воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями;
учащиеся осознают необходимость охранять природу, готовить сообщения и выступать с ним.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите все на меня, покажите мне свои глазки, улыбнитесь. Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь им. Все хорошее в жизни начинается с улыбки. Я желаю всем вам интересной и хорошей работы на уроке. Пожалуйста, садитесь.
2. Актуализация знаний и мотивация.
О ком времени года так можно сказать?
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов… ( О зиме)
Вы любите зиму? И я ее люблю. А чем она может нам нравится?
В зимней природе происходит много характерных для нее явлений. Наши помощники Сережа и Надя. Прислали нам письмо. Давайте узнаем, что в нём.
«Ура! Мы едем к бабушке! Метель застала нас на полпути. Мы огорчились. И вдруг… снегопад, кружащийся, завораживающий, который сменился метелью. Мы даже остановились, чтобы полюбоваться красотой, потому что в городе оттепель и капает с крыш. На следующее утро изморозь по-царски разукрасила все деревья и кустарники. Солнце освещало эти картины ярким светом. Красота!»
О каких зимних явлениях рассказали ребята? (Снегопад, метель, оттепель, изморозь)
(СЛАЙД)
Это явления какой природы? (Неживой)
А вспомните, какие изменения происходят зимой в неживой природе. Наш волшебный экран вам поможет.
(СЛАЙД)
Что вы можете сказать про солнце зимой? И т. д. …
Изменения в какой природе мы повторили? (Неживой)
(СЛАЙД)
3. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите внимательно на схему и скажите, какое слово должно быть написано на месте вопросительного знака? (Живая)
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Живая природа зимой)
Совершенно верно, тема нашего урока «Живая природа зимой».
(СЛАЙД)
Что мы должны сегодня увидеть, зам кем понаблюдать, что нового узнать. А с какой целью мы будем рассматривать живую природу зимой?
Хорошо, молодцы, прочтем что об этом говорит Муравьишка.
(На доске: цели: познакомиться с жизнью растений и животных в природе зимой; будем учиться рассказывать о своих наблюдениях об изменениях в живой природе)
4. Работа по теме урока.
Деревья, кустарники и травы зимой
Вспомним
На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)
(СЛАЙД)
Какие бывают деревья и кустарники? (Лиственные и хвойные)
(СЛАЙД)
Опираясь на рисунки, сравните лиственные и хвойные деревья и кустарники, сделайте вывод о том, как они зимуют.
(Лиственные деревья и кустарники сбросили листву, хвойные стоят зеленые)
Все ли хвойные деревья зимуют с зелеными листьями – хвоинками? (Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев.)
А кто знает кустарники, который круглый год зеленый? (Можжевельник)
(У меня необычный зимний букет, состоящий из веточек хвойных деревьев и кустарников, знакомых вам. Приподнимая показываю веточки и говорю о том, что эти растения полезны для здоровья)
(СЛАЙД)
Под снегом можно увидеть зеленые травянистые растения. Как вы думаете, почему они не погибают зимой от мороза? (Их укрывает снег, температура под снегом 17 – 20 градусов)
Какую поговорку узнали на уроке русского языка про урожай? (Хороший снежок урожай сбережет)
Прекращается ли жизнь растений зимой?
Наши растения так привыкли к морозам, что зима стала просто необходимой в их жизни. Зимой жизнь растений замедлена, они находятся стадии покоя, но при этом именно зимой происходит дозревание почек. Особенно хорошо заметен подснежный рост у раннецветущих растений.
А как можно зимой определить какое это дерево, если оно без листвы? (По стволу, по плодам, по семенам)
(СЛАЙД)
Откройте учебник на стр. 132 и помогите Сереже и Наде распознать деревья. Работать будете сообща в паре. Чья пара будет готова, поднимите руки.
(СЛАЙД)
Животные зимой.
(СЛАЙД)
Как назвать одним словом? (рыбы, насекомые, птицы, звери)
У каждого на парте лежит снежинка, где напечатан текст небольшого рассказа. Ваша задача – внимательно прочитать и, используя полученную информацию, подготовить сообщение на тему: первый ряд – как зимуют насекомые, второй – как зимуют рыбы, третий – как зимуют птицы.
Насекомые:
Как только заканчивается лето, насекомые начинают готовиться к зиме. Происходит это по-разному. Одни насекомые откладывают свои личики и яйца и прячут их под корой деревьев, в старых пнях и других укромных местах. Другие насекомые сами прячутся в домах, под корой деревьев, в щелях, зарываются в почву. А есть такие насекомые, в теле которых вырабатывается специальное вещество – антифриз, которое не даем им замерзнуть. Такие насекомые могут зимовать даже во льду.
(СЛАЙД)
Рыбы:
С наступлением зимы в водоемах происходят большие изменения, которые влияют на поведение подводных обитателей. Снижается температура воды. Постепенно уменьшается световой день. Затем пруды, реки, озера покрываются ледяным покровом. Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжелый период. Многие виды рыб опускаются на дно и находятся там практически без движения. Хищные рыбы продолжают вести активный образ жизни. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают отверстия.
(СЛАЙД)
Птицы:
Птицы по-разному переживают зиму. Одни – улетают в теплые края, таких птиц называют перелетными, другие остаются зимовать с нами – это зимующие птицы, а снегири, наоборот, прилетают к нам зимовать. Зимующие птицы не боятся морозов, но зимой для них мало корма, поэтому они рады даже маленькой крошке хлеба. Птица, которой холода не помеха даже для выведения потомства, – клест. Они питаются шишками, поэтому выводят малышей круглый год.
(СЛАЙД)
Беседа о птицах:
Зимой птицы нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?
Стихотворение «Покормите птиц» А.Я. Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А как звери готовятся к зиме, нам расскажут ребята, мои помощники. Пока они готовятся, мы немножко отдохнем.
(СЛАЙД)
Физминутка:
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)
А вам, ребята, предстоит быть внимательными слушателями и потом ответить на вопросы.
Белка: Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать
Силы надо беречь, сохранять.
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать.
Медведь: Я в берлоге крепко сплю, и меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю, много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа – крепко спать и весны ждать.
Заяц: Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку белую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еду не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
Ребята, обобщите, что вы услышали от моих помощников: как звери готовятся к зиме.
Звери:
меняют окраску,
впадают в спячку,
делают запасы,
добывают корм.
(СЛАЙД)
И так белка, медведь, заяц.
Зима для зверей трудное время года. Зверям нередко бывает голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Трудно кормиться после сильных снегопадов, поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена, раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.
Сочинение Цепель.
6. Закрепление изученного. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного. И теперь настало время проверить ваши знания и внимательность на уроке.
Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в живой природе.
Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят _____________. Только ___________________ и ___________________ хвастаются зеленым нарядом. Травянистые растения зимуют ________________. Радостно увидеть в заснеженном лесу красногрудого _______________ и прыгающую по деревьям пушистую красавицу __________. Люди помогают зверям и птицам перенести зимний голод. Они ________________________________________
Какие открытия вы сделали для себя, что узнали нового?
Ребята мы достигли цели, поставленной в начале урока?
Я прошу вас оценить свою работу на уроке.
Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – поднимите зеленый сигнал светофора.
Кто в чем-то сомневается – желтый сигнал светофора.
А кто считает, что ему нужно еще поработать над данной темой – поднимите красный сигнал светофора.
Мне понравилась работа на уроке следующих учеников: …. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, вам пригодятся, и, придя домой, вы поделитесь с родителями своими открытиями.