kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Православные традиции в русских народных сказках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1)   духовно - нравственное воспитание через развитие актёрских навыков у детей;

2)  трансляция опыта практических результатов актёрской деятельности учащихся.

Задачи:

  • формирование интереса к литературным произведениям, к слову как единице языка и как средству общения;
  • сказкотерапия;
  • раскрытие личности ребёнка;
  • воспитание интереса к русским музыкальным произведениям;
  • знакомство с основными нормами христианской морали, развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о традиции, духовной  культуре;
  • формирование  культуроведческой  компетентности;
  • развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии;
  • развитие артистических способностей;
  • содействие социальной адаптации ребёнка;
  • воспитание художественного вкуса;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

 

Актуальность:  Актуальность мероприятия  заключается в том, что оно не только даёт учащимся практические умения и навыки общения, формирует начальный опыт творческой деятельности, но также формирует интерес к русским православным традициям, стимулирует желание проявлять свою 

Просмотр содержимого документа
«Православные традиции в русских народных сказках»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа № 8»




ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ:

ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

















Подготовила:

Лукашина Маргарита Геннадьевна

учитель православной культуры








городской округ Саранск

2016 год





ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ:

ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Актуальность: Актуальность мероприятия заключается в том, что оно

не только даёт учащимся практические Цели:

1) духовно - нравственное воспитание через развитие актёрских навыков у детей;

2) трансляция опыта практических результатов актёрской деятельности учащихся.



Задачи:

  • формирование интереса к литературным произведениям, к слову как единице языка и как средству общения;

  • сказкотерапия;

  • раскрытие личности ребёнка;

  • воспитание интереса к русским музыкальным произведениям;

  • знакомство с основными нормами христианской морали, развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о традиции, духовной культуре;

  • формирование культуроведческой компетентности;

  • развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии;

  • развитие артистических способностей;

  • содействие социальной адаптации ребёнка;

  • воспитание художественного вкуса;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.


умения и навыки общения, формирует начальный опыт творческой деятельности, но также формирует интерес к русским православным традициям, стимулирует желание проявлять свою индивидуальность, актёрские способности.


Результаты обучения.

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование готовности и способности школьников к саморазвитию с учётом устойчивого познавательного интереса к культуре своего народа;

3) осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование целостного мировоззрения,

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

7) развитие эстетического восприятия через освоение художественного наследия Православия (сказку, музыку и др.)



Метапредметные результаты:

1) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

6) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

7) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях культурных объектов.;

8) овладение начальными ораторскими навыками.

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о Православии как традиционной религии, его роли в культуре, истории и современности России;

2) знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

6) осознание ценности человеческой жизни;

7) формирование первоначальных навыков обращения с театральными принадлежностями: ручные куклами, ширмой, декорациями;

8) осознание представления о том, что передача характера литературного героя возможна не только через изменение интонаций голоса актёра, но и посредством правильно подобранной музыки.



Целевая аудитория: учащиеся 2 класса - актёры кукольного театра, родители, учителя, дети любой возрастной категории.


Материально - техническое обеспечение мероприятия

  • ручные куклы (Приложение 1);

  • театральная ширма (Приложение 1);

  • записи русских народных музыкальных произведений;

  • компьютер с колонками.



Содержание мероприятия



Учитель: Мы рады приветствовать вас , уважаемые гости! Двери нашей театральной гостиной распахнулись сегодня в рамках проходящей городской конференции, посвящённой возрождению православных традиций в России. (Приложение 1)

Вашему вниманию будет представлен опыт нашей кружковой работы в школьном кукольном театре.

«Мы все родом из детства, которое невозможно представить без сказок. Во времена духовного голода, когда были закрыты храмы, нашими первыми Евангелиями стали сказки. Они создавались глубоко духовными людьми. В чём феномен русской сказки? В ней утверждаются ценности русского народа. Она наполняет нас духом православной веры - в ней под разными образами речь идет о Спасении: о том, что здесь, на земле, пожить – значит, потрудиться над собой и приготовиться к вечной жизни. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». «Ложь» - это вовсе не небылица, а покров юродивости, под которым, по милости Божией, для любознательных «добрых молодцев» хранится «урок» - глубокий евангельский смысл. Это как у А.Толстого в «Золотом ключике»: все ищут таинственную дверь, но только Буратино находит её, невидимую для других, протыкая своим любопытным носом холст, на котором изображён пылающий огонь… Чтение с «золотым ключиком» – это таинство Божие, питание для детской души. Ибо тогда совлекается со сказки таинственный покров - и открывается сердцу Божественная лазурь…», - Иерей Игорь Мухин. То, что в романах русских писателей занимает сотни страниц, в русской сказке лаконично, красиво, назидательно и очень по-доброму изложено на одном листе.

