Просмотр содержимого документа
«"Тела. Вещества. Частицы"»
Тема: Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Образовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.
Формирование УУД:
Предметные: познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»; получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: выставка работ с домашним заданием «Я берегу природу», презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стаканы с водой, разные образцы тел естественных и искусственных.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
- Кто считает, что он готов, садится.
- Зарядка для ума. (левое и правое полушария).
- Покажите какое у вас настроение (от 1 до 5) при помощи угла руки.
Проверка домашнего задания.
- Какое было домашнее задание? (приготовить сообщение)
- Покажите насколько эта работа была для вас важной (от 1 до 5).
- Почему это для вас было важным?
- Вы уже видели работы, рассмотрели их. Кого вам хотелось бы выслушать из одноклассников?
Тема и цель урока.
- сегодня я предлагаю вам урок нового знания. Как обычно новое будет основываться на том, что уже мы узнали. Вспомните, какие три способа познания мира нам известны (наблюдение, опыты, измерение).
- какой из этих способов будем использовать для нового знания, судя по тому, что для вас приготовлено?
- как можно это назвать одним словом, фразой то, что на столах? (предметы)
Оказывается любые предметы, которые нас окружают учёные называют телами. Тела имеют очертания, форму. (открываем на доске слово).
- О чём будем говорить на уроке? (о телах),
- Тогда цель какая? (узнать что называется телами, из чего они состоят и провести опыты с телами)
- Кто считает, что наша цель позитивная? Достижимая? Всё ли для этого имеем? А что будет, если мы достигнем цели? Есть ли риски? (У вас сегодня будут соседи помощниками. Работа в парах). Итоги и выводы мы будем записывать в лист с техническим заданием, чтобы успеть.
- Покажите уровень понимания.
Основная часть.
- Как одним словомвы назовёте то, что лежит на столе? (тела)
- На какие группы можно разделить эти тела? (природа, и не природа)
- Как если бы у меня была возможность принести всем котёнка? В какую группу вы бы его отнесли?
- Можно ли человека отнести к телам?
- Сделаем вывод. Что такое тело? (Любой предмет, любое существо можно отнести к телам)
-Покажите уровень понимания. Запишите в лист с техническим заданием.
Слайд 1. Космические тела.
- На какие группы мы разделили тела? (естественные, искусственные) - открываем да доске.Записываем.
- Возьмите в руки кусочек сахара. Рассмотрите. Из чего он состоит? (из частичек, крупинок)
- Это ребята собственно сахар – вещество. (открываем слово)
- Искусственное тело скрепыша сделано из…резины, селикона - это вещество.
- Из чего сделана конфета, которая на столе? (из сахара)
- Тогда конфета и сахар это одно и то же? А почему?
- Вывод…..некоторые тела состоят из разных веществ. Состав очень сложный. Особенно у живых организмов. Это тема другого урока.
- Покажите уровень понимания от 1-5.
- Что такое вещества?
- На столе стакан с водой. Вода это тело или вещество?
- Чем вещество вода отличается от вещества сахар? (жидкое и твёрдое)
- Вот сейчас закрыли глаза. Представьте, что вы пришли домой. Вас ждут мама и папа. Мама сказала, что она приготовила что – то вкусненькое. Но вы решили убедиться. Пошли на кухню. На плите стоит кастрюлька. Вы открыли крышку. Вам не видно ещё что там приготовили, только видно…. Что видно в первую очередь?.... (пар.)
- Из чего пар? Вещество вода из жидкого состояния превратилось в газообразное?
- Вывод? Вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные.
- Покажите уровень понимания от 1 до 5.
- Приступаем к опыту. Берем стакан кладем в него кусочек сахара….. что происходит? Для ускорения процесса карандашиком перемешайте. Что произошло?...
- Было тело – сахарный кубик. Состоящее из вещества сахар. Вещество – вода. Теперь куда делось одно вещество?
- Оказывается вещества состоят из частиц. Вещество сахар при помощи вещества растворилось. Распалось на частицы. Частицы одного вещества попали между частицами другого. Они настолько малы по размерам, что человеческому глазу не видно но как если бы мы могли их увеличить и показать разным цветом, то это бы выглядело так: (показываем).
- Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)
- Найдем связи.
- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества: ,,,, Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.
- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?
- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик
- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.
- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.
Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.
Физкультминутка.
Первичное закрепление нового знания. Практическая работа.
Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы назовите тело и вещество, из которого оно состоит?
ВЫВОД: Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества.
-Итак, все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Я предлагаю вам объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.
Все ли вещества одинаковы?
В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.
- В каждой группе на столе стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар в стакан с водой. Размешайте.
- Почему мы перестали видеть сахар?
Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?
- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?
Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.
ВЫВОД: Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).
Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.
Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.
-возьмите в руки карандаш, попробуйте разъединить частицы. Получается?
Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах
ВЫВОД: В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу. так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.
- Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях.
в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.
У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.
Жидкости текучи.
- Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок?
Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)
У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы
в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.
Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.
Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить.
Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!
Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.
Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
Включение в систему знаний и умений.
Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить
1 группа. Продумайте танец с изображением веществ в разном состоянии. ( например, первая группа – твердое, вторая – жидкое и третья – газообразное).
2 группа. Изобразить газообр. вещество при помощи вырезанных кругов.
3 группа. Изобразить тверд. вещество при помощи вырезанных кругов.
Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
Домашнее задание
Дома поработать с учебником на стр. 36-39, выполнить задание в тетради на стр.24 № 4