2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Фронтальная | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? C кем мы познакомились? Что вы можете рассказать о слонах? Какие ещё животные живут в тропических лесах? В саванне? Какую интересную информацию можете сообщить о жителях этих районов? Заслушиваются несколько подготовленных сообщений. | Ответы детей. (В саванне и тропических лесах.) Со слонами. | Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками. Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать |
3.Постановка учебной задачи | Фронтальная | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации — Послушайте стихотворение Г.Ладонщикова. Потянулись гуси на далёкий юг. Голоса их грустные ловит чуткий слух. Пролетают мимо стороны лесной... Возвращайтесь, милые! Будем ждать весной. О ком говорится в стихотворении? Наступает весна. Скоро вернутся птицы, улетевшие от нас на зиму. А где они провели зиму? На этот вопрос сегодня мы постараемся найти ответ. | Отвечают, обсуждают, доказывают. О птицах. Ставят цель урока | Л- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
4. Тренировочные упражнения Физминутка | Практическая работа | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации — Птицам было посвящено уже два урока. Вспомните урок по теме «Кто такие птицы?» 0 каких характерных признаках птиц мы узнали? Чем они отличаются от других животных? О птицах мы говорили на уроке «Как помочь птицам зимой?» Почему надо помогать птицам в это время года? Именно на этом уроке мы впервые говорили о том, что птицы бывают перелётные и зимующие. Каких птиц называют зимующими? — Вспомните, о каких зимующих птицах мы говорили? Почему птицы осенью улетают из наших мест? Каких птиц называют перелётными? Задание 1 — Рассмотрите рисунок на странице 16 учебника. Синие фишки положите на рисунки с зимующими птицами, красные — на рисунки с перелётными птицами. Проверьте работы друг у друга. Задание 2 — Соедините линиями рисунки птиц с их названиями (тетрадь, с. 14 № 1). Проверьте себя по атласу-определителю. Определите, какие из птиц перелётные. Закрасьте кружочки около их изображений. Проверьте работы друг у друга. Как вы думаете, где зимуют перелётные птицы? Существовало много разных мнений. Послушайте некоторые из них. Учитель читает фрагмент рассказа «Куда, как и когда?» из книги К.А. Плешакова «Зелёные страницы». На что ориентируются птицы, летящие днём? (На солнце.) На что — ночью? (На звёзды.) Как учёные узнали о перемещениях птиц? (С помощью кольцевания.) На странице 17 в учебнике изображены такие кольца. Как они помогают учёным? Прочитаем объяснение на странице 85. Посмотрите на карту, Птицы совершают многокилометровые перелеты в разные страны, на разные материки. Но потом они снова возвращаются к нам. Места гнездовий, зимовок и маршруты пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году. Рассмотрите схемы, на которых показаны районы зимовки ласточек и журавлей (тетрадь, с. 15). Найдите эти районы на глобусах. В какой части земного шара располагаются места зимовки птиц? Правы ли учёные, когда говорят, что птицы на зиму улетают в тёплые края? Обозначим стрелками направления перелётов птиц. Работа идёт под руководством учителя. Учитель включает запись «Голоса птиц» — фрагмент «Соловей». — Сейчас вы слышали пение соловья — знаменитого певца наших лесов. Окрашена эта птичка скромно. Она коричневато-буро-сероватого цвета с рыжинками, большими тёмными глазами и длинными тонкими ножками. Это соловей. Рассказ о зяблике. (Приложение). Учитель может прочитать детям рассказы о скворце, жаворонке, зяблике и соловье из книги АА. Плешакова «Зелёные страницы» | Дети отвечают, обсуждают. | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации . Личностные: решение проблемы, выдвижение гипотез. |
5. Рефлексия деятельности (итог урока) | | Организация рефлексии — Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят зиму. Рассмотрите рисунки на странице 17 учебника и объясните, почему птицы улетают на зиму в тёплые края. А почему многие птицы остаются на зиму у нас? Эти птицы могут найти себе пропитание и зимой. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли? Д/З. Нарисовать птицу, которую вы видели , и составить о ней небольшой рассказ. | Нет корма. Самооценка результатов деятельности. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; Л: смыслообразование |