I этап: Мотивация к деятельности Цель - мотивировать учащихся на изучение темы «Невидимое сокровище». | Создаёт проблемную ситуацию. | Учащиеся путём предположения, работы в группе формулируют тему урока. | Отгадать загадку: Ты без него не сможешь жить, Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух) -О чём пойдёт речь на уроке? -Часто ли мы видим воздух? Почему? - Как вы думаете, что такое воздух? Попробуйте резко взмахнуть рукой, и вы почувствуете его движение. Как называется движение воздуха? (ветер). Почему же он возникает? Работа в группах (выдвижение гипотезы). Высказывание предположений. Проверим свои гипотезы. Сравним их со сведениями электронного приложения. Учебник «Окружающий мир. 3 класс) | Проблемно-поисковый метод. Приёмы: обсуждение, диалог. | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
II этап: Открытие нового знания. Цель – формирование у учащихся представления о воздухе, его составе. | Учитель ведёт диалог. Демонстрирует круговую диаграмму «Состав воздуха». | Дети наблюдают особенности количественного соотношения газов в воздухе по диаграмме, на основании этого делают вывод. Выясняют значение кислорода. | - А кто знает, из чего состоит воздух? (предположения детей) Работа по учебнику с.59. Прочитайте внимательно текст, найдите информацию, о которой не знали раньше. - Что нового узнали из текста? - Что же такое воздух? (Использование электронного приложения к учебнику). Работа с диаграммой. Какого вещества в воздухе больше всего? - Как вы думаете, какой из газов наиболее важный для человека и всего живого на Земле? - Ребята, именно кислород поддерживает горение. При прекращении доступа кислорода огонь гаснет. Для чего это может пригодиться? Физминутка Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – Крылья мы сложим назад. -Покажите движениями работу ветра, который дует, качает дерево, сбивает росу, затихает. | Приёмы:обсуждение, диалог Работа с учебником. Метод: частично-поисковый. Использование электронного приложения к учебнику. | Индивидуальная, фронтальная. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Учитель демонстрирует опыты. Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения Учитель рассказывает о способностях ветра. | Практическая работа по определению наличия воздуха. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдениях перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы. | Воздух и его свойства. Наличие воздуха. Учитель показывает пустую пробирку. - Что в этой пробирке? (Ничего нет) - Давайте проверим, действительно ли там ничего нет. (Учитель берёт пробирку и топит её в стакане с водой). - Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, что «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки? (Воздух). - Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на Земле. Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с воздухом, узнаем о его свойствах. Опыт 1. Положите на край стола лист бумаги и тетрадь. Возьмите книгу и толкните ею тетрадь так, чтобы тетрадь толкнула лист бумаги, так чтобы лист упал на пол. Ответь на вопрос: что столкнуло лист бумаги на пол? Положите снова бумагу на стол и взмахните над листом книгой так, чтобы лист снова упал. Подумайте, что теперь толкнуло лист на пол. Вывод: воздух находится везде Свойства воздуха. - Понюхайте воздух? Есть ли у него запах? Вывод: воздух не имеет запаха. Прочитаем текст на стр.60 (пункты 1-2). -О каких свойствах воздуха узнали? - Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? - Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние.«А нельзя ли приручить ветер?» - думали они. Но произошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра. - Как вы думаете, что было изобретено? (На доске изображение парусной лодки, ветряной мельницы). - Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов. - Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм. - Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы? (Движение воздуха - ветер). Опыт 2 (проводит учитель): нагревание колбы с трубкой. Вывод: при нагревании воздух расширяется. (Просмотр развивающего видеофильма «Монгольфьер» http://www.youtube.com/watch?v=GY6j8HXju_w) Опыт 3. - Положим на колбу холодную тряпку. Что заметили? Вывод: при охлаждении воздух сужается. Чтение рассказа "Невидимое сокровище" в книге А.А Плешакова "Великан на поляне". - Что же способно восстанавливать кислород? Что для этого необходимо делать человеку? Работа по рабочей тетради с. 43. | Методы обучения: наглядный, словесный. Приёмы: обсуждение, диалог. Методы обучения: исследовательский. Работа с текстом. Наглядный метод обучения. Наглядный метод обучения. Метод обучения: -по виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа в тетради на печатной основе). | Индивидуальная, фронтальная, коллективная. Работа в группах. |
IV этап. Рефлексия. Цель – самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний. | Учитель направляет на оценку процесса и результата деятельности. | Дети проводят самооценку, приводят примеры применения полученных знаний в жизни. | Оцените свою работу на уроке с помощью оценочного листа. Дайте ответы на вопросы. а ) Всё ли получилось? б) Справился ли с заданиями? в) С чем поработаю ещё? - Что нового вы узнали на нашем уроке? - Что было самым интересным? - Какое значение для живой природы имеет воздух? - Какое значение для хозяйственной жизни людей природы имеет воздух? - Назовите свойства воздуха. - Какой вид работы на уроке вам понравился? - О чем бы вы рассказали сегодня дома? - Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания? | Методы обучения: словесный. | Индивидуальная, фронтальная. |
Vэтап Контроль деятельности ученика. Домашнее задание Цель – применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия. Создание ситуации успеха. | Инструктаж по подготовке к следующему уроку. | Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое будут выполнять дома. | Домашнее задание. Учебник с. 61, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». По выбору можно выполнить задание рубрики «Подумаем!» Объясните, приведите свои примеры. | Методы обучения: словесный. | Индивидуальная |