Если в детстве у ребёнка нет умной сказки, душа его не имеет крепости. А свято место пусто не бывает, и рано или поздно неминуемо происходит подмена: зачастую современные компьютерные игры, книжки и мультфильмы - это отмычка или лом, инструмент для взлома детских сердец, потому что несут зло (насаждают культ силы, богатства, истерии, разрушения). Какой должна быть сказка в семье, где есть дети? В ней должны утверждаться ценности нашего народа. Она должна быть такой, чтобы, возрастая, ребёнок понимал, что в эпицентре повествования – он сам, его собственный духовный путь. «Великие произведения народного творчества провозглашают те же истины, которые исповедует Христианство - доброту, любовь к ближнему, верность супружескому браку. Все это есть в русском фольклоре. Сказка «Колобок» говорит о необходимости послушания, «Курочка Ряба» - это вообще величайшая сказка, порицающая суетную, тщетную погоню за богатством. Это удивительные, ценные уроки, которые должен получить малыш» (протоиерей Евгений Соколов).

Учитель: "Дорогие гости, вашему вниманию мы представляем сказку "Петушок и бобовое зёрнышко". (Приложение 2)

Представление юных актёров.

Учитель: теперь приглашаем для выступления актёров сказки "Теремок". (Приложение 3)

Представление юных актёров.( Приложение 1)

Учитель: Надеемся, уважаемые гости, что ваши души согрела работа наших замечательных юных актёров?

Вопросы к ребятам:

  • Чему вас научили показанные вами сказки?

  • Какие языковые особенности вы заметили, когда работали над сказками?

  • Почему вы выбрали именно представленную вами в постановках русскую народную музыку?

Примерные ответы детей:

«Петушок и бобовое зёрнышко» - это сказка о любви и о семье. Утверждение любви как высшей ценности показано на примере самоотверженной Курочки, спасающей своего Петушка; взаимосвязь мира природы и мира человеческого основана именно на любви, как это было первоначально в Раю. В сказке показана и иерархичность мира: петушок, корова, косари, печея, дровосек – именно от людей зависит спасение Петушка. Беда побеждается всем миром, но Человеку в мире принадлежит высшая роль: он как царь природы главный в этой цепочке, что отвечает замыслу Бога-Творца.

«Теремок» - труд, соборность (строят всем миром), гостеприимство, незлобивость, прощение!

Любовь русских сказителей к миру – людям и животным – проявляется в языке сказок: курОЧКа, петушОК, зёрнЫШКо, маслИЦе, и даже – бобОК, бобовое зёрнЫШКо (а не зерно!); в сказке «Теремок» - мышКа-норУШКа, зайчИК, волчОК.

Музыка, прозвучавшая в театральных постановках, отражает характер каждого из героев.

Учитель: Ребята, с опорой на поставленные вами сказки нарисуйте, пожалуйста, образ русского человека.

Примерные ответы детей: Русский человек - христианин, добрый, гостеприимный, милосердный, созывает всем миром восстановить разрушенное, миролюбивый, зло побеждает добром.

Учитель: Уважаемые гости, возможно кому-то из вас захотелось поделиться своими впечатлениями от увиденного? (Приложение 5)

Учитель: Надеемся, что вы получили удовольствие от посещения нашей театральной гостиной, и каждый из вас унесёт сегодня в душе частичку тепла и замечательное настроение. До новых встреч!





















































Приложение 1.

Ручные куклы, ширма.















Открытие представления.







Работа юных актёров за ширмой.









Представление юных актёров.









Приложение 2.

Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"


Петушок на дворе рылся и нашёл бобовое зёрнышко. Хотел проглотить, да подавился. Подавился и упал, и лежит, не дышит!
Курочка увидала, подбежала к нему и спрашивает:
- Ко-ко-ко! Петушок-петушок, почему ты лежишь, не дышишь?
Петух отвечает:
- Бобком подавился...Пойди к корове, попроси маслица - бобок проглотить...

