не соответствует культурно-историческим традициям, на которых строится культура государства; не содержит тех духовных ценностей, что издавна поддерживают человека.
Проблема нравственного воспитания школьников является актуальной как для государства в целом (требования Федерального Государственного Стандарта второго поколения), так и для каждого отдельного региона, города, села, деревни. Социальные опросы и диагностики, проводимые в образовательном учреждении посёлка Шугозеро, подтверждают поставленную проблему.
Значение данной разработки заключается в содействии духовному воспитанию младших школьников, воспитанию чувства патриотизма, плодотворной любви к Отечеству и ближним, приобщению к традициям государства в общем и малой Родины в частности.
Цель педагогической разработки: разработка системы интегрированных уроков к рабочим программам курсов «Основы православной культуры» (Основы религиозных культур и светской этики) и «Серебряный пояс России» (краеведение) на общую тему «Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания» для обеспечения преемственности, стимулирования интереса учащихся к гражданско-патриотической и духовной тематике и создания условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
Разработка педагогических элементов системы преемственности.
Включение системы интегрированных уроков в учебный процесс.
Организация деятельности учащихся 2-го класса в курсе «Истоки-2. Региональный компонент» на итоговых уроках по темам: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души» для последующего применения знаний в преемственном курсе «Истоки-3. Региональный компонент».
Организация деятельности учащихся 3-го класса в курсе «Истоки-3. Региональный компонент» на итоговых уроках по темам: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София» для последующего применения знаний в курсе «Основы православной культуры».
Организация деятельности учащихся 5-го класса на интегрированных уроках краеведения и ОПК для создания и последующей защиты творческих работ с применением приобретённых ранее знаний.
Стратегия достижения поставленных задач
Система интегрированных уроков к рабочим программам курсов «Основы православной культуры» (Основы религиозных культур и светской этики) и «Серебряный пояс России» (краеведение) на общую тему «Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания» спроектирована для учащихся 5-го класса с учётом преемственности знаний из курса «Истоки. Региональный компонент» (2 и 3 классы). Реализация системы рассчитана на учебный год (сентябрь – май) и может быть использована в дальнейшем.
Проведение уроков по заданному модулю (5 часов).
Консультирование учащихся по выбору тем творческих работ.
Помощь в подготовке и защите творческих работ.
Рефлексия проделанной работы.
Система интегрированных уроков.
№
Тема интегрированного урока
Сроки
Преемственность, интеграция.
Краеведческий компонент
Духовно-нравственное воспитание
1
«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон).
Сентябрь
«Родной очаг» (истоки, 2 класс), «Любовь» (истоки, 3 класс), «Россия – наша Родина» (ОПК, 4 и 5 классы), «Ленинградская область на карте России» (краеведение, 5 класс).
Культурные традиции малой Родины – Ленинградской земли.
Семейные традиции.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за Отечество;
обогащение понятий «Отечество» и «Родина» смыслом нравственной общности в вере;
постановка проблем вечных ценностей (добра, чести, справедливости, милосердия);
формирование чувства долга и ответственности, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе;
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
3
«Добро – не наука, оно действие» (Р. Роллан).
Февраль
«Родные просторы» (истоки, 2 класс), «Надежда», «Любовь» (истоки, 3 класс), «Зачем творить добро?» (ОПК, 4 и 5 классы), «Знаменитые и почитаемые люди нашего края» (краеведение, 5 класс).
Иоанн Кронштадтский – «печальник земли Русской».
4
«Россия начиналась не с меча…» (Э. Асадов).
Апрель
«Родные просторы» (истоки, 2 класс), «Вера», «София» (истоки, 3 класс), «Защита Отечества» (ОПК, 4 и 5 классы), «Знаменитые и почитаемые люди нашего края» (краеведение, 5 класс).
Александр Невский – святой покровитель нашего края.
Невская битва.
А.В. Суворов. Новая Ладога.
5
«Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу». (С. Есенин).
Май
«Труд земной» (истоки, 2 класс), «Вера» (истоки, 3 класс), «Любовь и уважение к Отечеству» (ОПК, 4 и 5 классы), «Знаменитые и почитаемые люди нашего края» (краеведение, 5 класс).
Тихвин.
Н.А. Римский-Корсаков.
Тема «народа» и «его судьбы».
Прогнозируемые результаты
Позитивная динамика качества обучения.
Повышение интереса учащихся к изучению родного края, исследовательской и проектной деятельности.
Создание творческих работ и их защита.
Написание собственных текстов по теме модуля и публикация их в школьной газете «ШАНС».
Позитивная динамика моральной воспитанности учащихся, проявляющаяся в знании нравственных норм, в потребности и умении их выполнять, в соответствующем поведении.
Повышение уровня удовлетворённости учителей и родителей гражданско-патриотическим сознанием и духовным развитием учащихся.
Оценка эффективности
Эффективность данной разработки будет оцениваться в результате определения числа выполненных и прошедших защиту творческих работ, качества работ, наблюдения, опросов учителей и родителей, анкетирования и мониторингов, позволяющих выяснить отношение учащихся, учителей, классных руководителей и родителей к реализуемой системе уроков, проследить эмоциональное состояние и духовное становление детей.
Учебно-методические ресурсы.
УМК по курсу «Истоки. Региональный компонент»:
Истоковедение. Том 1, 2. издание 2-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005. – 320 стр., 368 с.
Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2-го класса общеобразовательных учебных заведений, издание 3-е, исправленное. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. – 96 с.
Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3-го класса общеобразовательных учебных заведений, издание 3-е, исправленное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2007. – 128 с.
Авторская рабочая программа «Истоки. Региональный компонент».
Серебряный пояс России. Авт.-сост. Н.А. Сырейщикова, Л.А. Задоя. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2006. – 136 с.
Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом: кн. для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области. – 3-е изд., дораб. – СПб.: Первый класс: Специальная Литература, 2011. – 288 с.
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.
Медиаресурсы
Авторские презентации к системе интегрированных уроков «Любовь и уважение к Родине – становление детского самосознания».