Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру во 2 классе по теме: «Про кошек и собак»»
Урок по окружающему миру во 2 классе по теме:
«Про кошек и собак»
Учитель: Гальчина Людмила Александровна
Цель урока:
создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления об особенностях кошек и собак, бережного отношения к домашним питомцам.
Предметные задачи урока:
расширять представления о многообразии пород кошек и собак;
знакомить с правилами ухода за кошками и собаками;
развивать познавательные процессы и интересы, расширять словарный запас;
воспитывать милосердие, сочувствие к бездомным животным;
учить работать в парах и группах.
Планируемые результаты.
Предметный результат:
сформировать представление о взаимоотношении человека и его домашних питомцев (кошек, собак), о том, как ухаживать за домашними животными.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
формировать и развивать умения:
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить,
– удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения, формулировать простейшие выводы;
развивать желание открывать новое знание, новое способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
использовать в общении правила вежливости;
строить понятные для партнёра высказывания.
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Оборудование:
учебник "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков, 2класс;
компьютер и мультимедийный проектор;
презентация "Кошки и собаки"
предметы ухода за кошками и собаками;
рисунки детей; пазлы с изображением собак, карточки с видами пород собак
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!
— Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.
(Дети касаются друг друга ладошками)
Актуализация знаний.
Активизация внимания
Учитель:
— К уроку вы приготовили рисунки (прикреплены на стенде). Вы видите, как
много разных питомцев живут у вас дома.
Мотивационный момент
— Прочитайте вопрос Муравьишки: (Работа по слайду)
— Зачем люди держат животных дома?
— О чём нужно задуматься, прежде чем заводить домашнего питомца?
Определение темы урока и постановка учебной задачи.
Учитель:
— Сегодня мы продолжаем разговор о домашних питомцах. А о ком сегодня пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадки Муравьишки. (Работа по слайду)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Лапкой умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
С хозяином дружит, Заворчал живой замок,
Дом сторожит. Лёг у двери поперёк.
Живёт под крылечком, Две медали на груди.
Хвост колечком. (Собака) Лучше в дом не заходи! (Собака)
— Предположите, о ком мы будем говорить на уроке.
— Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?
— Давайте проверим наши предположения. В этом нам поможет Муравьишка – Вопросик. (Работа по слайду)
Приём «Корзина идей»
4. Актуализация опыта учащихся.
Учитель:
а) Игровой момент «Угадай, кто нарисован?»
Работа в тетради – с. 58, задание №1:
— Нужно раскрасить картинку любым цветом, сделать подпись, кто получился.
девочки раскрашивают первую картинку, мальчики – вторую.
Проверка:
— Кто получился у девочек? У мальчиков?
б) Рассказ учащихся о своих питомцах (подготовленный материал)
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Подводящий диалог.
Учитель:
— А знаете ли вы, сколько существует разных пород кошек и собак?
— Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к учебнику – с. 84 (второй абзац)
(Дети зачитывают ответ на поставленный вопрос)
Создание проблемной ситуации
Учитель:
— Верно ли, что все ли кошки и собаки являются домашними животными?
— Поработаем с рубрикой «Знаете ли вы?»
Кошки.
Рубрика «Знаете ли вы?»:
а) как приручали кошек;
Приручили их 6000 лет назад в Древнем Египте. В поселениях, где располагались зернохранилища, человеку было сложно справиться с полчищами мышей и крыс. Когда человек увидел, что с этим легко справляются дикие кошки, он окружил кошек таким вниманием, от которого они не смогли отказаться.
б) 3 интересных факта из жизни кошек:
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
Охотник и охранник, синоптик и лекарь, артист и друг, игрушка даже живой «будильник» – вот кем может быть для вас кошка.
Работа с презентацией – рассказ о кошках.
Учитель:
— А какие породы кошек вы знаете?
— Муравьишка предлагает вам познакомиться с некоторыми из них.
Физминутка
4. Собаки.
а) Работа в парах.Породы собак
Учитель:
— А какие породы собак вы знаете? (дети называют породы собак)
— Для вас в тетради приготовлено интересное задание – кроссворд.
Работа по тетради – №2, с.58
— Все ли породы, изображённые здесь, вам известны?
— А где мы можем узнать названия этих пород?
(Дети – в атласе – определителе «От земли до неба» – с.200 – 203)
— Сейчас вы поработаете в парах.
Проверка: у доски отвечают две пары.
б) Работа с таблицей. Размер собак.
Учитель:
— Пород собак существует так много, что их можно разделить на группы. Как вы думаете, по какому признаку? (дети выдвигают предположения)
— Первый признак – это размер.
— Посмотрите в тетради задание №3. Назовите, на какие группы делятся породы собак. (Таблица: крупные средние, маленькие)
— Заполнить таблицу вам помогут картинки, которые есть в классе(картинки развешены на стенах кабинета по периметру)
(В помощь – атлас – определитель «От земли до неба» с. 200 – 203)
Дети находят картинки по заданию и прикрепляют их к доске в соответствующей колонке таблицы, записывают названия в тетрадь.
Работа с таблицей
Крупные собаки
Средние собаки
Маленькие собаки
дог
лайка
такса
кавказская овчарка
пудель
мопс
волкодав
фокстерьер
шпиц
в) Рубрика «Знаете ли вы?» О профессиях собак. (Работа по слайдам)
Учитель:
— Прочитайте вопрос Муравьишки.
Рассказ о профессиях собак.
Служебные собаки.
Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след нарушителей, помогая задержать и обезвредить врагов нашей Родины. Жизнь пограничной собаки подчинена строгому распорядку. Перед тем, как попасть на границу, собака сдаёт экзамен.
Ездовые собаки.
Велика роль ездовых собак. Посмотрите на Север: по снегам тундры бегут собачьи упряжки,8 – 10 собак, запряжённые в лёгкие нарды, покрывают за сутки расстояние в 150 километров. Впервые ездовые собаки были выведены на Камчатке, Чукотке, Якутии.
Собака – единственное домашнее животное, которое приспособилось работать в условиях суровой вечной мерзлоты. Температура опускается ниже 60 градусов.
Пастушьи собаки.
Эти собаки облегчают тяжёлый труд чабана: пасут овец, охраняют и защищают их от хищников, по команде может подогнать отставших животных к отаре, завернуть отару налево или направо. На эту службу подбирают наиболее выносливых и подвижных собак из различных пород. Чаще всего это овчарки, колли, лайки.
Собака – поводырь
Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза. Она даёт ему прежде всего практическую помощь при передвижении. Главная задача собаки – поводыря, предупреждать своего хозяина обо всех преградах на пути. Она останавливается перед любым препятствием. Даёт незрячему проверить тростью, что перед ним. Собака – поводырь может подавать в руки слепому оброненные им предметы: трость, ключи, перчатки. Она оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак – поводырей.
Собака в космосе.
В освоении космического пространства собаки сыграли так же большую роль.
Прежде, чем человек проник в космос, на разведку слетало немало собак. На разведку к звездам слетала и собака Лайка. В начале 1960 года популярнее собак, чем Белка и Стрелка не было. Им впервые удалось в настоящем космическом корабле пролететь вокруг Земли и живыми вернуться на Землю.
г) Работа в группах (5 групп)
Игра «Собери пазл». Ученики собирают картинку и определяют профессию собаки.
—Давайте подумаем, какую же роль играют кошки и собаки в жизни человека?
— Мы убедились в том, что кошки и собаки – это верные друзья и помощники человека. А знаете ли вы, что психологи утверждают, что люди, у которых есть кошки и собаки, живут дольше и счастливее других.
Что же нужно сделать человеку, чтобы его питомец тоже был здоров и счастлив? (ученики отвечают на вопрос)
— Об уходе за своими питомцами расскажут ребята.
Сообщения детей с показом предметов ухода за животными.
6. Помощь человека бездомным животным.
Учитель:
— Мы увидели, как ребята заботливо относятся к своим любимым питомцам. Но, к сожалению, в жизни встречаются бездомные, брошенные животные. Слайд
Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились? (Ответы детей.)
Учитель:
— Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома.
— Предложите, как можно им помочь.
Ученики предлагают различные варианты помощи бездомным животным.
Итог урока. Рефлексия. Приём «Беру с собой» Работа по слайду
Учитель:
— Давай подведём итог урока.
Продолжите мою фразу:
— Кошки и собаки – наши … (любимцы и друзья).
— Они нуждаются в нашей … (любви, заботе).
— Собака – верный друг и … (помощник человека).
«Корзина идей»
— На все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили? (Работа по сладу)
— Что вам было бы интересно ещё узнать о кошках и собаках?
Домашнее задание
Учитель:
— Хотите ли вы узнать об особенностях кошки? Или о том, где может работать кошка? Или какая порода собак в переводе означает «промокший до нитки»?
Об этом вы узнаете, прочитав дома с.86 – 87.
Рефлексия
Даны карточки для оценивания работы на уроке.
Ученики оценивают свою работу, работу в паре и работу в группе.
Р абота с таблицей
Приложение 1
П риложение 2
Пазлы
Портфель достижений
1
Мои результаты
2
Моя работа на уроке
Работа в паре
3
Работа в группе
Нужный ответ закрась
Активно, старательно
Дружно, вместе
Всё получилось !
Приложение 3
а) как приручали кошек;
П риручили их 6000 лет назад в Древнем Египте. В поселениях, где располагались зернохранилища, человеку было сложно справиться с полчищами мышей и крыс. Когда человек увидел, что с этим легко справляются дикие кошки, он окружил кошек таким вниманием, от которого они не смогли отказаться.
б) 3 интересных факта из жизни кошек:
П о поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
К ошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
О хотник и охранник, синоптик и лекарь, артист и друг, игрушка даже живой «будильник» – вот кем может быть для вас кошка.