Побежала курочка к корове:
- Ко-ко-ко! Корова-корова, дай мне маслица - путушок лежит, не дышит, бобком подавился!
Корова говорит:
- Му-у, пойди к косарям, попроси сена!

Побежала курочка к косарям:
- Ко-ко-ко! Косари-косари, дайте мне сена! Сено - корове, корова мне даст маслица, маслице - петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!
Косари говорят:
- Ступай к печее, попроси калачей!

Побежала курочка к печее:
- Ко-ко-ко! Печея-печея, дай мне калачей! Калачи - косарям, косари дадут сена, сено - корове, корова даст маслица, маслице - петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!
Печея говорит:
- Сходи к дровосекам! Дров попроси!

Побежала курочка к дровосекам:
- Ко-ко-ко! Дровосеки-дровосеки, дайте мне дров! Дрова - печее, печея даст калачей, калачи - косарям, косари дадут сена, сено - корове, корова даст маслица, маслице - петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!
- Сходи к кузнецу, попроси топор, рубить нечем!

Побежала курочка к кузнецу:
- Ко-ко-ко! Кузнец-кузнец, дай мне топор, топор - дровосекам, дровосеки дадут дрова, дрова - печее, печея даст калачей, калачи - косарям, косари дадут сена, сено - корове, корова даст маслица, маслице - петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!
- Ступай в лес, нажги углей, - говорит кузнец.

Пошла курочка в лес, нажгла углей, принесла угли кузнецу. Кузнец дал топор. Принесла топор дровосекам, дровосеки дали дров. Принесла дрова печее, печея дала калачей. Курочка принесла калачи косарям, косари дали сена. Принесла сено корове, корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица и бобок проглотил.
Вскочил и запел:
- Кукареку-у-у-у!













































Приложение 3.



Русская народная сказка "Теремок"

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили теремок!













































































Приложение 4.

  • Статья "По стопам князя Владимира" на сайте епархии г. Арсеньева - http://arseniev- 04.03.2015 г.

  • Статья "На пути к Храму" в газете "Бизнес Арс" № 11 от 12.03.2015г.

  • Статья "Дорога к храму" в газете "Новый век" № 10 от 05.03.2015г.

  • Статья "О сказках, куклах и золотом ключике" в газете "Благовестник" № 2 от 06.03.2015г.























































Информационное обеспечение



http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/bratya-grimm-chitat/zolotoj-gus.html

http://wooi.ru/dock/fonoteca8.php?soz=ir7#ir7

http://ya-umni4ka.ru/?p=26

http://vneuroka.ru/

http://mir-skazok.net/russkie-narodnyie-skazki

http://lukoshko.net/barto/bartvu2.shtml

http://skazochnikonline.ru/index/scenarii_po_skazkam/0-3198

http://gerasimova.ucoz.ru/publ/131-1-0-1523

http://www.skazkivcem.com/skazki/84-raznie-skazki/219-volk-i-semero-kozlyat

http://diafilm-nsk.ru/skachat_diafilmy

http://vneklassa.narod.ru/karta_saita.htm

http://elenasadigova.ucoz.ru/load/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/

http://wooi.ru/dock/fonoteca3.php

http://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/penie-ptic-dlya-detey/

http://www.filmpoisk.ru/films/247/tracks/

http://russian-traditions.ru/maslenica/

http://deti-online.com/audioskazki/skazki-andersena-mp3/snezhnaja-koroleva/

http://skazochnikonline.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Православные традиции в русских народных сказках

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 319190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Театральная гостиная "Православные традиции в русских народных сказках" "
    ["seo_title"] => string(78) "tieatral-naia-ghostinaia-pravoslavnyie-traditsii-v-russkikh-narodnykh-skazkakh"
    ["file_id"] => string(6) "217417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433340192"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Развлечение для детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(63) "razvliechieniie-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "325637"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462989361"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "День славянской письменности и культуры "
    ["seo_title"] => string(41) "dien-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "156902"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421504389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Внеклассное мероприятие в начальной школе "Веселая Ярмарка" "
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-nachal-noi-shkolie-viesielaia-iarmarka"
    ["file_id"] => string(6) "222294"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436119224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "4 класс Тематическое планирование"
    ["seo_title"] => string(38) "4-klass-tiematichieskoie-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "315569"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459922942"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства