Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие учащихся, настрой на работу, | Включение в работу. | Самоопределение, смыслообразование (Л). |
Актуализация знаний, определение цели урока, постановка проблемного вопроса. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, осознание учащимися своей учебной деятельности, самостоятельное определение цели урока. | Озвучивает тему урока. Задаёт вопросы для актуализации знаний по теме (из курса «Истоков» 2 класса): исходя из формулировки темы, предположите, о чём мы будем говорить? что такое икона? где мы встречаемся с иконами? какие бывают иконы? почему икона – это результат «труда души»? какую роль играют иконы в жизни православного человека? о чём «рассказывают» иконы? Оказывает помощь в определении цели урока. Помогает сформулировать проблемный вопрос. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель урока (получить новые знания о чудотворном образе иконы). Формулируют проблемный вопрос (почему икону можно назвать «Чудотворным образом»?) | Целеполагание, планирование учебного сотрудничества (Р). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). |
Работа в «четвёрках» с материалами новой темы. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. | Организует групповую деятельность учащихся в «четвёрках». Определяет задания для каждой группы. | 1-я «четвёрка» учащихся знакомится с материалом презентации «Образ Спасителя» и с иллюстрациями разных икон с образом Иисуса Христа. Анализирует и структурирует информацию, выполняет задание со схемой (сопоставляет иллюстрации с названиями типов изображений Христа: Спас Нерукотворный, Спас в силах, Спас Вседержитель, Спас на престоле, Спас Благое Молчание). Приложение 1. 2-я «четвёрка» учащихся знакомится с материалом текста об образе Богородицы и иллюстрациями икон с образом Божией Матери. Выполняет задание: заполнить таблицу, распределяя названия икон и их типы (Одигитрия, Оранта, Елеуса, Панахранта). Приложение 2. 3-я «четвёрка» учащихся знакомится с иконами святых (Николая Чудотворца, Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и Ксении Петербургской) и текстами из жизнеописаний святых. Отвечает на вопрос: почему эти люди возведены в ранг святых? 4-я «четвёрка» учащихся знакомится с текстом учебника «Основы православной культуры» «Свет иконы» (с. 52 – 54). Выясняет, что такое нимб, что означает золотой фон иконы, в чём отличие иконы от картины. 5-я «четвёрка» знакомится с легендой о появлении Тихвинской иконы Божией Матери и краткой историей Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Отвечает на вопрос: какова роль иконы в развитии Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
Первичное закрепление материала. Цель этапа: презентация проделанной работы в «четвёрках», выяснение ответа на проблемный вопрос. | Организует деятельность учащихся по презентации проделанной работы и представлению выполненных заданий. Проводит Физкультминутку. | Презентуют проделанную работу, высказывают свои мнения по поводу проблемного вопроса. Выполняют упражнения физкультминутки. | Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
5. Итог урока. Закрепление материала. Рефлексия деятельности. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует деятельность по закреплению знаний (викторина). Проводит рефлексию. Задаёт домашнее задание. | Отвечают на вопросы викторины. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в уч. деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |