kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру в 3 классе. "Разнообразие растений". УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Разнообразие растений". УМК "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 3 классе. "Разнообразие растений". УМК "Школа России"»

Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растений". УМК "Школа России" Плешаков А. А.



Тип урока: Изучение и первичное закрепление.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);

2.  Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3. Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

4. Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;

5. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.

6.Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Дидактический материал и оборудование:

учебник: Плешаков А.А. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир». Карточки для индивидуальной работы на тему «Почва»; карточки «деревья», «цветы», «кустарники», таблички с «частями растений».



Ход урока

Орг. Момент: 

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.



- Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы)... разрушаются. Из... (камней),... (песка),... (глины),... (растений), ... (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения.

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва — это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва — это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

(Ответ: 1, 3, 5.)

— Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?

(Плодородие — это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

— Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. Растения, животные — перегной.)

2. Фронтальный опрос.

- Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему?

-Одинакового ли цвета почва в разных местах?

- Докажите, что в почве есть воздух.

-Какие живые существа есть в почве?

- При каких условиях плодородие почвы будет более высоким?

- Одинакового ли цвета почва в разных местах?

- Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?

Подготовка к новому материалу

- Ребята, приглашаю вас в гости. Я побывала во многих местах Казани и ее пригорода и обнаружила интереснейшее место- дендрарий заповедника у посёлка Садовый. Его история началась в 1921 году, когда лесным факультетом Казанского университета на площади 0,41 га был заложен дендрологический питомник. Работами по созданию питомника руководил известный селекционер-дендролог профессор Н.К. Вехов.  С организацией в 1960 году Волжско-Камского заповедника дендрарий вошёл в его состав. С этого времени здесь стали проводится экскурсии. Современная коллекция дендрария насчитывает более 530 видов и разновидностей древесных растений умеренного пояса северного полушария и является наиболее крупной в Поволжье. Помимо представления разнообразия растений, важной функцией дендрария является испытание экзотических видов на возможность произростания в наших условиях, а также разведение редких и исчезающих видов растений. В 2003 г.  получил Международный статус - вошел в Международный совет ботанических садов по охране растений.

- В этом парке представлены многочисленные виды растений, много разных растений…. Как вы думаете, как будет называться наша тема урока? (Разнообразие растений)

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

— Рассмотрите схему на доске.

— На какие три группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

— Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.

— Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)

— Отгадайте загадки.

• Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)

• Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)

• Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)

• Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)

• Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель.)

• Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)


Работа по учебнику

— Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)

— Прочитайте текст на с. 70.

— На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

— Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

— Где растут водоросли? (В воде.)

— Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

— Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

— Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)

— Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)


Физкультминутка

Мы к лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал —

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок.

Положу их в кузовок.


Работа в паре.

- А теперь мы должны доказать, что мы правильно сделали, а для этого вы изучите дополнительную информацию, рассмотрите гербарии. Каждая пара изучает определенную группу и готовится выступить по плану: (приложение 1)

План:

  1. Название группы.

  2. Среда обитания……..

  3. Части растения

  4. * Мне интересно было узнать…..


Закрепление.

Выступление пары учеников по группам растений (см. приложение №1)


Практическая работа

(Учитель раздает детям распечатки таблицы.)

— Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника, атласом- определителем «От земли до неба» и рассказом ваших одноклассников.


Разнообразие растений

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

 

 

 

 

 

Мхи

 

 

 

 

 

Папоротники

 

 

 

 

 

Хвойные

 

 

 

 

 

Цветковые

 

 

 

 

 


Ответ.

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

Нет

Нет

Нет

Спорами

Живут в основном в воде

Мхи

Нет

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Папоротники

Есть

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Хвойные

Стержневая или мочковатая система

Одере

венелый

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Цветковые

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны



Рефлексия

(Работа проводится в группах.)

— К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?

— Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

— Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

Подведение итогов урока

— На какие группы делятся растения?

— Приведите примеры растений разных групп.

— Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

— Что особенно вам понравилось на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 69—73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 73.

2. Рабочая тетрадь: № 7—8 (с. 31).



Дополнительный материал

Викторина «Кто я такой?»

Много интересного рассказывают о себе лесные обитатели. Послушайте их рассказы, определите, кто эти герои, к какой группе растений относятся.

У самой дороги расту, у всех на виду красуюсь. Интересно, сорвет меня кто-нибудь?

Сейчас погадаю: сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут, сорвут - не сорвут... Теперь ясно — не сорвут: ни лепестка не осталось! (Ромашка.)

2. Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься — отчего, дескать, медленно расту? Невдомек тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз — становой корень уходит, землю буравит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжелая — землю раздвигать, до глубокой воды добираться... А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать — тогда и я пойду в рост. Будет у меня веток — сотни, листьев — тысячи, желудей — тьма-тьмущая... И стоять буду крепко... (Дуб.)

3. Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. Аты нас все равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной - нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озеро — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые — опять нас вспомнишь. (Незабудки.)

4. Далеко-далеко внизу, у корней моих, ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе... Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть — свет люблю, ясное небушко... Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растем. Вот только два весенних месяца кверху тянусь, а там — стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца — будто подпрыгиваю. (Сосна.)

5. Считается, что мое научное название — кампанула — связано с появлением колокола у первых христиан в итальянской провинции Кампании. Об этом повествует старинная легенда.

Жил некогда епископ Паулиний, любивший по вечерам прогуливаться среди полей, отдыхая от земных дел. В один из летних вечеров, когда воздух был напоен запахом полевых трав и они тихо шелестели, раскачиваясь от легкого дуновения ветерка, епископ был так очарован красотой окружающей его природы, что опустился на колени и стал читать молитву, вознося хвалу Богу за ниспосланную ему благодать. Вдруг откуда-то донесся мелодичный звон. Епископ посмотрел вокруг и увидел недалеко плавно раскачивающийся лиловый цветок. Божественное совершенство формы этого цветка так поразило его, что, придя домой, Паулиний велел изготовить гигантское подобие цветка — колокол, который подняли на башню местного собора. Назови мое имя. (Колокольчик.)

6. По преданию, я появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно меня почитали древние германцы и посвятили меня богине зари. Научное же мое название в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования моего русского названия нет. Однако существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа). Ты узнал меня? (Ландыш.)

7. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из моей коры. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели. В наше время таблетки, изготовленные из моей древесины, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А деготь входит в состав мази Вишневского и лечит даже страшные ожоги. Но самая приятная польза от меня заключается в том, чтобы попариться веником в бане и выпить сока после банной процедуры. Назови мое имя. (Береза.)

8. Известно предание, что самые отважные воины древности — викинги — перед боем выпивали отвар из моих «веток» и корней. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое к опьянению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнаженные по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно.

А еще я украшаю лес и служу лекарством для лосей. Люди тоже научились делать из меня лечебные препараты. Но я украшаю не только лес. Фигурки, изображающие меня, можно встретить на новогодней елке и детской площадке. Ты узнал меня? (Мухомор.)

Приложение№1.



1 группа.

Водоросли. У них отсутствуют корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Слово «водоросли» означает, что это растения, живущие в воде. Они бывают разные по размеру. Многие из них можно увидеть только под микроскопом. Мир водорослей огромен. Водоросли бывают разной окраски: красные, золотистые, бурые, желто-зеленые, зеленые. Всего известно около 30 тысяч видов водорослей. Некоторые водоросли крепятся ко дну. К ним относятся, например, крупные зелёные скопления, которые называют тиной.



2 группа.

Мхи. У них есть только стебель и лист, других частей мхи не имеют. Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 5см, исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра.

В наших лесах встречается кукушкин лён, мох сфагнум. Он растёт на сырой почве в лесу, на болоте, образуя подушки и ковровое покрытие. На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места.

Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.



3 группа.

Папоротники. У них есть корень, стебель, листья, других частей они не имеют. Папоротники встречаются в лесах, на стволах крупных деревьев, на скалах, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов, по обочинам дорог. Папоротник относится к числу наиболее древних растений. По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм. Вырасти папоротник можно и в домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.



4 группа.

Хвойные растения. У них есть корень, стебель - ствол, листья – хвоинки. Цветок и плод они не имеют. Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Хвойные растения растут в диком виде почти во всех частях света.

Среди хвойных есть настоящие рекордсмены. Так, сек­войя вечнозеленая (США, районы близ Тихого океана) — самое высокое дерево мира — достигает 120 м, диаметр ствола 10-12 м), продолжительность жизни — 3-4 тысячи лет. Пихта Нордманна (Кавказ) — самое высокое дерево в России, до 60-70 м. Сосна остистая (США. Калифорния) — самое долгоживущее дерево мира, продолжительность жизни почти 5000 лет.


5 группа.

Цветковые растения. У них есть все части: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. Эти растения самые разнообразные.



Используемая литература при подготовке к уроку:

Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 3 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова “Мир вокруг нас” / Е.М. Тихомирова.– М.: Издательство “Экзамен”, 2011.

«Я иду на урок в начальную школу» Окружающий мир, Книга для учителя, Москва, 2009 г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по окружающему миру в 3 классе. "Разнообразие растений". УМК "Школа России"

Автор: Кузьменко Анастасия Владимировна

Дата: 02.10.2022

Номер свидетельства: 614235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Неживая и живая природа".  УМК "Школа России", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(111) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-niezhivaia-i-zhivaia-priroda-umk-shkola-rossii-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407781672"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Разнообразие растений" УМК "Школа России"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_okruzhaiushchego_mira_v_3_klasse_na_temu_raznoobrazie_rastenii_umk_shkola_r"
    ["file_id"] => string(6) "599998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644512204"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России Степи". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "137977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417454584"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок окружающего мира с элементами здоровьесбережения "Богата природа России" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-s-eliemientami-zdorov-iesbieriezhieniia-boghata-priroda-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "202731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429299464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства